Казачий храм
Пошел к центру, через канал Грибоедова, и сразу моё внимание привлёк храм справа – Крестовоздвиженский. Зашёл внутрь, произнёс молитву к Господу, вспомнил родителей, посмотрел по сторонам – да, храм восстанавливается, ещё разруха, но уже есть временный алтарь, иконы, обстановка спокойная, духовная. Пошел к выходу, тут из внутренних помещений храма некая дама появилась – говорит: «А у нас еще один храм есть, за этим, там служба идёт…». Время у меня было, занятие это я люблю, в этом районе города бываю редко – пошёл.
Да, действительно, Казачий собор. Перед входом – бюсты невинно убиенных Николая II с супругой и сыном - атаманом всех казаков. Прекрасно, я сам в душе монархист, пошел внутрь – служба была в разгаре, прихожане присутствовали, и я, перекрестившись при входе, встал среди них. Лепота, наблюдаю службу с большим удовольствием и душевным спокойствием, возлагая крестные знамения в акцентированные священником моменты службы.
Смотрю – слева, у меня за спиной стоит необычный человек - средних лет, может сорок с небольшим, в красивой униформе, видимо казацкой, яркий и роскошный кинжал на поясе, газыри на груди, вспоминая Булгаковский «Бег», башлык за спиной и, вроде, даже плётка в руках.
Ну, стоит и стоит, мало ли в Питере чудаков в ярких одеждах? Пошёл я по храму посмотреть, в левый придел, в надежде увидеть там поминальный канун – но нет, в приделе было пусто, и кануна не наблюдалось. Ну, хорошо, я постоял минуту на границ придела, и, повернув обратно, вдруг столкнулся с тем разноцветным человеком – он от входа проследовал за мной, и молча стоял у меня за спиной. Я вернулся к входной двери, и он тоже встал слева на старом месте, у меня за спиной. Стоя на своём месте, я продолжал внимать продолжающейся службе, осеняя себя крестом вместе со всеми прихожанами в нужные моменты. И тут произошло следующее – этот человек, уже было ясно, что это казак – вдруг подошёл ко мне сзади и произнес: «Ты не так, вот как надо…» и прижал мои сложенные для креста пальцы к моему лбу. Я, опешив от неожиданного маневра казака, прошептал лишь: «Да что же ты…» продолжая следить за службой. Через минуту – другую я взглянул на часы, увидел, что пора возвращаться к женщине с внучкой, и вышел из храма, на ходу запахивая куртку и надевая головной убор.
И вот я думаю уже несколько дней, и не нахожу ответа – «Что это было?» Я никогда с такими проявлениями не сталкивался, бывая в самых разных храмах, как в России, так и за рубежом. Данный храм казачий – это ясно из официального названия. Но что это значит? У нас храмы стали ведомственными? Да вроде нет! Я не припомню, чтобы у входа в морской храм в Кронштадте стоял матрос с веслом, и направлял им действия прихожан. У меня под окнами храм во имя апостола Петра – покровителя строителей, так там тоже нет каменщика с мастерком при входе.
Хочется думать, что заходя в любой православный храм, я иду, прежде всего, на разговор с Богом, и мне на территории Божьего храма совершенно не нужны комментарии от любых людей, пусть даже и построивших данных храм, пусть даже на собственные средства, чего в данном случае не происходило, исходя из информации на сайте того же храма. Ну, может быть священник может иногда дать некий здравый совет, да и то, не злоупотребляя этим своим правом. Больше никто!
Хороший пример в данном смысле можно взять, например, у известных часовых на Красной площади. Вот они стоят там, и всё! Хороши бы были эти часовые, давай они ещё пришедшим людям указания: «Не так, не туда…». Народу бы сразу поубавилось.
Вот недавно я был на Крите, и видел чудо – там один храм находится на частной территории, и свободного входа в этот храм нет. Ну, и слава Богу! Люди построили храм для себя и сами им пользуются. Я, когда понял эту идею – перестал туда стремиться, ибо это их право. И на Украину я не стремлюсь, так как это тоже их право - делать, что им угодно, на своей земле. Может быть, и тут пойти по такому же пути – повесить объявление «Посторонним вход запрещён! Только для казаков». Было бы ясно, по крайней мере. Я – то думал, что захожу в Божий храм, а оказалось – в казарму, прости Господи!
Теперь перед входом в незнакомый храм обязательно буду спрашивать его ведомственную принадлежность, а то опять наткнусь при входе на какого – нибудь вооруженного служителя не от Бога.
Но, вообще – то мне повезло – он же, казак этот, мог меня плёткой огреть, или кинжалом пырнуть – если бы я еще шаг сделал в неправильном, на его взгляд, направлении. Тут и вспомнишь из Высоцкого – «Скажи спасибо, что живой!», или ещё – «И ни церковь, ни кабак, ничего не свято...». Нет, не пойду больше в Лиговские храмы!
Сначала я хотел, было, настоятелю этого храма написать. Но потом, посмотрев милые фотографии на сайте, где настоятель вместе с казаками, и у них все хорошо, я решил не делать этого, не нарушать сложившегося спокойствия – пусть люди живут дружно, неся трудную и опасную службу по защите храма от вольных посетителей. Но без меня…
Свидетельство о публикации №216111101599