Верещагин в Луге

     В начале было слово, точнее, надпись на клейме случайно найденного в г.Луге кирпича при осмотре разрушенного дома, на углу Большой Инженерной улицы и Переездного переулка. Это было в самом начале 1990-х годов, т.е. более четверти века назад. В простой прямоугольной рамке хорошо читалось фамилия  Верещагин. Находка совпала с начальным периодом моего собирательства клейм на старых кирпичах, особенно  произведённых кирпичными заводами Луги и Лужского уезда. Сведения  о них почти не встречаются в соответствующих справочниках. В этой связи кирпичные клейма приобретают ценное источниковедческое значение.   
    По аналогии с другими клеймами, фамилия Верещагин на кирпиче с Большой Инженерной улицы, вероятней всего, указывает на   владельца кирпичного завода, не значившегося  ни в одном из известных мне источников.  Отсутствие инициалов  имени и отчества   делало попытки его идентификации почти бесперспективными, в силу чего мне пришлось ограничиться  лишь включением   кирпича в свою коллекцию. 
      К сожалению, собранные мной кирпичи  хранятся без должной защиты от  атмосферных осадков, за исключением некоторых раритетов. Верещагинский кирпич оказался не стойким к хранению на открытом воздухе. Постепенно его клеймо сделалось совершенно не читаемым.  Только летом 2016 года моя коллекция смогла пополниться  кирпичом с аналогичным, прекрасной сохранности клеймом. Ему обеспечен надёжный режим хранения.  Затем последовала череда архивных находок,  в результате которых верещагинская тема  вышла далеко за рамки кирпичного производства, пополнив   лужское краеведение  сведениями об очередной  замечательной личности.
    В ЦГИА СПб, фонде Лужского городского общественного банка  обнаружилось дело «О выдаче ссуды под залог недвижимого имущества коллежского советника Верещагина Александра Васильевича» В первый раз за выдачей ссуды А.В. Верещагин обратился в банк 21 февраля 1890 года. По справке ценовщиков от 12 марта 1893 года,  ему принадлежало плановое место  площадью 1500 кв. сажен, находившееся в  г.Луге на территории 45-го квартала, участке №1. Здесь находились  деревянный одноэтажный с мезонином крытый железом дом и надворные строения.    Ранее ценовщики произвели более подробное описание данной недвижимости, указав длину участка -50, ширину -30 саженей, перечислив надворные постройки: навес, конюшню, экипажный сарай, кладовую, состоящую в единой связи с ледником.
   Первую ссуду в 2500 рублей А.В.Верещагин получил по постановлению правления банка от 12 марта 1890 года сроком на 3 года. Второй раз он получил такую же сумму по постановлению от 12марта1893 года.(1).
    Отметим, что к тому времени нумерация кварталов центральной части города поменялась в сравнении с предыдущим планом города, восходящим к годам его основания.  Это произошло по причине прирезки к городу новых  кварталов в северном и южном направлениях., а также  кварталов за железной дороги, вдоль Большой Инженерной улицы. С  1880-х годов 45-й квартал  представлял собой территорию ограниченную  Большой Инженерной и Большой Маркизской (ныне Красноармейской) улицами, Демьяновским  и Белозерским переулками, т.е. расположенную . почти напротив здания  лужского вокзала
    Само собой встал вопрос о родственной связи  упомянутого в  банковских документах Верещагина с замечательным художником Василием Васильевичем Верещагиным (1842 – 1904).
   Обращение к Интернет-ресурсу  показало, что действительно у В.В.Верещагина младшим из братьев  был генерал-майор и военный писатель Александр Васильевич Верещагин (1850-1909).  В  «Военной Энциклопедии», издаваемой товариществом И.Д.Сытина в  1900  – 1910- е годы о нём имеются следующие данные: .
   Верещагин, Александр Васильевич, г.-м., воен. писатель, брат известного художника В.В.Верещагина, род в 1850г., воспитывался в Ник. кав. уч-ще и выпущен офицером в Бугский уланский.полк, где прослужил лишь несколько месяцев и вышел в отставку. Война с Турцией 1877-78 гг. побудила В. снова надеть мундир, и он был определён во Владикавказский полк Терского казачьего войска. 30 авг. под Плевною.был ранен пулею в ногу и награждён, между прочим, золотым оружием. Командированный в 1880г в распоряжение М.Д.Скобелева, В. принял участие в Ахал-Текинской  экспедиции, по окончанию которой  вторично вышел в 1882 г. в отставку.
   В 1894 г. В. в 3-й раз вернулся на службу и был назначен штаб-офицером для поручений при воен. мин-ре, а в 1900 г. с началом боксёрск. восстания в Китае отправился на Дальний Восток в распоряжение ген. Гродекова. В 1906 году он вновь вышел в отставку и в 1909 г. застрелился вследствие расстройства личных дел. Перу его принадлежит целый ряд книг, большей частью автобиографического характера: «Дома и на войне», «У болгар и за границей», «Воспоминания и рассказы», «Новые рассказы», « По Манчжурии», «В Китае», «На войне», «Рассказы очевидцев». (2)..
      Как писатель А.В.Верещагин оказался включённым в «Биографический словарь русских писателей 1800 – 1917 год».(3). Помещённые здесь сведения, собранные Л.Н.Ивановой, существенно дополняют справку из сытинской энциклопедии.
    А. В.Верещагин родился 10(22) мая 1850года в Пертовке Череповецкого уезда Новгородской губернии, был сыном предводителя дворянства г. Череповца, окончил Вологодскую классическую гимназию.Из Николаевского кавалерийского училища вышел в звании корнета. Во время русско-турецкой войны  служил ординарцем М.Д.Скобелева. По окончании войны оставался в Болгарии, став почётным гражданином г. Севлиево.После окончания Ахалтекинской экспедиции в 1881 году уехал в Париж, где вскоре вышел в отставку в чине полковника. Помогал брату в устройстве выставок в европейских столицах. Вернувшись в Россиюв 1883 году поступил на службу в Министерство финансов.
   В 1899 г. ( а не в 1894, как сказано в сытинской энциклопедии и опирающихся на неё справках) вернулся на военную службу офицером для особых поручений при военном министре А.Н.Куропаткине.
    Выйдя в отставку генерал-майором А.В.Верещагин покончил с собой в Петербурге, 28.1 (10.2) 1909 года.
       В сведениях Л.Н.Ивановой привлекает особое внимание звание полковника, в котором А.В.Верещагин вышел в свою вторую отставку. По тогдашней табели о рангах званию армейского полковника соответствовал  гражданский чин коллежского советника, в котором указан  А.В.Верещагин, обращавшийся за ссудой  в Лужский общественный банк, что как раз  приходится на время гражданской службы отставного полковника Верещагина  оценщиком Дворянского  земского банка (4)
     Александр Васильевич Верещагин, брат художника, был женат на музыкантшеОльге Ивановне, урождённой Старицкой, и имел от неё дочь Ольгу(замужем за офицером Ген. Штаба Анатолием Фёдоровичем Барсовым) и сыновей Владимира (1888 -1981) и Василия (1892 - ?). (5). Сведения о жене и  генеральское звание А.В.Верещагина, снимают все сомнения в том, что он и заёмщик лужского городского банка  представляют собой одно и тоже лицо.
    Убедиться в этом помогает составленный Лужской городской управой «Список дворян потомственных и личных, владеющих в уезде недвижимой собственностью». Здесь один из двух участков  в 45 квартале г. Луги по улице Маркизской, указан принадлежавшим наследникам генерал-майора Александра Васильевича Верещагина., второй участок принадлежал его вдове музыкантше Ольге Ивановне Верещагиной,урождённой Старицкой.
    Согласно  «Ведомости полицейских номеров по улицам г. Луги на 1 января 1910 года» генерал-майору Верещагину принадлежал участок  со стороны Демьяновского переулка,  его вдове – со стороны Белозерского переулка.(7) Именно  участок по Демьяновскому  переулку фигурирует в деле о банковской ссуде. Участок по Белозерскому переулку на начало 1900-х годов  принадлежал какому-то Марцевичу (8)  К 1914 году  оба участка стали собственностью некоей Вингельмины Васильевны Гофрен. (9)..
  По Л.Н. Ивановой начало литературной деятельности Верещагина приходится на начало 1880-х годов,  когда он помогал брату в устройстве заграничных выставок. Его  воспоминания о детстве  получили одобрение  брата и В.В.Стасова.
В 1884 году состоялся его дебют в печати первым «военным» рассказом – «Ловчинский бой 22-го августа 1877г.»
    «Осенью 1883. благнодаря Стасову В. познакомился с Л.Н.Толстым и дважды читал в Хамовниках свои рассказы, заслужившие след. Оценку писателя: «Это именно тот художественный историк войны, которого не было – поэтический и правдивый… Это не художник, а лучше, - трезвый, умный и правдивый человек, который много пережил и умеет рассказать хорошо то, и только то, что видел и чувствовал. А это ужасно редко» [письмо Стасову от 7 (?) дек. 1883…]» (10).
   Л.Н. Иванова  пишет «Для стиля В. характерно незамысловатое, но увлекат. повествование, насыщенное живыми подробностями и внушающее доверие к втору, человеку бывалому, способному видеть и ценить редкостное и смешное в жизни…Его последние книги – ценный материал для истории т.н.Боксёрского восстания в Китае..» (11)
    Было бы интересно, каким показались бы произведения А.В.Верещагина современному читателю. В любом случае, его литературный дар, братская близость к В.В. Верещагину и создателю знаменитого вологодского масла Н.В.Верещагину способны обеспечить ему достойное место в лужском краеведении,  в целях повышения экскурсионно-туристического потенциала г.Луги.
      Что же касается  вопроса о принадлежности А.В.Верещагину кирпичного завода, то он пока остаётся на стадии предположения. 
       Александр Васильевич был младшим из четырёх братьев Верещагиных, старшим из которых был Николай Васильевич Верещагин (1839 -1907),  общественный деятель, прославившийся  успехами  отечественного сыроделия,   разработавший рецептуру знаменитого вологодского масла. Д.С.Лихачёвым о нём написано следующее: «Вологодское масло изобрёл и стал производить  брат художника Верещагина, офицер Скобелева, принимавший участие в освободительной войне 1877 – 1878 годов» (12).  Между тем, Николай Васильевич, выпускник морского кадетского корпуса (1856), участник боевых действий во время блокады Кронштадта (1855),   в 1861 году вышедший в отставку мичманом с производством в лейтенанты участия в русско-турецкой войне не принимал и офицером Скобелева не был. Д.С.Лихачёв ошибочно приписал ему часть биографии его младшего брата – А.В.Верещагина
    Также стоит отметить, что в  двухтомнике С.В.Волкова «Генералитет Российской империи». наш Верещагин не упомянут. Зато приводятся данные о его полном тёзке и младшем современнике Александре Васильевиче Верещагине (1855- 1910), получившего образование в Сибирской военной гимназии, выпускнике Александровского военного, затем Николаевского инженерного училища, участнике  русско-турецкой войны и компании 1892 г. на Памире , с 1902 г. генерал-майоре, с 1908 г. – генерал-лейтенанте (13). 
       Сегодня  территория бывших усадеб А.В. и О.И. Верещагиных в Луге имеет следующий вид. По  её западной границе вдоль Красноармейской, бывшей Большой Маркизской, улице  сохранилось несколько старых домов, как минимум довоенного времени. Некоторые из них примечательны элементами своего архитектурного декора. На углу с Белозерским переулком возвышается  трёхэтажное  здание  из силикатного кирпича (Красноармейское, 50) . Данные постройки возвышаются на  ярко выраженной террасе, обрывающейся в сторону железнодорожных путей, представляют собой  малопривлекательный вид,  противоречащий условиям их прекрасной видимости со стороны вокзала и пассажирских платформ.
    ,
1. ЦГИА СПБ, ф. 1989, оп.1, д. 3. Лл.1-7.
2. Полководцы, военачальники и военные деятели России в «Военной знциклопедии» Сытина. СПб., изд.»Экополис и культура», 1995. С.256
3. Русские писатели 1800-1917: Биографический словарь. - Т. 1. – М., 1987.
4. http//forum.vgd.ru/5029/
5. Там же.
6. ЦГИА СПб, ф. 861, оп.1, д. 2199. 1913 г. Лл.143 – 143об..
7. Там же, д. 1880. Л. 71.
8. Там же. Лл 1 -2.
9. Там же. Л.72.
10. Русские писатели.
11. Там же
12. Лихачёв Д.С. Заметки о русском.М., «КоЛибри. Азбука-Аттикус», 2014. С.390.
13. Волков С.В. Генералитет Российской империи. Энциклопедический словарь генералов и адмиралов  от Петра I до Николая II. М., Центрполиграф, т.1. С.251.
,
      
   


Рецензии