Армагеддон общинного масштаба

Одна из 33 историй, вошедших в книгу «Самые известные русские мошенники: история России в аферах»; Москва, «Эксмо», 2011 г.
В конце 2016 года книга была переиздана, тираж составил... 15 экземпляров. Но "Кожаный переплет ручной работы с тиснением, торшонированный обрез, ляссе..."

«Ложь есть какое-то рождающееся в уме представление о не сущем, будто бы существует то, чего нет».
Г. Нисский

История эта произошла в городе Самаре в 1844 году. В ту пору там проживала довольно большая община староверов. Мало того что самарские старообрядцы не принимали к сведению никоновские реформы, так они были еще и беглопоповцами, то есть пускали в свои ряды священников, отошедших от традиционного православия. Надо сказать, что под эту марку рядилось множество мошенников, которые представлялись попами. В связи с чем для проверки предъявляемых новоявленными пастырями епископальных грамот и прочих деталей «легенды» порой даже выделялись гонцы.

Однако явление в начале года отца Иеронима такого оперативного расследования не повлекло. Дело в том, что благообразный 60-летний старец неожиданно, как джин из бутылки, явился из тайной комнаты дома авторитетного купца Царицына. И поведал, что был он смиренным монахом в прежде весьма почитаемых старообрядцами Иргизских скитах. А после того как в 1830 году правительственные войска в рамках программы по борьбе с сектантством те скиты разорили, «святого человека» укрыл в затворе самарский купец. Само собой, никому из общины и в голову не пришло проверить такую складную и «крытую мохом» легенду.

Ко всему старичок-боровичок продемонстрировал завидные знания «Апокалипсиса» Иоанна Богослова. Эту книгу Иероним цитировал с любого места, как ретивый солдат статьи устава караульной службы. Мало того, выяснилось, что блаженный дедок обладает даром предвидения. Правда, гораздо позже выяснилось, что вопреки предсказаниям в итоге ни сыновья из рекрутов не вернулись, ни бедные не разбогатели, ни у бесплодных дам с места не сдвинулось. Но ведь перечислил человек всем их надежды — и пошла добрая слава о пророке. Помалу набирая рейтинг, отец Иероним взял управление общиной в свои руки. В его ближайший круг вошли самые уважаемые староверы из купечества.

В конце февраля проповеди вождя самарского старообрядчества приобрели особый размах. Иероним, не распыляясь по мелочам в виде наводнения или неурожая, пророчествовал сразу о конце света! Проникновенным голосом он втюхивал в уши несчастным сектантам такие ужасные картины будущего, что сердце кровью обливалось.

Агитатор не забыл упомянуть и дату, назначив ее на ближайшую Пасху, которая в 1884 году приходилась на 26 марта. Непонятно почему и как, но горе-нумеролог Иероним сопоставил эту дату с «числом зверя» и объявил подтверждением Апокалипсиса попадание праздника Благовещения в этот год на субботу. По-видимому, новоявленный пророк сделал все с настолько убедительно, что все поверили, конкретно испугались и усердно занялись подготовкой к переходу в мир иной.

Хуже всего с этой подготовкой оказалось у людей зажиточных. Прямо скажем, «конец света» застал их врасплох! Как говорится в Библии: «Легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, чем богачу войти в царствие небесное». Мудрый отец Иероним и тут подсуетился с советом и порекомендовал купцам развеять нажитое потом и кровью имущество. И понеслась широкомасштабная раздача слонов! Семейная артель Кузнецовых выдала «на-гора» кожевенного и текстильного товара на 120 000 рублей золотом. Зерноторговец Хворостянский даровал не верящим в свое счастье обывателям 650 тонн муки.
 
Да и прочие общинники не скупились: проредили скот до одной единицы на двор, раздали всю птицу. Ведь в Пост скоромное грешно, а после грядущих катаклизмов оно и вовсе никому не надо будет. В целом подготовились основательно: на каждого закупили по гробу и по комплекту белого обмундирования, соответствующего событию. Причём приготовления общины к Апокалипсису велись настолько тайно, что о них не прознала ни одна непосвященная душа. И ладно бы только самарская полиция! Даже к братьям по вере — продвинутым московским староверам — не просочилось не единой весточки ни о новом пророке, ни о плановой гибели цивилизации.

Единственная неувязка при подготовке к убытию мира в небытие случилась с деньгами. Вроде бы как бы перед кончиной их следовало раздать. В то же время сделать это нужно было тайно, из соображений недопустимости гордыни и конспирации. И тут подрядился посредником главный режиссер действа, наш добрый ангел Иероним, который взялся за тяжкий труд размещения средств на всевозможные богоугодные дела. С миру по нитке в мошну благочестивого проповедника набежало 5000 рублей — по тем временам огромные деньжищи!

По мере приближения часа кончины мира координатор Иероним установил следующий порядок проведения культурно-массового мероприятия: форма одежды белая прощальная, старым и малым принять горизонтальное положение в домовинах, а молодежи полагалось выдвинуться на 25 километров от Самары в Коптев овраг, всем распевать псалмы и читать молитвы. При том можно пить воду.
 
Сказано — сделано! Накануне старообрядческая молодежь числом более 40 человек под покровом ночи заняла указанный овраг, где под навесом из камней ей предстояло провести несколько дней. Остальные же заперли ставни и предались ожиданию кошмарного действа. Между тем 26 марта все православные христиане великой страны и иже с ними приступили к празднованию Великой Пасхи. В то время как жители Самары вовсю «христосились» и нагружали свои животы скоромной пищей, в старообрядческом квартале стояла странная тишина.
 
Впрочем, к вечеру окрестности огласил дружная капелла некормленого скота. Так как рев голодных животных звучит гораздо трогательней автомобильной сигнализации, утро понедельника у городских властей получилось загадочно-информативным. Поначалу к староверам был выслан квартальный надзиратель. Он грозно стучал в тщательно запертые ворота, но посягнуть на неприкосновенность частных территорий так и не решился, о чем и доложил вечером полицмейстеру Рудковскому. Городской полиции начальник перенес разбор ребуса на утро вторника. Самолично и прибыл в замерший квартал, где его встретил несмолкающий истошный рев голодных животных. Нервы Рудковского не выдержали, он дал распоряжение околоточному отпереть первый же двор и храбро вошел в горницу ближайшей избы…

Да уж, 28 марта 1844 года прибавило седых волос полицмейстеру Самары. Картина маслом: на сдвинутых столах стояли открытые гробы с телами. Все бы ничего, но эти тела начали шевелиться! В целом по району наблюдалось следующее: в полумраке домов черные гробы, в них живые люди, шепотом молящиеся и плюющие на все распоряжения, вопросы и прочие сигналы, приходящие извне.

Вот тут губернское начальство изволило зачесаться неистово. Охрипший рогатый скот был накормлен, а квартал общины был оцеплен во избежание мародерства. Какого-либо маломальского объяснения действиям людей, бывших накануне вполне разумными, найти не удавалось. Да тут еще крестьянин Коровин привез весточку с симбирского тракта о том, что в Коптевом овраге обнаружилась загадочная дислокация старообрядческой молодежи. На приглашения Рудковского вернуться по родным избам молодые староверы отвечали отказом, пока не подтянулся менее церемонный воинский караул. В дороге полицмейстеру, пребывающему в темноте и невежестве, удалось разговорить страдальцев и узнать о явлении «святого пророка Иеронима».

Вот с обнаружением последнего в Самаре и произошла заминка — седобородого дедка и след простыл даже «по месту регистрации» в доме купца Царицына. 29 марта, разводя отроков по домам, Рудковский самолично потребовал от возлежащих в гробах староверов вернуться к жизни. На несостоявшихся умерших больше действовала не угроза ареста, а весть о том, что их «священный гуру» сверкнул пятками. Когда восставшие из гробов люди увидели ласковое солнышко, радости их не было предела! Вселенский восторг немного омрачал тот факт, что многие из них вернулись в никуда не девшийся мир нищими, не имеющими даже еды на ближайшее время. Осознав свои катастрофические просчеты, староверы наперебой составили детальный словесный портрет недавнего кумира.

Вскоре хитромудрого Иеронима вычислил один из разосланных конных патрулей. Дедок и на допросе плел о явлении ему ангела, доставившую скорбную весть, в которую он, дескать, сам уверовал. Вот только объяснить, как его занесло в такую даль от паствы, да еще с такой суммой пожертвований Иероним не смог. Не выдал он и своего истинного имени, хотя настоятель собора выявил у него полное отсутствие базовых знаний православных обрядов. Посему смело можно было утверждать, что священнослужителем этот человек никогда не являлся. Были также дотошно проверены списки священников, оставивших сан и перешедших к староверам. За период с 1825 по 1844 годы отец Иероним в них не значился.

В итоге губернский суд города Симбирска признал пророка виновным в мошенничестве. Строжайший приговор состоял из 50 ударов кнута и бессрочной каторги в Сибирь. Во время порки осужденный едва не ушел в мир иной и был спущен с эшафота без сознания. Разоренная им до основания паства в сердоболии своём искренне скорбела. И даже скинулась своему горе-проповеднику на проживание в Сибири. Там, вероятней всего, он и канул. По крайней мере, о дальнейшей судьбе, так называемого отца Иеронима история умалчивает.

Химки, 2010 год.


Рецензии