Паутинник

ПАУТИННИК.

С грибом с необычным названием паутинник я познакомился, когда мы с женой отдыхали в санатории «Денеши». Санаторий располагается в очень красивом месте, называемым Полесской Швейцарией. Поблизости от него находится глубокий, со скалистыми крутыми берегами, каньон. По дну каньона протекает река Тетерев, приток Днепра. Протяженность каньона достигает двух  километров.

Отвесная гранитная стена каньона имеет в высоту до 25 метров и является памятником природы Украины.  Стена используется для тренировок скалолазами и альпинистами и её называют скалодромом.

На другом берегу Тетерева, почти напротив санатория, у излучины реки, на краю обрывистого скального мыса,  находится старинный  Спасо-Преображенский Тригорский мужской монастырь Московского патриархата.
 
Возле этого монастыря в 1970 году проходили съёмки одного из эпизодов фильма «Олеся» по одноимённой повести Куприна, в котором заглавную роль исполнила известная киноактриса Людмила Чурсина (эпизод, когда Олеся пришла в церковь, отстояла там обедню, а по выходе из церкви была жестоко избита деревенскими религиозными фанатиками).

На другой берег Тетерева можно было пройти по мосту плотины. Там, на горе у плотины, растёт дуб-патриарх, обхват ствола которого составляет около шести метров, а высота – 35 метров. Возраст дуба 590 лет. Есть легенда, что Богдан Хмельницкий, при посещении в 1647 году Тригорского монастыря разбивал под этим дубом свой лагерь. На горе растут еще девять дубов, возрастом поменьше.

В первые же дни пребывания в санатории во всех этих достопримечательных местах мы с женой побывали.

Но я отвлёкся от главной темы.

Почти каждый день мы ходили на прогулки в примыкающий к санаторию буковый лес, в котором тоже росли вековые дубы.  В лесу попадались разные грибы, но мы брали только  белые, и без них никогда с прогулки не возвращались. Сушили грибы на лоджии в свей палате.

Возвращаясь как-то в санаторий,  мы встретили нашего соседа по столу.  В руке  он держал какой-то гриб, необычной расцветки и формы. У гриба была полушаровидная шляпка винно-красно-коричневого цвета с  фиолетовым оттенком по краям и высокая ножка с клубневидным утолщением в основании.
 
- Что за гриб Вы нашли? - поинтересовался я.
- Это паутинник.
- Необычное название.  А почему его так назвали?

Сосед перевернул гриб вниз шляпкой и пальцем указал на его ножку:
- Видите покрывало в верхней части ножки?
- Да, вижу.
- Покрывало похоже на паутинное кольцо. Паутинный налёт имеется и по краю шляпки, - продолжил он. – Вот за этот налёт, похожий  на паутину, гриб и  назвали паутинником. У зрелых грибов паутинный налёт пропадает, у этого гриба он есть, значит, гриб совсем молодой.

Разговор о грибах мы продолжили во время обеда в столовой.
Оказалось, что наш сосед по столу работал в лесничестве, и являлся не только любителем собирать грибы, но и большим  их знатоком.
Он рассказывал о разных историях, связанных с грибами, но меня очень заинтересовал паутинник, и я попросил его подробнее о нём  рассказать.

Сосед рассказал, что паутинников имеется несколько видов, среди которых, к сожалению, есть и ядовитые. Найденный им гриб, является довольно редким видом  паутинника и  высоко ценится у грибников, поскольку имеет  превосходные вкусовые качества.

Однако, из-за большой опасности спутать съедобный паутинник с его ядовитыми собратьями, собирать их надо с большой осторожностью. Если найденный гриб, хотя внешне и похож на съедобный паутинник, но имеет неприятный запах и слишком яркий красно-бурый окрас, а его ножка покрыта не паутинкой, а чешуйками, то такой гриб брать не следует – он смертельно ядовитый. А называется этот обманный гриб очень привлекательно - паутинник красивейший.

Вскоре мы разъехались по домам, а  я еще долго вспоминал нашего соседа по столу и его рассказы о грибах. Паутинник не выходил у меня из головы - уж очень мне хотелось  его найти.

Однако, паутинник оказался, действительно, редким грибом, и куда бы мы не ездили по грибы, нигде мне не встречался. Но однажды  мне всё же повезло – встреча с паутинником состоялась.  Это был молодой с паутинным налётом гриб, такой же, какой я видел у нашего соседа по столу. Я тщательно осмотрел всю местность  вокруг, но, увы, больше паутинников не было. Так что эта находка была для меня единственной, первой и последней.

Паутинник жена пожарила вместе с другими грибами и узнать, каков он на вкус не довелось.

См.продолжение: Навозники - http://www.proza.ru/2016/11/12/1829


Рецензии
Вадим, читаю подборку из-за вашей просьбы познакомиться с грибами, которые я и не видел раньше. Сама глава очень интересна, как рассказ. К тому же я узнал из рецензий, что вы где-то проживали в другой местности и возвратились в Россию. Я этого не знал. Буду читать дальше.
С уважением-

Иван Наумов   18.11.2019 17:32     Заявить о нарушении
Иван, ты, наверное, читал моё резюме, там написано, что я долго жил на Украине (там было моё последнее место службы), а потом вернулся в Россию и живу в Липецке. Моя малая родина - город Калуга, а в Липецке живет сын жены, он и устроил наш переезд.

Вадим Прохоркин   18.11.2019 22:57   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.