Дьявол как необходимость

 

На размышления о природе дьявола меня навёл один из рассказов Рюноске Акутагавы «Табак и дьявол». И действительно, подумал я, ведь до прихода христианства дьявола не существовало. 
В нём не было нужды. Практически все верования, коими снабдили себя земные народы, подразумевали и располагали множеством самых разнообразных богов. Все они были немножко хорошими, немножко плохими. Основным их занятием было кураторство той или иной области жизнедеятельности человека, торговля, рыбалка, и прочее. Суть тех религий состояла в том, что надо было угодить богу, контролирующему нужную  отрасль. Естественно, что речь шла о подарках. Чаще всего при посредничестве жрецов. А боги уже решали, помочь человеку, или нет. И в зависимости от вынесенного вердикта бог оказывался для человека либо хорошим, либо плохим. И чтобы в следующий раз всё удалось, и бог-куратор, допустим, рыбной ловли, послал хороший улов, а не как в прошлый раз, следовало дать подарок получше.
Таким образом, добро и зло спокойно умещались в одном боге. И придумывать какое-то воплощение чистого зла не было необходимости.
Но с приходом Иисуса Христа, триединого бога, всё поменялось. Бог стал один, великий и всемогущий. И, что очень важно, он стал добрым и всеблагим. Новый бог нёс только добро.
Однако, так продолжаться долго не могло. Люди остались прежними, и жизнь не поменялась, и пороки, и злодеи, ничего плохого не исчезло с приходом Христа.
И верующие христиане стали задаваться вопросами – почему так происходит? Мы искренне верим в нашего бога, всемогущего Иисуса Христа, а он никак не может расправиться со всем злодейством и подлостью в мире.
И возникли сомнения.
И уже начиная со второго века нашей эры, появилось такое понятие, как «дьявол». Именно на него возложили ответственность за всё нехорошее, что происходит в мире. А по-другому поступить не получалось. Величавый и полностью положительный бог не мог быть даже заподозрен в совершении каких-либо плохих дел.
Поэтому христиане, а особенно их жрецы, пришли к вполне закономерному выводу, что нужен козёл отпущения. Он и только он виновен в негодяйствах и ужасах, происходящих в мире. Он, дьявол, совращает людей с истинного пути и так далее, и так далее.
В результате, получилось нечто удивительное, что мы имеем сейчас в христианстве. Вместо провозглашённого единобожия, по существу, по факту, как модно говорить, получился некий управляющий тандем. Бог управляет добром, дьявол злом. И судя по количеству добра и зла в нашем мире, дьявол будет посильнее бога.

И что в итоге? Появившийся более двух тысяч лет назад Христос не смог совладать с обществом людей в одиночку. Ему понадобилась тень, или чёрная копия, на которую можно было возложить вину за своё неумение, промахи и ошибки. Это, конечно, всё обосновано с самых выгодных позиций жрецами христовыми. И разъяснено, почему так происходит, и что самое главное, почему именно так будет происходить и дальше. По сути, все учёные пояснения о невмешательстве бога приводят к выводу, что бог вовсе и не нужен, если самому приходится всё делать.
Но речь о другом. С исчезновением пантеонов и воцарением единобожия выяснилось, что единый бог не может существовать. И волей-неволей пришлось признать наличие ещё одной мощной и также всемогущей силы. И по сути, на этом единобожию пришёл конец.
По моему же разумению, бог есть, и он может быть и плохим, и хорошим. А разделять его сущность так, как принято делать у жрецов, не стоит.



Что касается пантеонов богов

Мы пришли к выводу, что на самом деле бог дуалистичен, имеет двойную натуру – светлую и тёмную. Но он не одинок в своём божественном совершенстве. Как выяснилось со временем, нынешний бог завёл себе новый пантеон богов с не такими обширными полномочиями, как у него.
Это многочисленные святые. Например, святой Спиридон оживил свою умершую дочь для денежных интересов. Также он исцеляет неизлечимых больных (красиво сказано) и изгоняет бесов. Про таких святых слыхал каждый. Любопытно, что чем древнее происхождением святой, тем больше у него могущества. Те, кто угодил в святые недавно, как правило, ничего такого не могут.
Но это пантеон светлой стороны.
Младшие боги чёрной половины бога так же всем известны. Это черти, демоны и бесы.
Таким образом, резюмируя, можно сказать, что как бы ни бились создатели новых религий над появлением единого бога, ничего из этого не вышло. Да, и не выйдет, наверное. Если в мире владычествует бог, чья забота только о людях, об их здоровье и благополучии, то как процветает злодейство?
Ну, за злодеяния назначили ответственным дьявола с абсолютно такими полномочиями, как у бога, если даже не шире, а за решение мелких вопросов, коими богу некогда заниматься, богов рангом поменьше.

И что мы видим нынче?
Точно такую же картину, как у древних греков, китайцев, славян и так далее. Есть главный бог Христос, он же дьявол. И куча богов поменьше званием и возможностями.

Поскольку картина мира не меняется, отсюда вытекает, что так было всегда, и так будет всегда. Главный бог, с хорошими и отрицательными качествами, и те, кто решает повседневные задачи.

Спасибо


Рецензии
Дьявол есть не только у христиан. У мусульман есть Иблис.
http://ru.m.wikipedia.org/wiki/Иблис
У буддистов есть Мара http://ru.m.wikipedia.org/wiki/Мара_(буддизм)

Чим Самоварр   20.07.2018 09:34     Заявить о нарушении
Всегда есть противоположность.

Константин Бахарев Павел Алин   21.07.2018 11:33   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.