Учения таёжного спецназа

Лет, эдак  пятнадцать назад, случилось мне бывать в «тридцать двойке» по причине крайней необходимости. «Рулил» операми в этом учреждении бывший начальник уголовного розыска нашего отдела Слава Перетинский, который поручил порешать мои проблемы Сергею Завьялову. С тех пор минуло много лет, и, мы вновь встретились на бензозаправке «Роснефть», где я работал старшим охранником. Сергей жил в Ухтуе и заправлял свой автомобиль на этой заправке. Мы разговорились, и он сообщил, что скоро уйдёт на пенсию, поэтому попросил иметь его в виду, если освободится место охранника. Надёжные люди нужны в любой организации и, в нужное время найти, такого человека не просто, поэтому я был доволен, что образовался такой резерв. В ходе дальнейших встреч выяснилось, что Сергей заядлый таёжник и его тайга – это правый берег Оки недалеко от смытого наводнением Правого Сарама. В этой тайге я ни разу не был и попросил свозить меня как будущего начальника, на экскурсию в правобережную тайгу. Дело было близкое к осени и, мой собеседник убедил меня, что «за ним не заржавеет», а вскоре распорядился собирать вещи, при этом рекомендовал взять с собой запасной комплект одежды. Мы «скинулись» на тушёнку и водку, собрали «харчи»,  и в намеченный срок, состоялась моя встреча с участниками экспедиции. Я сразу ощутил, что попал в группу спецназа, причём элитного - кроме Сергея  в группу входил водитель и боец лет тридцати (остальным было под сорок, а мне под пятьдесят). Спецназ был не простой и его элитность вызывающе демонстрировалась – каждый был одет с «иголочки» в теплый камуфляжный костюм, добротные берцы, черную вязанную шапочку. УАЗ, который являлся транспортным средством этой группы, был оборудован для преодоления таёжного бездорожья и работал безупречно, грузовой отсек автомобиля был забит доверху запасными комплектами одежды, резиновыми сапогами, «горбовиками», палаткой и другим снаряжением, видно было, что люди относятся к тайге с уважением и готовятся к встрече с ней серьёзно. Купленное в дорогу продовольствие соответствовало снаряжению – тушёнка была куплена улануденская, колбаса, водка и другие припасы были тоже высшего качества. Не смотря на то, что мы ехали на два дня, продовольственные запасы вдвое превышали необходимое количество (кроме водки – ограничились бутылкой  «на брата»). В резиновых сапогах, джинсах и сером свитере, я выглядел цыплёнком среди «диких гусей» (дикие гуси на сленге военных - наёмники). Однако пути назад не было, и я выехал на «ученья таёжного спецназа».
 По асфальту дороги М-53 мы влетели в Заларинский район и, свернув на гравийку где-то в районе Тырети, погрузились в тайгу. Водитель «до мозга костей», управлявший УАЗом, знал нужную нам дорогу как старый священник молитву «Отче наш» и мы неслись по ней как ветер, при этом водитель непринужденно общался с пассажирами, как будто автомобиль знал дорогу лично. Мы грациозно проехали по посёлку Хор-Тагна и углубились в тайгу по лесной дороге, но водитель даже «не сбросил газ». Притормозил он только перед горной речкой Харагун, в которую упёрлась дорога, и дальше поехал по ней, сообщая, что не знает какой уровень воды в этом году в опасных местах, но на лице у него не было ни тени сомнения, что мы доедем до нужного места без проблем. Так оно и случилось – машина то урчала, споря с речной стремниной, то скакала по изувеченной таёжной дороге, которая скорее была направлением движения, чем дорогой как таковой. Долго ли, коротко ли продолжалась первая стадия учений я не знаю – в глазах мелькали полугнилые колоды упавших деревьев, пни, валуны, зелёные хвойные лапы тайги. И, в конце концов, мы выскочили к деревянному мосту через горную речку. Назвать это сооружение мостом было явным преувеличением, так как с берега в реку метров на семь «забрёл» многослойный настил из лиственничных брёвен, сверху оббитых лиственничными досками истёртыми временем , колёсами и дождями. У «моста», к моему удивлению, мы оказались не первыми – там уже стоял ЗиЛ-131 с «вахтовкой» на «горбу» и, не менее десяти человек прогуливались по берегу, обсуждая погоду, местную рыбалку и урожай черники, а так же то, что крутятся тут «всякие». Спецназовцы, по-быстрому, разбили стан, установив палатку и запалив костёр, а я, как человек бесполезный, почистил картошку и сварил её в котелке с улануденской тушёнкой и репчатым луком. Пока бойцы пилили «Штилем» сухие стволы на дрова, блюдо было готово. Налив в железные кружки водки. Мы «чокнулись» и, сказав : «С приездом!» - выпили. По бутылке на брата оказалось не так уж и мало, после бурных обсуждений первого этапа учений нас сморил сон и мы, забравшись в спальные мешки, уснули. На-утро во рту была «кака», голова чувствовала себя «не очень», да ещё погода испортилась, и стал моросить редкий дождик. Идти в ягоды «было не с руки» и спецназ перешёл к запасному варианту операции – «рыбалка на хариуса».
 Вытащив на свет Божий «навороченные» удочки, бойцы, меняя «мушки» стали соблазнять рыбу, но она чего-то капризничала, как и погода. Все, вроде как, были заняты, поэтому я, взяв грязный  котелок, до которого никому не было дела, нагрел в нём воды, помыл посуду и приготовил еду, повторив вечернее блюдо. Видимо при выезде на эти учения я «подсидел» повара и пришлось его заменить, ведь спецназ не опустится до дежурства по кухне. Рыбаки мной были приглашены к столу и, после сытного обеда, здоровье улучшилось, у погоды тоже поднялось настроение, и дождик прекратился. Народ засуетился и, надев на ноги резиновые сапоги, а на спины «горбовики», стал «подтягиваться» к руинам моста.
Среди желающих побрать черники, из группы, приехавшей на «сто тридцать первом», я узнал монтажника из бригады Прилуцкого Владимира Казимировича. А это,  я вам скажу, тоже спецназ. Монтажники Казимирыча, на фоне слесарей «Гидролизного завода», и были спецназом – при помощи примитивных талей, цепей, тросов и «стрел» какого-то куцего приспособления, отдалённо напоминавшего строительный кран, они собирали дрожжевые чаны высотой с трехэтажное здание и десяти метров в диаметре, из нержавеющей стали толщиной 5 миллиметров, а также выполняли другие невероятные работы. Мы с монтажником знали друг – друга только в лицо и наша встреча была неожиданностью для обоих. Поздоровавшись за руку и спросив: «Как дела?», мы спустились к «мосту». Началась вторая стадия учений – «пересечение водной преграды на плавсредсвах».
 Боевые пловцы, на маленькой резиновой лодке, переплыли на правый берег Харагуна, преодолев стремительный горный поток шириной метров 25 и, привязав конец троса к дереву, вернулись назад. Второй конец был привязан к опорам моста и, переправа была готова. В лодку садились по три человека и, держась за трос, подтягивали сносимое течением судно к противоположному берегу. Операция прошла успешно и через 20 минут мы были на правом берегу. К подножию гор вела лесная автомобильная дорога, оставшаяся со времён существования моста, её пересекал ручей двухметровой ширины, впадающий в Харагун. Мы шли по дороге, вдыхая чистый воздух, настоянный на пихте, отчего он был сладковатым. Через километра два, увидели большой стан – в землю были врыты лавки, столы, имелся скелет из жердей, на который можно было натянуть брезент или целофан, чтобы соорудить многоместное жилище. Таёжный спецназ «на глаз» определил, что стан недавно эксплуатировался, предполагая, что техника у этой группы была «покруче» нашей и была способна пересечь Харагун в районе «моста» - видимо ГАЗ«66-й» или гусеничный геологический вездеход. Подойдя к подножию гор, мои спутники направили меня к правому отрогу и, поднявшись метров на сто, мы обнаружили плохонькую чернику, мне предложили её собирать, а сами, пояснив, что им нужно посмотреть свои охотничьи угодья и рассыпать соль на солончаки, растворились в девственной тайге. Поняв, что эти ребята не хотят «светить» свои места, я перебрался на левый склон и наткнулся на неплохие ягоды, черничник был чистый в отличии от захламлённого упавшими деревьями в тайге за Левым Сарамом. Я стал собирать ягоды совком и часа за четыре, поднимаясь по склону и углубляясь в тайгу, насобирал около ведра черники. Небо вновь затянулось тучами, и пошёл мелкий дождик. «Горбовик», ставший тяжёлым от ягод, таскать на спине в гору было неудобно, я стал оставлять его под приметным деревом и собирал ягоды в радиусе 30-ти метров от него. Раз несколько я терял его, но выводов не сделал и, в конце концов, набрав очередной савок ягод «горбовик» так и не нашёл. Все деревья, вдруг, стали одинаковыми, а лес тёмным от дождевой тучи, затянувшей небо. Сделав вывод, что либо я ротозей, либо таёжный спецназ в родной стихии подходит не заметно и не слышно, не упуская возможности подшутить над «городскими» я, через полчаса поисков, отчаялся вернуть свое имущество и решил возвращаться к реке. Ориентироваться по солнцу возможности не было, и я двинулся под гору в предполагаемом направлении (ни разу я в тайге не блудил и направление, выбранное на «ура», оказывалось правильным по причине того, что я родился «в рубашке»). Спустившись под гору, я услышал текущий под валунами ручей и, зная, что ручей всегда впадает в реку, пошёл по камням на его звук. Ручей привёл меня на тропу, а тропа вывела на дорогу. На душе стало полегче и, вскоре я вышел на берег. В руках у меня был совок полный черники, а за поясом  финский нож, с наборной ручкой, изъятый с нарушениями и не подпадающий под статью (в тайге, не ходит без ножа ни один нормальный человек, а я считал себя нормальным). Увидев меня с того берега спецназовцы возбужденно завопили и, на встречу мне, вдоль троса устремилась резиновая лодка, управлялся с которой самый молодой боец нашей группы. Закинув в лодку совок и нож, чтобы не пораниться, я сел сам. А «паромщик» возбужденно рассказывал мне, что ожидая меня, уже несколько раз стреляли из ружья, и уже не знали что делать. Отвязав трос от дерева, так как  я был последним пассажиром, мы поплыли на левый берег. Сергей и водитель, стоя на «мосту», тянули лодку, выбирая трос.  Когда мы приблизились к этой  деревянной конструкции, что-то в действиях спецназа не заладилось и, операция перешла в стадию – «спасение на водах», так как лодку удалось успешно перевернуть.
Окунувшись в ледяную воду по самую «маковку», я вцепился в опору моста и, перехватываясь руками за брёвна, подтянулся до досчатого настила, а ноги по колено полоскались в речке. Ожидая, что меня вытянут, я провисел минут пять и понял, что помощи ждать не от кого. «Паромщик», не стал, как я выбираться на «мост», а кинулся вслед за уплывающей лодкой, вцепившись в неё одной рукой, а второй поймал брошенную ему верёвку и благополучно выбрался на берег. Операция «спасение на водах» вступила в следующую фазу – «спасенье утопающих – дело рук самих утопающих» и,  недаром  я в эту осень готовил своего сына Ивана в Армию, занимаясь с ним на турнике. Впервые в жизни я сделал «выход силой» не на спортивном снаряде, а в условиях приближённых к  боевым  и, теперь знаю, зачем солдат в Армии загоняют на турник – даже в мокрой одежде и с сапогами полными воды, мне удалось самостоятельно выбраться на конструкцию из брёвен, возвышающуюся над водой на полтора метра. Однако все аплодисменты достались спасителю лодки, а на меня смотрели так, как будто это я перевернул лодку, а они не при чём. Нож и совок были из железа и утонули, зато все были живы и у нас был сухой комплект одежды, да горячий чай. Переодевшись в войлочный «кислотный костюм» я, блаженно обжигаясь, попил чаю, и экспедиция на этом была «свёрнута». Имущество уже лежало в машине, двигатель был прогрет и, операция вступила в завершающую фазу – «путь домой».
 Автомобиль, зарычав как хищный зверь, кинулся в тайгу в обратном направлении. Водная преграда на обратном пути была уже менее опасна, так как водитель определил глубины Харагуна на первом этапе операции, да и ехали мы уже по течению, а не против, и машина, почувствовав близость возвращения в гараж, неслась по воде как катер. На обратном пути мы обсудили, что происходило с нами,  когда мы расстались в тайге. Со слов членов нашей экспедиционной группы, вернулись к машине они давно, не став собирать ягоды, так как ягода нынче плохая (чего я бы не сказал). А, на мой взгляд – целью приезда в эти места моих попутчиков были не ягоды – они получали удовольствие от преодоления трудностей, которые жителям городских кирпичных коробок были «не по зубам». Их свидание с горным таёжным краем состоялось и этого было более чем достаточно, а ягоды для спецназа – это «пыль», эти люди выше мелочной суеты, да и затраты на столь старательно подготовленную поездку не окупились бы ведром ягод. А подготовка к новому  охотничьему сезону была для них основной целью  поездки и эта цель была выполнена, не смотря на то, что в группу внедрился «диверсант». По ходу движения Сергей достал новенький, ухоженный карабин с оптическим прицелом, поставил его на колено и откинулся  на спинку  сиденья рядом с водителем, стало ясно, что – это его личный спецназ, который не подчиняется кроме него ни кому – ни МВД, ни ФСБ, ни Российской Армии. Водитель с Сергеем стали переговариваться о том, что не плохо, было бы подстрелить лося, да только его придется бросить, ведь скоро будет уже темнеть, а разделка туши дело долгое, так что лучше не стрелять. «А зачем тогда тебе карабин?» - спросил я. На что Сергей нервно ответил вопросом : «А ты как думаешь?» И тут меня осенило – ни один лось к дороге не выйдет, когда по нему едет УАЗик, ведь у таёжных зверей чуткий слух, и они слышат машину за несколько километров. Полагаю, что карабин на колене и каменное лицо его владельца, демонстрировали «крутизну» спецназа. Но я был не Рембо и не собирался конкурировать со «спаянным» коллективом охотников.  Мне казалось, что эта экспедиция была для меня почти успешной – я самостоятельно набрал в не знакомой тайге ягод (правда не известно для кого), самостоятельно вышел из чужой тайги к месту нашей стоянки, без посторонней помощи  спасся с перевёрнутого судна, а кроме экстремальных ситуаций  - попил, поел и поспал на природе.
На обратном пути водитель менял направление движения как при игре в «тетрис», будто мы скрывались от погони, стало смеркаться, когда мы выскочили на М-53, и я призадумался, представляя, как меня могло снести по течению, не уцепись я за опору «моста». Видя, что настроение моё упало, молодой боец положил мне руку на плечо и спросил сочувственно: «Ну, что приуныл, старина?» И я ответил, что первый раз еду из тайги без ягод. На что собеседник ответил : «Скажи ещё спасибо, что живой !» Экипаж дружно засмеялся и водитель стал строить планы на женщин, демонстрируя, что этот поход пустяк, и он готов ещё горы свернуть.
Впоследствии, когда мне понадобился охранник, Сергей занять вакантное место отказался. Но уважение, не смотря на это, к его таёжному спецназу, у меня осталось. В условиях тайги, спецназ, имеющий такую подготовку, никем не победим, ведь тайга есть только в России и на Аляске (а это тоже наша земля) и одолеть в тайге людей, которые являются частью тайги, невозможно.


Рецензии