А нас всего-то шестеро...

Поднимаясь всё выше по лестнице лет, человек обретает чудесную способность: видеть в людях не кажимость, а сущность. Когда пробуждение в себе этой способности ощутил я, мне сразу же захотелось разобраться, а много ли человеческих вариаций (если, конечно, можно так сказать) заключает в себе неисчислимое море людское. Я стал анализировать, вспоминать собственный жизненный опыт, внимательнее всматриваться в друзей и знакомых, а также в совсем не знакомых мне людей, случайно встреченных на улице, в магазине, в театре, в поезде – да где угодно! К тому же знакомство с огромным количеством самых разных людей подарили мне четыре с лишним десятилетия журналистской работы. Так что материала для моего анализа было достаточно!
Результат этого мысленного исследования поразил меня чрезвычайно: оказалось, что всё психологическое разнообразие рода человеческого можно свести всего к шести разновидностям людей – трем мужским и трем женским. Точнее, к двум с половиной мужским и трем с половиной женским, потому что одна из этих разновидностей у женщин встречается почти в той же пропорции, что и мужчин. Подробнее об этом поговорим ниже. Эти разновидности я назвал социально-психологическими типами и дал им следующие имена: Мыслитель, Воин - у мужчин, Слуга – у мужчин и женщин, Тигрица, Квочка, Царевна Несмеяна – у женщин.
Разумеется, это не значит, что все, например, Воины или все Квочки похожи друг на друга, как автомобили одной модели. Как не бывает «чистых» холериков или «чистых» меланхоликов, так не может быть «чистых» Тигриц, «чистых» Несмеян, «чистых» Слуг. И вообще в каждом из нас присутствуют черты всех шести типов – как мужских, так и женских. Именно разные пропорции, в которых сочетаются в каждом человеке черты всех выделенных мной типов, определяют как колоссальное разнообразие психологических оттенков человечества, так и неповторимость каждой человеческой личности.
Иными словами, любой из нас представляет собой эдакий винегрет, в который намешано понемногу от каждого социально-психологического типа. Даже разделяя эти типы на мужские и женские, я немного грешу против истины. Потому что изредка случается так, что доминирующим у женщины оказывается один из мужских типов, а у мужчины – один из женских. Но, резюмируя, повторюсь: несмотря на то, что любой из нас похож на коктейль, в котором смешаны ингредиенты, представляющие все шесть типов, явно доминирует в каждом человеке всегда только один из этих типов. Так что выделять различия в конкретных носителях того или иного типа можно до бесконечности. Каждый из типов при желании можно членить на многие десятки подтипов и групп. Но если отбросить всё второстепенное, в «сухом остатке» получатся всё те же шесть названных выше социально-психологических типов.
Хочется дать читателям и такой совет: обнаружив в ком-то из знакомых характерные черты одного из выделенных мной социально-психологических типов, не надо ждать, что в этом человеке обязательно проявятся все описанные мной особенности данного типа. Каждый человек индивидуален, и в разные периоды жизни одни черты могут проявляться в нем сильнее, другие - слабее. А какие-то характеристики могут вообще ни разу в жизни не проявиться. Но это не дает оснований исключать членство данного человека в своем социально-психологическом типе.
Кто-то, возможно, возразит, что ничего нового я не говорю, просто несколько по-иному перепеваю многовековое учение о человеческих темпераментах.
На это я возражу так.
Во-первых, ни один из выделенных мной типов не привязан жестко к какому-то одному темпераменту. Мыслители, Слуги и Квочки могут вообще быть носителями любого из четырех темпераментов безо всяких оговорок. Что касается Воина, то, видимо, меланхолический темперамент ему не свойствен. А остальные три – пожалуйста! Несмеяна, возможно, теоретически может быть сангвиником, но я что-то плохо представляю себе Несмеяну-сангвиника. А три других темперамента опять-таки вполне могут уживаться с типом личности, который я назвал этим именем. Более других обделенной в смысле разнообразия темпераментов оказалась Тигрица. Ей, думается, не подойдут ни темперамент меланхолика, ни темперамент флегматика. Но всё равно на ее долю еще остается два темперамента! Я говорю всё это для того, чтобы наглядно показать: темпераменты и выделенные мной социально-психологические типы – категории совершенно разные.
Во-вторых, один и тот же темперамент сопровождает человека всю жизнь – от рождения до гробовой доски. Поменять его невозможно. Какими бы ни были условия твоей жизни, какие бы испытания (или, что гораздо лучше – блага) ни посылала тебе судьба, если ты родился холериком, то холериком и умрешь. А социально-психологические типы, о которых говорю я, могут у человека и поменяться. Например, под давлением неблагоприятных обстоятельств Мыслитель может преобразиться в Слугу, а Квочка – в Несмеяну (но никогда наоборот).
Хочу отметить и еще один нюанс. Характеризуя эти типы, я, так сказать, включал максимальную контрастность – чтобы ярче обозначить основные особенности их носителей. В реальной жизни такая контрастность встречается всё же редко, гораздо чаще личностные проявления людей проступают более мягко, более «смазанно», они несколько затушевываются как в силу различных объективных причин, так и из-за того, что эти люди не хотят выглядеть в чужих глазах слишком отличающимися от общепринятого «среднего» уровня. Так что прошу тех, кто будет читать эти строки, учитывать данный момент.
Однако я, кажется, уже несколько затянул вводную часть. Пора переходить к конкретным характеристикам моих шести типов. Представителям каждого из них я посвятил отдельные эссе, которые так и назвал: «Тигрица», «Квочка», «Царевна Несмеяна» (первыми, конечно, идут женщины – галантным надо оставаться везде), «Мыслитель», «Воин», «Слуга».
Разумеется, я далек от мысли, что циклом этих эссе открываю очередную психологическую Америку. Различных классификаций рода человеческого существует великое множество. Возможно, какие-то из них близки и к моим теоретическим построениям. Но надеюсь, что эти эссе будут прочитаны с интересом, местами дадут кое-кому пищу для раздумий, а местами позабавят и помогут прочитавшим увидеть давно знакомых и даже близких людей под новым и, возможно, весьма неожиданным углом зрения.

(Продолжение - http://www.proza.ru/2016/11/12/1707


Рецензии
Когда-то я делил женщин на три категории - птица, корова, змея..
С уважением -

Сергей Шрамко   01.01.2017 10:33     Заявить о нарушении
Ну, у каждого свои классификации. С Новым годом!

Олег Костман   01.01.2017 12:47   Заявить о нарушении
С Новым годом, Олег!
Сережа, Мира.

Сергей Шрамко   01.01.2017 12:54   Заявить о нарушении
Спасибо!

Олег Костман   01.01.2017 13:42   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.