224. Мои новейшие афоризмы
1. Человек - добродушное чудовище! Он может ненавидеть и убивать даже ради любви к людям.
2. Разве не наличие смерти в мире превращает и тяжёлую жизнь в человеческую ценность? Только сравнивая, можем выбирать и ценить лучшее-для-нас.
3. Порою вся жизнь человека - бегство от самого себя.
4. Не всегда подлинность благо, а фальш или маска зло. Подонок, действуя как подонок, проявляет свою подлинность, а необходимый в жизни этикет наполовину состоит из фальши. Да и все золотые сказки наши сотканы из фантазий реальности, уставшей быть реальностью.
5. Реальный ад человека? - Любая злая страсть.
6. Не любя людей, можно быть человечным и,любя их,убивать миллионы, "ради счастья на земле"...
7. Иллюзии реальны именно как иллюзии.
8. Очевидное тоже может быть таинственным, например, душа...
9. Скука - это жизнь без проблем (= Библейский Эдем.)
10. Есть отчаяние как стимул активности, а есть отчаяние, от которого каменешь.
11.Одни умирают ради жизни, другие живут ради смерти и всяческих её форм.
12. Заполненная жизнь тоже может быть пустой.
13. Судьба - объективное стечение обстоятельств. Субъективность человека может в одних случаях изменять судьбу, в других нет. Вопрос "может ли человек изменить свою судьбу?" уже сам по себе некорректен, догматичен, так как предполагает окончательное "нет" или "да". Существует диалектическая относительность любых позиций, если речь идёт об оценке жизненных реалий.
14. Сове мудрости нужна ночь, чтобы всё видеть. В условиях обыденности и благополучия, мудрость усыхает, превращаясь в тень дня.
15. Хотят сохранить частное, но при том иметь целое - бессмертие. Но бессмертие требует много частного, причём частного положительного. Бессмертие, страдающее радикулитом, параличом, безумием, одиночеством, нищее и тоскующее - оно бы было не блаженством, а мукой. И нужно ли нам бессмертие без всех человеческих эмоций, страстей, радостей, или скука вечных удовольствий, лишение всякого разнообразия и всех милых глупостей жизни, бессмертие без секса? Так и вечное бессмертие в бедности , вне комфорта, вне материального достатка и благополучия и их перспективы - это скорее ад человека, чем рай. Итак, к бессмертию требуется осуществлённые уже в своей полноте и неизменяемые дополнения - здоровье, общение с себе подобными, всякое разнообразия жизни, не только лучи, но и тени, не только истины, но и заблуждения - этот тернистый путь к истине. Вечное блаженство - блеф. А ведь мы приписываем его самому Божеству! Нечеловекоидный Бог нам чужд, а человекоидный должен быть участником всего возможного для человека разнообразия жизни, не только блаженствовать, но и страдать. Поэтому в мифах и христианстве так популярен именно бог страдающий.
16. Иногда "кнут" полезен для тех, кто мечтает лишь о "пряниках".
17.Высшее искусство, в котором преуспел наш век - это искусство мертвеца притворяться живым и способность принимать живую душу за мёртвую.
18. Почему культ священного так часто и незаметно перерастает в культ чудовищного? У святого старца вдруг появляется антипод - вампир...
19. Любовь и философия - единственные виды рабства, которые освобождают.
20. Половину жизни мы проводим за работой и для половины человечества эта работа нелюбимая, лишь в силу необходимости и в интересах элементаного выживания. А для меня нелюбимая работа всегда была подобием каторги. Вот почему у меня такой маленький трудовой стаж.
21. Труд оценивают по стажу, но ведь человек не на своём месте может проделжаться очень долго - во вред делу и тем людям, кто зависит от его решений в чём-либо.
22. Общество болеет бюрократами и коррупционерами как чумой, от которой нет лекарств до сих пор.
23. У меня роман с небом, а ветер завидует...
24. Чтобы совершать глупости, уже нужно быть "человеком разумным".
25. Нас одинаково неудовлетворяет мир без Тайны и мир как Сплошная Тайна.
26. Одиночество бездомных собак так похоже на одиночество миллионеров...
27. Душа умного - яма, душа мудреца - пропасть.
28. Одиночество легче прозревает чудовищ, чем ангелов.
29. Одиночество вдвоём или одиночество толп и партий - разве лучше они одиночества изгоя?
30. Жизнь обманывает, смерть - никогда.
31. Самое реальное, что может со мной приключиться, это моя смерть.
32. Рост духа есть рост и трагизма - оказывается порою, что наши знания и умения никому не нужны, а порою даже не нужны нам самим и только мешают нам жить "нормально". Наконец, оказывается, что при спросе нашего знания в обществе, другие знающие из наших собратьев превращаются в наших конкурентов.
33. Непознаваемость главного в мире, в душе, в обществе и жизни. Лучше не доводить свои вопросы до "окончательных ответов", которые необходимо становятся заблуждениями. Просто не терять надежду на разрешимость вопросов. Но при этом отвлекаешься от сущностного на второстепенное. Но ведь вся цивилизация с её техникой и изобретениями зиждется на решении как раз второстепенных, эмпирических преимущественно задач.
34. Век наш похож на помойку, возникшую на месте былого храма или дворца. Поэтому мне что-то не хочется быть его "сыном". Чувство родины закрепощает, а если родина - уродина, то быть её рабом просто аморально.
35. Все палачи жизни её же жертвы.
36. Плохи или хороши люди всё равно, главное, чтобы ты сам самоопределился и понял, что быть человеком нельзя, не будучи человечным. И только тогда у нас появляется сила и желание сиять в любой тьме.
37. Создав свою картину мира, мы уже не в силах от неё отказаться. Поэтому так важен сам процесс формирования картины миры, наполнение формы определённым содержанием, которое сделает преобладающим в нашем мироощущении что-то одно - либо Созидание, либо Разрушение.
38. Необходимость лжеистины. Можно любого садиста оправдать болезненным отсутствием эмоций, т.е. патологией. Это истина. Но глупо тогда садиста обвинять в его садизме, как порочно и нелепо обвинять калеку за то, что он родился без ног, импотента за отсутствие потенции... Но если мы оправдываем садиста, то во первых, мы оскорбляем память его жертв и как бы даём санкцию на их мучения и гибель. Во вторых, мы из юриспруденции изгоняем само понятие "наказания", а это понятие - центральный нерв права. И мы закрываем глаза на патологию, неразумие сердца оказывается предпочтительнее холодного света рассудка. Лжеистина станоится для нас истиной. Правда, здесь имеет место полумера: мы устанавливаем вменяемость преступника и если находим патологию, то лечим и не говорим уже о юридическом наказании. Но ведь если асоциальные поступки патология, то патологичны они все, почему же одних преступников признают вменяемыми, а других нет (ссылки на логику, ум, изощрённость неудачны, так как есть формы безумства,при сохранности мышления). Одно преступление, даже если это убийство, "в пределах социальной нормы", а другое нет, поскольку кажется более изощрённым (наказание за способ, а не итог). И вместе с тем такая полумера тоже хорошо и без неё было бы хуже. Что мешает обществу "нормально жить" для того и находят "меры пресечения", патологично это или нет (да и психлечебница сродни тюрьме). Строго говоря это в каком-то смысле несправедливо, имеет несколько ложные основания и в то же время социально необходимо.
39. "Создание разумного мира" - ложный постулат и вместе с тем именно он основание этики, которое не позволяет ей быть ложной. Этот постулат утопичен, это идел мира без противоречий, совершенно позитивного, без существенных антагонизмов. Но сама реальность человека, его душа - извечная борьба света и тьмы, Созидания и Разрушения, или как написал как-то А. Белый, говоря о душе, "борьба вырождения и возрождения". Конфликт и содружество противоречий - всегда, везде и во всём, тайно и явно, в сознательном и бессознательном. Постулат "разумного мира" необходим как стимул морального помысла и действия в мире. Фактически же мы имеем вечную борьбу основных сил реальности - назовём это Светом и Тьмой. Ни одна из этих сил не должна побеждать окончательно. Невозможно как только Созидание или только Разрушение, застывшие в вечности.Победа Тьмы - гибель всего и вся, а Тьма, чьи владения - пустота, сама становится пустотой. Победа Света - жизнь без противоречия и разнообразия, которой уже некуда развиваться и незачем меняться - реальность застоя,засилья абсолютных истин и правил, конец познания, превращение диалектики в догматику, скука вечных повторений и будней, которые удовлетворят своим наличием, тогда как к высокому надо стремиться и путь этот тернист. Мир равно прох, если он сплошное движение или сплошной покой. В итоге само совершенство приобрело бы значение несовершенства и в победившем Свете стала бы зарождаться и проявляться новая Тьма.
40. Мы хотим разумного мира, но не абсолютно разумного - последнее означало бы диктат рассудка, тиранию разума, т.е. сам разум отождествился бы с неразумием. Его железный диктат над жизнью превратил бюы её в подобие смерти.
41. Совершенство целого - предел всего - всех его фаз, состояний, развитий. Это конец движения и исчерпание возможностей. Далее - некуда, совершенство становится несовершенством. Такая реальность вряд ли возможна, следовательно, идея совершенства - мира, космоса, души, бога - это миф, фантазия, иллюзия.
42. Быть Человеком с большой буквы - быть трагическим человеком.
43. Трагичнее всех трагедий мира - обывательство. Обыденность и благополучие делают нас своими рабами. И воцаряется тайный или явный культ привычек, исполнения правил, работа иногда заменяет жизнь, животное эмпирическое и обыденное существование вдруг становится нашей святыней и рассудок с сердец равно признают необходимость существования, которое по сути и заменяет жизнь , мечтающую не о низинах, а о высотах. Возникает странное абсурдно-рациональное бытие и именно в этой сфере наиболее активны оказываются страсти, эмоции , целеполагания людей.Находят свой смысл жизни, даже не понимая, что как раз потеряли его.
44. А духовная жизнь? Не слишком ли она мазохична? Даёт ли счастье? Не умеет ли унижать человеческое начало в человеке также как обыденность? Самое лучшее её достижение - стойкость убеждений, принципов, действий, тождество удовольствия и страдания в творчестве и нравственной стихии. Если и дух и бездуховность одинаково несчастны, я всё же выберу дух и дело тут в одном характере.
45. Цепи на руках "хорошего человека" - знак его величия?
46. Женщина это тьма, но тьма блистающая.
47. Каждый день - маленькая плаха, рубящая голову каждому новому дню человека, приближая его к смерти. Но самое удивительное, что все мои цветы растут именно на этой плахе, а обезглавленные дни делают меня мудрее, переливая свой опыт в новый час жизни.
48. Почему моя голова почти не поседела, а борода бела совершенно? Старость завоёвывает меня частями.
49. Зло и Добро столь же объективны как субъективны.
49. Горгона Медуза... Как похож этот образ на олицетворение смерти и даже смерти при жизни: ещё жива душа, но ты уже камень...
50. Без людей нельзя и с людьми плохо.
Свидетельство о публикации №216111201045