Коварная волна

     Море многим кому по колено,
     и немногим оно по плечу…

                Журнал «Север»

   Родные и близкие членов экипажа «Юты Бондаровской» в новогодние  и рождественские праздники поднимали бокалы…  за тех, кто в море!  Третий тост, как никогда, оказался кстати…  В это время года в Северной Атлантике свирепствовали шторма, ураганные ветры преследовали теплоход, спешивший в Мурманск из далёкой Кубы. Проваливаясь в океанскую бездну, «Юта Бондаровская»  не успевала убегать от догонявшей волны. У ветеранов судна возникло подозрение, что владыка морей намерен проверить у экипажа морские качества. Но как в таком случае понять мириады солёных брызг океана? Они словно слёзы Посейдона, омывали иллюминаторы кают… 

   Мне довелось работать  на «Юте Бондаровской»,  подменяя электромеханика Владимира Петровича  Корепанова, находившегося в длительном отпуске.   По рассказам судовых механиков случившееся на судне вспоминаю с особым чувством…  понимания и одобрения действий коллеги, опытного специалиста и ветерана флота…

   Резкая трель парного безбатарейного телефона с машинного отделения в каюту, почти всегда предвестник неприятности, а то и беды. Трудно привыкнуть к этим тревожным звукам, даже проведя полжизни в море. Электромеханик Корепанов почувствовал холодок в груди, но снял телефонную трубку:
   - Владимир Петрович, сработала аварийная сигнализация рулевой установки! – доложил вахтенный механик.
Попасть в румпельное отделение можно с палубы юта. В то время как выход на открытую палубу по распоряжению капитана был запрещён!

   Однако неуправляемая рулевая установка  могла развернуть судно  бортом на волну и тогда: жди аварии! Предупредив старшего механика Иванова, Владимир Петрович выскочил  на кормовую палубу. Не удержался и рослый стармех, а следом, коротким шажками заспешил щупленький второй механик Леонард Зозуля.  (Через несколько лет мне доведётся работать уже со старшим механиком Зозулей на теплоходе «Шура Кобер»). Формально все трое нарушили распоряжение капитана, оказавшись на открытой палубе юта, но их подгоняло… чувство опасности. Желание было одно: быстрее исправить ситуацию! Экипаж  «Юты Бондаровской», что годами работал на здесь  –  настоящие моряки, они знали и любили своё судно!

   Что же удалось выяснить на кормовой палубе? Крепкая волна ослабила герметизацию дверей вентиляционной, позволив забортной воде через воздушные короба попасть в рулевое помещение и подтопить электрощит с аппаратурой. К счастью, во время подоспевший электромеханик устранил водотечность.

   Покинув румпельное отделение, механики подбивали клиновые задрайки дверей. В этот момент, экстремальная волна накрыла ударом рисковую троицу. Иначе, как коварная её не назовёшь, ибо зашла с кормы, а потом опрокинула механиков на тамбучину (палубная надстройка). Старший механик беспомощно расклинился между вьюшкой швартовного каната и тамбучиной.  Возможно, что это и спасло его от последствий убегающего за борт мощного потока воды. Но более всего пострадал электромеханик Корепанов. Ударившись ногой об острый край вьюшки, он, тем не менее, прекратил путь в океанскую бездну соплавателю, второму механику Зозуле.

   Однако,  Владимиру Петровичу пришлось заплатить свою цену. По безумным от боли глазам Корепанова, механики поняли, что он травмирован. Сломанная в колене нога  была неправильно согнута на палубе. Словно спохватившись, что натворил бед, океан на время затих, и коллеги потащили пострадавшего по трапам жилой надстройки.

   На теплоходе, как и следует в таких случаях, было сделано всё возможное. Судовой врач наложил шины, стармех Иванов составил акт необходимой формы и за подписью капитана, оповестили пароходство. В тревожном ожидании прихода в порт приписки, капитан и стармех чувствовали себя в чём-то виноватыми, полагая, что не миновать им серьёзных разборок. В этом плане Императором Всероссийским Петром Великим справедливо указано в Морском уставе: «Ничто людей  на  зло так не приводит, как слабая команда». Давно сказано, а ведь справедливо и на века!

   Как и следовало ожидать, в порту приписки на «Юту Бондаровскую» обрушился шквал разборок. Корепанова увезли в больницу, а старшего и второго механиков списали с судна. Теперь они были во власти известного в бассейне своей строгостью старшего профсоюзного инспектора по технике безопасности. Между прочим, женщины! Дело передали в прокуратуру. Старшему механику Иванову грозила выплата компенсация по больничному листу травмированного электромеханика, а возможно и пожизненной пенсии по инвалидности. Но этого не случилось. Нога Владимира Петровича правильно срослась, но скучать по морской стихии ему пришлось в домашней обстановке целых восемь месяцев. Для опытнейшего инженера-электромеханика и бывалого моряка Корепанова это был нежданный и неприятный интервал в любимой работе.

   Стармеха Иванова, как старшего по службе обвинили в нарушении распоряжения капитана: «Выход на открытую палубу запрещён», что и явилось причиной травмы электромеханика.
Механик Леонард Зозуля, допрошенный в прокуратуре как свидетель, объяснил ситуацию, сложившуюся в штормовом океане:
   - Не сработай предупредительная сигнализация рулевой установки, могла случиться беда. Да, мы нарушили распоряжение капитана, но промедление создавало аварийную обстановку. Не устрани мы во время водотечность, не подкрепи двери – рулевая установка была бы затоплена! В бушующем океане это граничило с тяжёлым последствием. Разве трагическая гибель в Атлантическом океане в феврале 1982 года ленинградского судна «Механик Тарасов» не показатель серьёзного отношения к властелину морей?! 
    Сайт в интернете: v-mishakov.ru/tarasov.html               

   Теплоход «Механик Тарасов»  -  один из 10 однотипных судов класса ролкер (судно с горизонтальным способом погрузки), построенных в Финляндии по отечественному проекту. Имея высокий центр тяжести и коробчатую форму корпуса, оно предназначалось для плавания во внутренних морях. В условиях океанских штормов поведение судна оставляло желать лучшего. Возникали опасные крены и рыскания. Кроме того, на судах не было поперечных водонепроницаемых перегородок, что противоречило международным требованиям безопасности мореплавания!..

   Следующий  из канадского порта Квебек в Ленинград, «Механик Тарасов» попал в зону сильнейшего шторма. Огромные волны, с чудовищной силой сокрушавшие носовую часть судна, вырвали с куском палубы вентиляционный грибок, и океанская вода неудержимым потоком хлынула в трюм. Увы, борьба за живучесть судна результата не принесла…
 
   Самолёт береговой охраны заметил с воздуха гибнущее советское судно. По радио капитану было предложено снять с теплохода весь экипаж. Но согласиться на помощь иностранцев  – означало для капитана поставить крест на своей карьере. «У нас всё в порядке. К нам идёт спасательное судно». Таков был ответ с «Механика Тарасова»… 

   Небольшое датское рыболовное судно «Сигурфари», имея низкие борта, спасло жизни пятерым морякам, подняв их из воды на борт судна. Наш траулер «Иван Дворский», опасаясь столкновения судов, не рискнул подойти к гибнущему «Механику Тарасову». Это были последние минуты нахождения судна на поверхности океана. Люди начали прыгать в ледяную воду. Было 3 часа 30 минут ночи по местному времени. Весь в огнях «Механик Тарасов» погрузился в пучину. Из 37 членов экипажа погибли 32 моряка… 

   Каждый год 16 февраля у мемориала погибшим морякам «Механика Тарасова» на Серафимовском кладбище Санкт-Петербурга собираются их друзья и родственники…

   Слава Богу, с мурманским теплоходом «Юта Бондаровская» всё в порядке. Во многом благодаря чёткой вахте судовых механиков. Надо отдать должное и транспортной прокуратуре Мурманска. В отличие от профсоюзной инспекции охраны труда, они досконально разобрались в причине травмы у электромеханика Корепанова.  Дело было закрыто, обошлись без оргвыводов капитану, а механиков восстановили на работе. Справедливость восторжествовала! Так что  низкий поклон транспортной прокуратуре и пароходству за реабилитацию моряков…
               
               


Рецензии
Моряки действовали правильно. А за "Тарасова", который не должен был ходить в океане, кто-нибудь понёс наказание?
С уважением,
Владимир

Владимир Врубель   10.11.2016 19:38     Заявить о нарушении