Фотография 2

Мама.
11 ноября 2016 года.
Мы с собакой сегодня пойдем в обход по не совсем обычному маршруту. Хочется пойти к месту, где по моим предположениям, находился дом предков.
К сожалению, за годы Советской власти, нашу землю изуродовали до полной неузнаваемости. Сестры мамы, приезжая ко мне, спорили до хрипоты, указывая на совершенно разные места. Но, увы... никто из них так и не смог узнать место дома, в котором они все родились.
Я же, гуляя по лесу, часто пытался вызвать видения дома и жизни моих предков! И всегда, внутреннее зрение указывало на одно и то же место! Вот, именно туда и пойдем мы с собакой сегодня...
Вот оно.
Я помню рассказы мамы! Из окон дома была видна Белоруссия. Сейчас вокруг этого места лес. Но я, мысленно убираю его и... да, в 100 метрах - белорусский берег. А здесь, здесь только несколько больших валунов да, одна-одинешенька, стоит яблонька. Совсем недалеко - прудка. На местном наречии - капанка. Ее копали мой дед с сыновьями. Когда я и моя семья переехали жить сюда, на месте этой капанки оставалось только заросшее болото.
Обстоятельства сложились так, что через много лет, мне удалось выкопать на этом месте замечательный пруд. Он почти бесполезен, но... младшая дочь моя часто здесь и каталась, осваивая коньки, и купалась летом.
Одно-единственное место, оставшееся неизменным от моих предков - ореховая аллея. Длинный, прямой ряд орешника. В середине пути, между домом и рекой. Я содержу его в порядке! Орешник - не просто память! Он - граница нашего кладбища! В пяти метрах - могилы наших мам. Напротив них - могила нашей дочери. Они покоятся здесь, лежа головами друг к другу...
Сейчас и мы пришли сюда. Я молча сижу на скамейке, а собака мой, Тампон, рыскает вокруг. Я стараюсь не выпускать его из виду, хотя мысли мои очень далеко...
11 ноября 1922 года, родилась моя мама. 94 года тому...
Мне очень трудно представить жизнь многочисленной семьи. Ни работы, ни денег. Все, что они едят, выращено их трудом и руками. Об электричестве, мне кажется, они слыхали только по рассказам...
Война застигла маму в 19-летнем возрасте. Я этого не могу себе представить... мне очень трудно! Фашизм, война и ... молодая девушка. Мама всегда избегала точных воспоминаний о том времени. Сразу переходила к рассказам о тюрьме. Затем о концлагере Саласпилс. Затем о рабстве в Германии.
Больше 2 лет она работала там на немцев.
Я, ребенок, ненавидел фашизм!!! Мне было очень трудно принять ее расказ о том, что ее не обижали. Что относились к ней хорошо и, даже уговаривали остаться, по окончании войны. Она не осталась.
Прожив долгую и бурную жизнь, попадая в совершенно безумные ситуации, я вышел тем же, кем и вошел в жизнь.
И именно сейчас я понял, как удалось моей маме остаться доброй, абсолютно честной и убежденной в... красоте жизни, не смотря ни на что!
В маме был СТЕРЖЕНЬ! Ее сломать было невозможно! Можно было убить, можно было согнуть, но...сломать? Нет.
Мама любила в своей жизни только двух мужчин...
Одного всегда, хоть он и бросил ее, за то, что дал ей сына. А второй - я.
Дыхание перехватывает... от нежности! На мониторе фотография мамы... спокойный ее взгляд, лучится светом надежды. На что? Я не знаю...
Возможно и она...видит будущее?
11 ноября 1992 год. Вся родня наша собралась за столом. Это и день рождения мамы и... час назад все мы вернулись с кладбища в Лиепае. Мы похоронили маму...
Я поднимаю рюмку и, со слезами в глазах, предлагаю выпить за ее День Рождения...
Прошло 12 лет. Все это время мне не давала покоя мысль, что это неправильно - маме быть за 600 километров от родной земли.
11 ноября 2004 года мы перезахоронили маму здесь.
Обижал ли я ее? Да. Много раз, увы... но это вспоминается с трудом, нехотя. А вот, ее светящиеся счастьем глаза, в бассейне, когда я в изнеможении, снова побеждал... я помню! Мама гордилась сыном.
Советский Союз кончился. Мы с мамой гуляем по нашей земле. Она рассказывает, что помнит. И мы остановились у орешника...
Меня не покидает мысль, что мне передают не землю в наследство, а ПАМЯТЬ...
Благодарю тебя, мамочка...спи спокойно!
Аминь...................


Рецензии