8. Масленица - повеселиться, подурачиться

НА СНИМКЕ Рашида Ибрагимова: Масленица в Академгородке в 1970 году.
С сайта: http://www.soran1957.ru/?id=PA_folders24-59_0001_0566

На этом снимке хорошо видно, как много народа пришло на масленицу.
Видно, как постарались работники столовых ОРСа «Сибакадемстроя» ¬ изобилие выпечки появилось уже на масленице 1967 года.

С тех пор на массовых праздниках в Академгородке всегда было множество всяких вкусностей.


В общей сложности в масленице приняло участие несколько тысяч человек.
Колонна автомашин с ряжеными прошла по Морскому проспекту с лозунгом «Все на масленицу!». Во главе колонны шло «пиратское судно» института гидродинамики, его пушка нещадно палила, собирая всех на праздник.

Было много ряженых. Было понятно, что в подготовке участвовало много людей. И никто не мог усидеть дома. Киоски торговали блинами с икрой и квасом. По скользкой поверхности столба пытались влезть за призом мужчины. И некоторые сумели это сделать. На тройках катались под залихвастые мелодии. Звенели бубенцы. Катались с ледяной горки под визг и крики. Тут и там горели костры, через которые прыгали и мужчины, и женщины. «Сражались» стенка на стенку, имитируя кулачные бои. Терялись в ледяном лабиринте. А потом жгли чучело масленицы.

Это был скорее языческий праздник проводов зимы, чем христианский праздник Сырной седмицы, когда разрешается немного скоромного перед великим постом.

И наш праздник не носил тональности примирения с ближними и прощения обид, не был посвящён общению с родными и друзьями, не призывал к благотворению, как это рекомендовано в святцах. При подготовке масленицы мы думали об этом тоже, но решили, что совмещать два добрых дела не следует.

Наш праздник символизировал обновление. Освобождение от старого, которое сидело у нас в печёнках, и его сжигали вместе с чучелом. Провожали зиму и радовались предстоящему теплу и солнцу. Люди хотели новизны и, сжигая старое, радовались, что ему на смену придёт обновлённая жизнь, лучше прежней.

Такова была идея нашей масленицы, которую поняли многие. Поняли и приняли. Яновский, увидев меня в Доме учёных на следующий день, погрозил мне пальцем и спросил:

– Ну, и зачем вам надо было организовывать масленицу? Что вы этим хотели сказать?

– Так повеселиться нужно людям, подурачиться, – сказал я. – И потом это же просто проводы зимы.

Он пожевал эти слова:

– Повеселиться, … подурачиться, … проводы, … зима, … Ну-ну.

Но последствий никаких не было ни для кого. По крайней мере, до меня ничего не дошло. А на обсуждения за закрытыми дверями меня не приглашали. Тем не менее, я понял, что Яновский предполагает, что я всё ещё оказываю влияние на события в Академгородке.

В данном случае он ошибался. Моё участие в подготовке масленицы было минимальным, хотя в обсуждениях его направленности я безусловно принимал участие. И моё слово тогда кое-что значило.

И не понимали в райкоме, что сжигая чучело Масленицы, мы сжигаем старое с надеждой получить новое, лучшее.

В праздник масленицы издревле был заложен глубокий смысл: новая жизнь рождается в борьбе, смерти и воскресении.

Продолжение следует: http://www.proza.ru/2014/05/08/98


Рецензии