Форпост высокой культуры в суровой Якутии!
Два дня я с интересом смотрела выступления труппы Государственного театра оперы и балета Республики Саха (Якутия) имени Д.К.Сивцова-Суоруна Омоллоона на сцене Мариинского театра. 8 ноября на новой сцене прошла опера А.Бородина «Князь Игорь», поставленная театром (режиссер-постановщик Андрей Борисов) благодаря президентскому гранту в 2015 году, а 9 ноября – гала-концерт солистов этого театра «В сиянии Северных муз», посвященный его 25-летию.
Замечательно, что Мариинка предоставляет свою сцену различным отечественным театрам оперы и балета, в том числе, таким отдаленным, как Бурятский и Якутский, чтобы они могли показать свои возможности и петербургской публике. Трудно переоценить значение таких центров оперного и балетного искусства в Восточной Сибири и в Забайкалье, масштабы территории которых жителю европейской России даже трудно себе представить, где города располагаются близко друг к другу, даже Москва – всего в нескольких часах езды на поезде. А на сибирских и забайкальских просторах тысяча километров, что сотня на европейских. И возможность приобщиться к высокому искусству – оперному и балетному – в крупных отдаленных промышленных центрах России – это залог полноценного развития людей, живущих на этих территориях. Очень впечатляет стремление представителей национальной культурной элиты Якутии воплощать на сцене классические образцы русской и европейской музыкальной культуры и приобщать к ней живущих на огромной территории республики людей. Значение театра оперы и балета для столицы республики Саха (Якутия), на территории которой могут уместиться почти все страны Европы, думается, гораздо больше, чем роль Большого театра в Москве. Он там единственный на огромном пространстве, и ближайший подобный театр находится на расстоянии не менее тысячи километров.
И в эти два дня можно было оценить, что доводится слышать жителям Якутска на сцене своего театра. Прежде всего, это патриотическая и очень красивая постановка оперы А.Бородина «Князь Игорь». Выдержанная во вполне достоверной стилистике, постановка отличается чувством меры и хорошим вкусом. Узнаваемые археологические объекты использованы в оформлении спектакля – изображения так называемого «скифского золота», которое можно увидеть в Эрмитаже. Вполне реалистично сделаны костюмы, построены мизансцены. Экзотически воспринимаются и национальные вкрапления в действие – характерное звучание якутского хомуса, классического шаманского инструмента, клекот хищных птиц, ржание лошадей, звук копыт несущейся степной кобылицы. Не испортили спектакль и переставленные местами сцены оперы, превращение «плача Ярославны» в сон князя Игоря с пятью Ярославнами с прекрасными голосами (Прасковья Герасимова, Анегина Дьяконова, Маргарита Мартынова, Феодосия Шахурдина, ОльгаЧемпосова). Впечатляюще звучал в партии князя Галицкого Андрей Валентий, приглашенный солист из Большого театра Беларуси, а также был интересен Аскар Абдразаков в роли половецкого хана Кончака. Выразительно, хотя и немного тихо, звучал оркестр под управлением темпераментного дирижера Алевтины Иоффе. Складывалось впечатление, что музыканты привыкли играть в менее объемном помещении, каковым и является зрительный зал Якутского оперного театра. Как, впрочем, и некоторые певцы, прежде всего мужская часть исполнителей оперы, временами и хор. Им, порой, не хватало необходимой мощи для создания патриотического эффекта. Как-то особенно не порадовала картина «Половецких плясок», поставленная французским хореографом Режис Обадиа. Она и стилистически выбивалась из общего контекста, и не отражала «живописную» половецкую музыку А.Бородина с бешеными скачками на лошадях, полными неги танцами половецких красавиц, удалыми плясками ханских воинов. Хотя в целом спектакль оставил приятное впечатление.
Гала-концерт якутского театра показал и балетных артистов труппы. Вполне достойно выглядел в техничных классических балетных партиях Сарыал Афанасьев (в сцене «Пир Краса» из балета А.Хачатуряна «Спартак» и в па-де-де из балета Р.Дриго «Талисман»), а также хореографической миниатюре «О, Солнце!». Его партнерши – Екатерина Тайшина, Надежда Корякина, Юлия Мярина – тоже хорошо смотрелись, даже несмотря на досадное падение последней на фуэте. Хорошо прозвучали и многие вокалисты. Прасковья Герасимова проникновенно спела арию Аиды из одноименной оперы, а Феодосия Шахурдина прекрасно исполнила арию Виолетты из первого действия оперы Верди «Травиата». Понравились публике и Григорий Петров с песенкой Герцога из оперы Верди «Риголетто», Анегина Дьяконова с арией Тоски из одноименной оперы, Александр Емельянов с куплетами Эскамильо, Николай Попов с романсом Неморино из оперы «Любовный напиток». Очень впечатляюще во втором отделении звучал хор, исполнивший сначала финал кантаты Орфа «Carmina Burana», а затем – хор иудеев из оперы Верди «Набукко». Конечно, чуткое ухо меломана могло уловить некоторые погрешности исполнения певцов. Странно прозвучал знаменитый романс А.Алябьева «Соловей», известный наизусть любому гражданину СССР, поскольку его гоняли по радио практически каждый день в потрясающем исполнении Аллы Саленковой.
Завершили гала-концерт опять французские половецкие пляски с каким-то странным для стилистики виденного накануне спектакля оперы «Князь Игорь». Порадовал и оркестр, по большей части состоявший из якутских музыкантов. Публика была довольна, хлопала, кое-кто кричал «Браво!». В целом, гала-концерт артистов Якутского театра понравился.
Свидетельство о публикации №216111000243