Трес-Кастильос. Столетие спустя

фото: Чарлз Бронсон на фоне  Tres Castillos/Chihuahua.

 
Карлос Ласкано Сахаган (Carlos Lazcano Sahagun, историк Северо-Запада Мексики)               

                Трес-Кастильос. Столетие спустя.

               

 ...Определенной кульминацией апачских войн, можно считать бой при Трес-Кастильос, длившийся с вечера до утра  14-15 октября 1880 года...


  После прочтения огромной массы материалов по теме, я решил лично посетить это богом забытое место. Чувствуя глубокое уважение ко всем участникам печального события, лично для меня главным было самому увидеть и прочувствовать именно то самое место, где погибли апачи группы вождя Викторио.

  Три Замка (Tres Castillos) находятся примерно в 150 км к северо-востоку от города Чиуауа, в муниципалитете Койаме (municipio de Coyame)  в регионе, особо известном своим засушливым климатом. 

  Холодным декабрьским утром я покинул Койаме  и путь мой лежал  вперед на 80 км. по грунтовой дороге, далеко не все участки которой были в более или менее хорошем состоянии.
  Представший передо мной ландшафт представлял собой ряд  равнин, унизанных причудливого вида  скалами... Крайне сухо, но очень красиво и величественно. Особенно, впечатлили меня пейзажи с кактусами и зарослями юкки, кустами  окотилло, biznagas и palmillas...

  Также, были на моём пути и несколько  ранчо (с крупным рогатым скотом), предки владельцев которых, наверняка,  были знакомы с рейдами апачей в старые времена.
 Через некоторые из них я проезжал, а прочие наблюдал издалека - такие, как: Santo Ni;o, La Rinconada, La Mora, La Escuelita, La Paloma, El John, Agua Zarca  и Эль-Эскондидо.

  Через полтора часа пути я, наконец-то,  рассмотрел  конечную цель своего  недолгого путешествия – холмы Tres Castillos. Сквозь облачное небо, вдруг пробились солнечные лучи и "Три Замка" предстали передо мной в золотистых, переливающихся  тонах. Но, прежде чем достичь своей цели, я отмечаюсь и прошу разрешения у управляющего ранчо "rancho El Escondido", в чьем ведомстве эта территория находится. Управляющий дал добро, и даже вверил мне пару ключей от ворот и калиток, которые необходимо было открыть по пути следования.

  Пятнадцать минут спустя, я остановил машину примерно в сотне метров  от трех  каменистых холмов, высотой в 50-60 метров,  ориентированных примерно с севера на юг и окруженных  засушливой  равниной, которая  в определенные периоды года затапливалась дождями и, тем самым, формировались совсем другие очертания местности. Само  место поразило меня своим одиночеством, а  распростертая  со всех его сторон пустыня, просто  терялась за огромным горизонтом.  Я подумал, что именно  за это  и любили апачи эту территорию - что горизонты её так же широки, как и понятия их свободы.

 115 лет спустя, как поле боя, так и сами холмы Трес-Кастильос,  кажутся совсем нетронутыми.  До сих пор сохранились и окопы  апачей, и останки  их лагеря. Далее, я нашел даже несколько гильз, явно относящихся к их последнему бою, а также - фрагменты  ножей и прочих инструментов.   В южном холме была  обнаружена и маленькая пещера, в которой были добиты  последние индейцы апачи из группы  Викторио...

  Я поднялся на вершину одного из трех холмов, и открывшийся сверху вид просто  поразил меня. Я  попробовал представить себе, что представляло из себя это место сотню с лишком  лет назад. И - вдруг услышал раздавшийся издали  протяжный вой степного койота.  В старые времена это могло бы сойти за предзнаменование смерти - подумал я - как в течение всей той трагической ночи, с 14 на 15 октября 1880 года...

  Находясь на вершине каменистого холма, я вдруг вскрикнул во всю мощь своих легких и, к превеликому своему удовольствию, услышал отчетливое эхо, как бы вернувшее мне образы  павших здесь воинов-апачей, смертельный свист оперенных стрел и винтовочных пуль...

 Во всем Чиуауа, я не изыскал ни одной могилы индейцев апачей.
 Но, по самой своей сути, "Три Замка" - это могила целой этнической группы.

 Это - могила всех индейцев-апачей, а эпитафия - чуждая враждебная среда, которая  их окружает...


/пересказ  с исп дым61/




 


Рецензии