Рудник. Глава 3

                Глава 3
 
    Когда я появился на шахте « Центральной» и попросил Рыбакова отпустить студентку на Шахту «Вспомогательную. Он заявил, что Дал задание Шаталовой и студентка пошла одеваться. Шаталова сидела и улыбалась.
    Послушай, геноссе Рыбаков эту единицу выколотил в ОКСе я. И я иду в шахту сегодня на документацию очень интересного объекта, возможно, это будет нечто новое в геологии Кривбасса. Кроме того я решил посмотреть чему она у Вас научилась, вы не вправе её задерживать.  Я ставлю Вас в известность, что сегодня она будет со мной. Тамара Петровна, что за работу вам поручили.
    -Проверить опробование выработки на участке 4 взаимный контроль. Можно-ли перенести работу назавтра.
    -Это можно сделать завтра. Мне поручили сегодня.
    -Некорректный ответ.  Евгения Степановна, когда появилось это задание.
    -Сегодня, хотя у меня тоже были планы.
    -Прошу внимания всех. Рыбаков уже половину года ведет наши отношения к конфронтации. Вчера он прямо заявил, что я незаслуженно занимаю место главного геолога, что по праву оно должно принадлежать ему.
Вопросы есть? Я сегодня перед концом дня  проведу обшее собрание и прошу Всех продумать, стоит ли оставить Рыбакова в должности старшего геолога.
    -Ты решил и геологов против меня настроить и собираешься, избавиться от меня,
но нечего уже изменить нельзя, слишком много берёшь, не подавишься ли...
    Чеченко заметил с улыбкой, Владимир Михайлович я с вами не можливо в такой обстановке робыть.
 
ХХХХ
Студентку из женского отделения вызвала Тамара Петровна и мы с некоторым опозданием двинулись к шахте. «Вспомогательной».
    -Вы умеете и характер проявить,- заметила она


        Клеть задерживали, и я подумал, что начальник шахты не очень-то беспокоится об инженерно-техническом потенциале, и задал этот вопрос  Лидии Павловне.
        - У Вас часто такое случается?
        - Понимаете, Владимир Яковлевич, в ночную смену горный мастер на транспорте, перевыполнив план по выдаче руды, забыл спустить в шахту необходимые материалы. Теперь клеть и занята их спуском.
        - Забывчивость, нормальное качество человека, но в противовес есть бумага блокноты ручки и карандаши. В конце концов наряд –задание. Кто он?
        - Инженер давно работает, а как у  вас складываются отношения с Рыбаковым, я слышала не очень хорошо?

- Откровенно говоря, совсем  плохо складываются. Вот ваш прогноз подтвердился и это говорит  о том, что вы сами вчера объяснили. Между нами уже давно идет война, он её начал  и Накал ей возрастает. Возможно, на планировании в пятницу будут поставлены  точки.
-Он у многих в печёнках сидит.  –Вмешалась студентка. - Вот Шаталову не трогает. Она даже виноватая умеет за себя постоять.
- Он говорил мне, что понял свои ошибки и больше ничего подобного не повторится, что будем работать в связке, а спустя месяц написал Громову заявление, о моей деятельности, которая заключается в сборе камешков, в подмене действий старшего геолога шахты. Совсем взвинтился, когда я записал в книгу и ему указание, пересчитать плановое качество по всем участкам шахты, возмутился.
        - Неприятная история, но, кажется, все готовятся к посадке.
 
         Интересная выработка располагалась недалеко от ствола шахты, на горизонте, который еще только начат капитальными работами. Путь до неё занял буквально несколько минут.  В скиповом рудничном дворе, для разгрузки руды в будущем в тальковых сланцах  вскрылось линза чёрных сланцев. Твердость талька по шкале для минералов  1, и они пластичны.  Кроме того он  жирный на ощупь, а пластинчатые породы  скользят даже в монолите подрезанном горной выработкой.  На одном из рудников, из-за растяпы, горного мастера, был потерян                двухпутевой квершлаг, длиной в 60 метров, толща сланцев буквально раздавила его.  Здесь, в кровле  выработки и располагалось линзовидное тело черных сланцев, мощностью в самом широком месте около полуметра и длиной чуть больше метра. 
        Мы отобрали пробы и штуфы из тальковых и черных сланцев. Нам удалось получить образец и из контакта этих пород. В тальковых сланцах обнаружили прекрасный штуф  магнезита.  Карбоната кальция и магния, идентичного, по структуре уральскому.  Это был материал для хорошей научной статьи, опровергающий прежнее представление об образовании тальковых сланцев из вуканических пород, богатых кальцием и магнием. И меленькое открытие, которое достаётся, увы, не каждому геологу. Для студентки это было откровением, и я посоветовал  взять в библиотеке института работу Юлии Ириарховны Половинкиной.
        Прошли мы и на место добычи железной руды. По выезду  из шахты диспетчер сообщил, что меня искал главный инженер рудника.  Я немедленно вызвал его по телефону и представился.
        -Я отпустил Вас вчера, а сегодня пожалел, Вы где?
        -Только, что выехал из шахты «Вспомогательной. Что-то случилось?.
        -Это не телефонный разговор, на Вас жалоба от главного инженера  шахты Центральной, я жду Вас у себя в кабинете.
        Этот парень месяц назад, вступивший в должность главного инженера, шахты ещё ничем не проявивший себя, похоже, начал плести интриги. Подумалось мне. Я все же зашел по пути в столовую, съел шницель с хорошим соусом, добавив горчицы и запив компотом с ватрушкой.  Путь небольшой, но я уже продумал защиту.
         Суковатов жестом приглашает присесть и, немного подумав, спокойно заговорил.
-Владимир Яковлевич, не мне бы Вам рассказывать о важности профилактической работы по вопросам техники безопасности, но приходится отнимать и ваше драгоценное время и свое.
        - Не нужно рассказывать я понял, о чём разговор и прошу выслушать меня, а потом можете принимать решение.  В приказе за слабую работу по профилактике был указан конкретный пример, где несвоевременное указание участкового геолога Шубиной, о наличии разлома, в горных породах привело к будущим осложнениям и затратам. Я сделал первую запись, о том разломе в почти две недели назад и даже предложил дальнейшие взрывные работы остановить. Через пару дней зашел на участок и узнал, что работы там остановлены  и завозится материал для крепёжных работ.
      Через неделю я специально вновь поднялся в этот  забой, хотя был контролёром на другом участке. И увидел ужасающую картину – огромный  вывал и никаких подготовительных работ для крепления выработки. Я снова записал свои замечания, спросил, почему начальник участка не выполнил моё указание, записал в журнал о  ложной информации. Ответом было, что он должен был выполнить другое указание, крепление штрека, для ускорения ввода нового блока руды. Кроме того зашел в отдел техники безопасности рудника и там доложил об этих случаях.  Я предупредил всех геологов, чтобы рядом с моей подписью стояла и подпись геологов шахты или опровержение в случае несогласия.
  Главный инженер уже по мере моего доклада начал  нервно постукивать карандашом по стеклу.
  -Владимир Яковлевич позвольте…
 -Нет уж, извольтё выслушать меня, а после принимайте решение, Вы Выше меня по производственному рангу, но я ещё не забыл ваши действия по развалу  геологической службы. Я опросил и женщину, которая написала  указание прекратить работы  через неделю после того, как моё указание небыло выполнено. Христенко видимо было мало моих указаний. А у меня есть научная работа, сделанная по наблюдениям на руднике. Она напечатана в сборнике Академии Наук Украины, где вторая статья, тоже о тектонике под руководством  Академика Белова. Я свою. делал один, используя многие материалы.  Вам пора понять, что я не мальчик для битья и своих геологов без моего мнения пусть все забудут наказывать или награждать. Я лучше других знаю их работу. Вот потому вопреки мнению шахты, опять же была наказана Шаталова. А если она когда-то выезжала без указания, не заметила нарушений, то это её не красит, но ещё больше не красит и тех, кто там работает и допускает нарушения.

      -Почему я узнаю об этом только сейчас. Вы формально провели профилактику,  не проследили за её выполнением. Кроме того речь шла не о вас, а о вашей подчинённой, вы ничего не сказали о её  профилактической работе.
      А я и не должен сидеть постоянно контролировать действия начальника участка,
он не мой подчинённый, есть отдел техники безопасности шахты, главный инженер, заставивший выполнять его другие работы. Если на шахте были не согласны с моим замечанием, они должны были хотя бы предупредить меня или Вас об этом, чего не было сделано.  Протеста от начальника участка не поступало.  Геологи и участка,  и главный геолог рудника виновны в том, что из-за разгильдяйства, на шахте, на участке произошел вывал.  Теперь кто-то из них должен понести за это наказание.  Геолог –женщина , между прочим, показывала мне запись в своём журнале и пояснила Что поскольку моя запись уже имеется, не сделала своей.
      -Не передёргивайте. Я  не о том, а об эффективности ваших работников, которых вы защищаете и ставите главного инженера шахты  в глупое положение сатрапа.
-Там в приказе говорится о постоянных случаях плохой работы по профилактике нарушений. Но указан только один случай. Если геолог обратится в суд, подумайте, какое будет решение.
-Давайте лучше нормально работать, а не ставить палки в колёса, не грозить судами.
-Давайте, но почему вы не потребуете выполнения моего замечания. Это так просто. А у нас еще есть и геологические проблемы до сего времени не укомплектован состав службы. 
-Уже потребовал. А состав вы тоже  ответственны за него.
Я подумал, что это перебор

-Нормальной работы не получается и  мне придется подать заявление об уходе по собственному желанию. Мне будет стыдно смотреть в глаза моим подчинённым. Когда я не смогу их защитить.
-Кстати Ваш протеже, старший геолог шахты, считает её наказание правильным. Ему не стыдно, раз он считает наказание справедливым. Я сегодня провожу совещание в  отделе, мы поговорим и об этом.
-Почему протестуете Вы, а не она.
-Её никто не приглашал и не спрашивал, правильна ли моя запись, если были сомнения. А на меня, главный инженер решил наплевать. Тут идет хитрая игра и против меня и против геологической службы. Вы пригласили только меня в уверенности, что расследования этого безобразного случая не нужно. Давайте перенесём этот вопрос в партком.
  -Ну если у парткома нет других дел…
   -Я был в отделе техники безопасности  шахты вчера и говорил, что опротестую эту часть приказа. Отдел техники безопасности                шахты мне  сказали, что довели моё мнение до главного инженера шахты. Он, тем не менее, приказал этот  пункт приказа оставить. Тот, что послужил причиной наказания участкового геолога и кормящей женщины с лишением её премии. Можете наказать её, она протестовать не будет, но травма от несправедливости останется.
   - Лучше работать давайте, чтобы обходиться без случаев по вине надзора шахты.

Я и впредь буду защищать «без вины, виноватых». Понадобится, перенесу наши разногласия в партком. Давайте поговорим об этом случае, на каком Вам угодно уровне.   
       -Золотые слова. Если бы начальник участка выполнил моё первое указание а не хитрил не врал и я думаю тут не обощлось без рекомендации главного инженера, обошлось бы без, этого разговора. К тому же он лгал мне, а вы сейчас о нем забыли, почему нет здесь главного виновника события. И все его действия одобрены главным инженером шахты, который а может и пропустить, и думается не без участия главного инженера шахты.
       - Это серьёзное обвинение, главный инженер работает несколько месяцев. Ему еще и помощь нужна.
       - Для этого он должен научиться принимать её. Давайте завтра соберём всех, кто причастен к этому не ординарному событию.
       - Мы с вами не можем прийти к консенсусу, как любит говаривать наш генсек. А без понимания, как работать?
       - Несговорчивый я, если вижу несправедливость. Со мной не всегда удобно, но согласитесь, вы тоже несговорчивый, и я готов к компромиссу, но без капризов,  выходящих за рамки здравого смысла…  Между прочим...
        -Давайте попробуем, на этот раз ваши аргументы были весоКИЕе, но я уже говорил, предупредите и вы, своих работников, я буду требовать выполнения правил техники безопасности на участках со всех инженерно-технических работников.
        -Я Вам тоже доложил, что впредь буду  требовать, чтобы рядом с моей была и подпись  участкового геолога. Старший геолог будет контролировать, как и я выполнение предыдущих замечаний.
        - Вот это полезно и я Вас поддержу, в следующем приказе будет, такой же пункт по всем отделам рудника.
И всё же я Считаю в приказе нужен пункт об исполнительной дисциплине, без этого все наши потуги будут несостоятельны.

        В отделе гидрогеолог рудника  сообщила, что меня искал директор рудника.  Я покачал головой, сказав: что только  был у главного  теперь и директор, думаю по тому же вопросу. Подпись Щербинина  не поставила и главным виновником её сделали на шахте.

        Директор даже приподнялся, протягивая руку для пожатия. 
       - Спасибо за поддержку по качеству руды.  Меня поддержали более половины начальников отделов, но решающим  будет другой фактор.
       - У них еще до твоего появления здесь, было уже одно письмо. Тоже не совсем объективное.  Главное в конфликте, обида ветерана войны ,  с наградами, до орденов. А они своих, не сдают.
      - Неужели нельзя было найти компромисс.
      - Не будем об этом. Звонил начальник шахты по наказанию геолога,  а когда я спросил, читал ли он твою записку, замялся. Я посоветовал с его подчинёнными разобраться. Опять ты их колыхнул, хотя в этих вопросах и Ривас был принципиален. В пятницу генеральный директор приедет на планирование. Посмотри свои дела, он промахи не пропускает без внимания и наказания. Как ты работаешь с Рыбаковым?

      - Одной упряжки не получилось, конфликтуем. Думаю нужно перед планированием определиться, приглашу его на разговор.
      
-У меня всё. Он посмотрел на часы, только пригласить сегодня ты уже опоздал.
      Он снова приподнялся. При рукопожатии я видел потухший взгляд. Мне было жаль его, и он, почувствовал это, вдруг встряхнулся и с улыбкой напомнил.
       -Мы еще не проиграли, я ещё директор.
 
       Я понимал - другой директор никогда не будет столь  благосклонен ко мне. Домашний совет с супругой  привел к аналогичному мнению. «Вот если бы все начальники отделов, вдруг, взбунтовались и дали ему положительные характеристики, возможно, и решение могло быть в его пользу»,- было её резюме.
               
 
  Я работал над диссертацией, но мысли рассеивались. Черт возьми, кто мог топить директора? Главный энергетик, механик сомнительно – толковые мужики и молодые, без комплексов.  Главный производственник человек больной и на что-то большее, едва ли рассчитывает, главный технарь уже на пенсионном возрасте, как и маркшейдер. Это он провалил кандидатуру прежнего начальника рудника, кода тот начал вводить драконовские меры. Будучи секретарем комитета компартии на руднике, и о чем гудел весь горнорудный трест. Вот недотёпа и начальник отдела кадров, который бегал по отделам, собирая подписи за провалившуюся отставку начальника ОТК, тот мог.
        Тогда поставили подписи все кроме меня, главного механика и юриста. И это спасло, как ни покажется странным начальника ОТК. Ему устроили досрочную переаттестацию и поставили высший балл. Вот и решение вопроса.  Я закрыл отдел и с размышлениями двинулся к автобусу.  Неужели те на кого я и подумать не мог не решились связываться с КГБ. Маркшейдер - бывший секретарь парткома. Партком, завтра я зайду в Партком.

       Дома меня ждал роскошный ужин, за которым я изложил свои размышления супруге. Она тактично выслушала и заметила, что вопрос по всей вероятности предрешён. Я выложил идею о подключении парткома, и она ненадолго задумалась. Вот это пожалуй даёт кое-какой шанс. Только не поздно ли, и как отношения директора с парткомом?  Ох, и врагов ты наживешь,  кто-то уже новый мундир примеряет, а ты…
       - А я не продаюсь, не покупаюсь.
 -Тебе  с новым главным  не удалось наладить контакты. Хотя он еврей, а они просчитывают действия на много ходов вперёд.
       - С чего ты взяла, что он еврей, у него фамилия … я осёкся.
       - А у моей подруги фамилия Иванова, но она на даже не скрывает,  что еврейка. Но в партком зайди, только не при напролом, как любишь, иногда.
       - Ты меня обнадежила,- я потянулся за поцелуем, а она отстранилась.
       - Говорят, что большинство мужей целуют жен приходя домой. А ты?

        - Я тоже буду и сделал жест посыпающего голову пеплом. Вновь потянулся с поцелуем и на этот раз успешно.
        - А врагов новых ты, наживёшь себе на руднике. Возможно, тебе нужно будет и новое место работы искать, не такое хлебное, где рудник постоянно с перевыполнением плана работает.
       - Послушай  мама, вступился, сын студент четвёртого курса. Наш профессор его хвалит.
       - Ну если Ваш профессор …  А кто будет смотреть «Новости Дня».
  60               





  ГЛАВА-4
  Четверг я и сегодня решил поехать


       * * *


Рецензии