Король шпионских игр провокатор Виктор Луи

Людмила Корина 
"Посвящается Эсме - с любовью и всякой мерзостью" Сэлинджер

На фото сын Светланы Аллилуевой Иосиф Морозов с 1й женой Еленой даёт интервью Энцо Бьяджи
июль 67года, Москва, Дом на набережной.

По паспорту он Виталий Евгеньевич Левин(5.2.28-18.7.89) Мама   еврейка, по его признанию.Отец Евгений Гугович Луи -немец.Виктор Луи прошёл путь от  тюрьмы Суханово конца 50х, куда попал за махинации с валютой, работая в посольствах в Москве, до статуса выездного во все концы света журналиста с конца 60х гг вплоть до смерти в 89м в Лондоне.Похоронен на Ваганьковском кладбище.

Выйдя из лагеря, куда попал за спекуляции и  где активно стукачил,в 58м женился на англичанке Дженнифер, работавшей в посольской семье в Москве.Трое сыновей. Владел 3мя престижными квартирами  и дачей в Баковке,где принимал московскую элиту.Владел редкой коллекцией автомобилей.Всё под опёкой КГБ.

Корейко и Остап Бендер, плюс Беня-король. Анти-герой  своего времени – 60е-70е гг. СССР в годы соблюдения своих интересов, закрытости и секретности. Мэллор Стуруа пишет: Виктор Луи заключил договор с дьяволом. Хаммер сбывал антиквариат, а этот – информацию, выгодную стране в дозволенных дозах.

На моём сайте с осени 09 года я доводила   до задуманного замысла радиорассказ «Двадцать писем другу» о событиях в связи с бегством летом 67года Светланы Аллилуевой на Запад,  лирическом рассказе на фоне международной интриги, где главными персонажами были переводчица и итальянский журналист Энцо Бьяджи, приехавший взять интервью у родственников и детей беглянки.Усечённый текст на английском, который Бьяджи получил от КГБ,я переводила ему. Бьяджи остался недоволен, фактов  в нём почти не было,одни бытовые описания. Лирика. Эту рукопись  и передал Луи зарубеж.(Мой радиорассказ "Двадцать писем другу"на сайте www.radioteatr.su).

Фильм о журналисте - провокаторе вышел в январе 2010года. Видимо такие сроки были отпущены историей и судьбой фильму и моему рассказу, написанному по следам событий, теперь уже можно было сказать  об этом и о том. В  моём рассказе речь  шла в частности о передаче рукописи  книги Аллилуевой на Запад неким Виктором Луи.

А завязка некоторых событий приходится на осень 61 го года , или ещё раньше –  зиму  конца 59го, когда я,  стюардесса Ленинградского Аэрофлота в преддверии  диплома Герценовского пединститута, на борту Ту-104 везла правительственную делегацию из Москвы в Ленинград. Познакомилась с оператором Бородяевым Юрием Фёдоровичем.Мне, ещё недавно готовившейся на операторский факультет ВГИКа, было интересно это знакомство. Высокий, похожий на аристократа или голливудского актёра – благородный овал лица, светлокожий, с голубыми глазами мужчина лет сорока, светлые  волосы  с оттенком седины зачёсаны с высокого лба.

Он был очень  оживлён в разговоре со мной и пригласил поужинать  вечером в «Астории». Я пришла в элегантной зелёной кожанке на рыжих лисах. Но раздеться  было предложено не внизу, а в  его номере, где был накрыт стол с роскошным ужином. Поужинали, поговорили о фотографии. Я была  спокойна и уверена в себе в этой ситуации. Этот заман был слегка комичен. Прощаясь, Ю.Ф. дал мне свой домашний телефон в Москве.  Через два года  я переехала в пригород столицы к родственникам и  продолжила  работать в Интуристе. 

Прогулка с Ю.Ф. в Ботаническом саду 1го октября 61 года.
Находимся на одном пятачке  и не разминулись - я работаю с туристами, он оператор при американском агенстве Эйбиси, их офис в гостинице Метрополь.
Узнаю, что в стране всего два русских аккредитованных корреспондента  -  журналист Виктор Луи и кинооператор Юрий Бородяев. О первом слышу, что он женат на англичанке, Юрию через пару лет КГБ делает предложение о сотрудничестве, но он  отговаривается тем, что  языком английским владеет  слабо. Кстати, не по этой причине, а чтобы видеться  со мной, он начинает брать у меня уроки английского.

Впоследствии я понимаю, что с ним так и не договорились, так что  ко времени  отъезда Сэма Джеффи в 65м и приезду другого корреспондента АВС Джоржа Уотсона Бородяева списывают  на телевидение.  Сэм  Джеффи, то бишь Сёма Иоффе, симпатичный, скромный и общительный   тридцати с небольшим лет  мужчина,  среднего роста. Приехал в 61м в Москву уже разведённым и через пару лет женился на Джун,  девушке из Новой Зеландии, работавшей с детьми в  посольской семье.

Сэм поступил благородно, иначе её могли выслать за связь с ним. Она была миловидна,вместе они хорошо смотрелись. С корреспондентом работает переводчиком  Саша, развязный тип, вечно в погоне за юбками. Я  приходила  к Юре и  в другой офис-квартиру Эйбиси в обычном новом доме  на Кутузовском проспекте,через дорогу от гостиницы Украина. Эти дипломатические дома охраняются постом милиции в общем дворе. В квартире есть домработница, всё под контролем. Я часто присутствую на съёмках , это право оговорено Бородяевым.

Из инэта сейчас узнаю, что  после смерти Сэма Джеффи в 8.2.85го в пригороде Вашингтона, началось  расследование  и открылось, что он  во время журналистской работы  в СССР и других странах, был сотрудником ЦРУ и ФБР. Как говорится, один журналист стоит двадцати агентов – он свободнее может подходить с вопросами на улице.Но при внимательном прочтении материалов прессы США в интернете узнаю, что Сэм, списанный с престижной работы с 69го до смерти в 85м,  все эти  годы  судился, против обвинений, будто сотрудничал с КГБ.

Он утверждал, что какую-то информацию им давал в рабочем порядке, но в агентах не состоял. Престижная карьера была оборвана.Поучительная история для двойных агентов.В Москве    достать информацию и  отправить без помощи КГБ было очень трудно.Так до самой смерти  Сэм был списан, бедствовал. Верная Джун кормила семью доходами цветочного магазинчика.

16го июня 63 года  на Красной площади я подыграла мистеру Джеффи - он заранее предупредил, что спросит о полёте Валентины Терешковой у меня, как у девушки из толпы.  Я сказала, что это важное событие для всех женщин мира. Он потом сообщил, что в течение недели  я была королевой телепередач на АВС.

В 66м мне посчастливилось  работать с приехавшим в делегации  сопровождавшей  Де Голля корреспондентом АВС, главой американской пресс службы в Париже, Джоном Ролфсоном, которому посвящён  рассказ «Розовый дом» на моём сайте и в книге. Тогда по какому-то поводу мы  с Джоном оказались в московской квартире Виктора Луи  - в ней на белых стенах были развешаны  дорогие иконы. Хозяина не было. С нами был Джорж Уотсон, который сменил в Москве Сэма Джеффи.

Юрий Бородяев умер в феврале 84го. Машину Бьюик, которую мы с ним купили в 63м у ливанского посла, ему КГБ в отместку подпортили – сначала сотрудник ДПС отобрал  права 9го мая(Юра выпил, фронтовик),  стоявшую год в гараже и поржавевшую, затем  продал, купив Москвич.

Это уже было без меня. Деньги на Бьюик 1700 рублей   мы собирали с трудом (мы  в 62-63м жили на съёмной квартире) - пришлось Юре  продать свою кинокамеру и  фотоаппарат Эдмунда Стивенса (моя идея), сказав, что потерял(тот неплохо наживался, публикуя Юрины фото, поэтому смолчал), а новый современный «ролик»  ему вскоре вручило руководство Эйбиси(моя подача, я поведала по случаю о проблемах с аппаратурой).Чтобы помочь с покупкой машины, мне пришлось отнести в комиссионку кожанку на лисах, и в последующие 7 лет мёрзнуть в  каракульчёвой  полушубке.

Он не всё рассказал мне о своей семье  в начале нашего знакомства. И когда уже стали жить вместе,  проблемы  возникли  нешуточные. Он подал на развод,опубликовав объявление в газете "Московская правда" 14.6.63,  но родители были против, жена  нас выслеживала.

Запутался он во вранье и перебежках. Расстаться было необходимо, выгнать его,освободиться из капкана. Я  выдержала его набеги, мощную осаду в 64м в течение года, не уступая  мольбам вернуться. Страдая, преследовал, напивался, что-то дарил, потом уносил вместе с тем, что ещё оставалось в нашей скромной комнате, которую я  2 года оплачивала уроками в дальнем пригороде Капотня.

Золотые часики(его подарок)  вместе с телеграммами длиною в письма я отправила жене. Остался он вскоре без машины, без меня(успев спустить единственное, что было мне отцом подарено- пианино,  похоронив родителей и разведясь с семьёй.У меня ничего от него не осталось, только золотое колечко-ребус, которое он выиграл на пари.Да и от колечка избавилась, передарив в 70м итальянскому кино- оператору Альфио Контини.

В душе всё заледенело, но на работе говорили, что я  отлично выгляжу. Вернулась к бабушке  в  Ховрино– там он не мог меня достать – стыдно, отсюда увозил, дав бабушке слово, двоюродные братья его побить могли.

У Сэлинджера есть рассказ «Дорогой Эсме - с любовью и всякой мерзостью» –это  про жизнь, как она есть .Были Крым и Кавказ отпусков , солнце и море Артека,  приёмы, дни рождения в светло-зелёном интерьере ресторана Будапешт, мои кулинарные успехи в домашних обедах, премьеры в консерватории…Когда мы приходили в старый дом кино на Воровского, его сокурсницы по ВГИКу говорили, что мы красивая пара, и  внешне похожи.

Я носила первой в Москве платиновый паричок в тон его начинающим седеть волосам. Окончательно расстались  в январе 65го –обедали в Метрополе. На лице Юры была тоска и такое  горе, что  глазам больно было смотреть. Моя боль в глазах  на фотографии расставания  в предыдущий Новый год.

Позже я узнала от подруги, что он оставил семью(у него был взрослый сын и 5ти летняя дочь), женился на Людмиле,   сотруднице тв  с сыном. Мы  больше не виделись.Узнавать было неинтересно.Уже в 90х в начале в кабинете моей массажистки одна разговорчивая клиентка повествовала о разгуле ясновидящих на задворках тв.На вопрос знала ли она Ю.Ф.,работая с ним в одном отделе,пренебрежительно поведала, что надорвался - тащил на этаж тяжёлый телевизор для починки. Звали её Людмила Сергеевна,моложава и даже похожа на меня.Мне это всё было неинтересно -кем она ему была эта болтушка, почему вспоминает о Ю.Ф.так нелестно.

Два года назад Ю.Ф. приснился мне – он просил у меня прощения,  клялся как тогда в любви, звал  с собой. Я его вспомнила, но  не простила. Написала стихи грустные  - о человеке с двумя половинками лица.  Улететь с ним не согласилась. Меня  в последующие четыре года спасали врачи.

ПОСЕЩЕНИЕ

Двойник в одном лице –две половины,
Что было в матери,  отце,
Кто в сей двуликости повинен?
Аристократа стать, он ликом совершенен –
И этот профиль благороден,
И естественность движений.
Но – присмотрись, нет, слева посмотри,
И зеркало, что затуманилось, протри-

Исчезло виденное ранее, неуловимо,
Совсем другое явно, зримо.
В нём что-то жалкое сквозит наружу,
Кривятся губы, нос вздёрнут,
Он картины новой не нарушит,
Её по-своему творя, а уж в подпитии
Вся прыть и вздорность скобаря.

Сошлись в одном лице -один отливок.
Из какого мира – тот из Подлипок,
Этот – должно из Рима.
Сегодня надевает ей заветное кольцо,
И посмотри как искренне его лицо,
Назавтра отберёт, вздохнёт и тащит в нору,
Труся с добычей, забыв приличия,
Кому же это впору?

Про ревность, кажется, талдыча,
Не веря в чистоту девичью.
Устал от пошлости своей и проговоров.
Устала и она. Рассталась не без укора
С обворовавшим себя вором.

Далось сие немалой кровью –
Расстались – с болью.
Не видела не вспоминала, дав зарок,
Усвоив тягостный урок.

А лет им было – ей двадцать, ему сорок,
Всё в свой срок. И он ушёл из жизни
Через двадцать, чтобы в свой срок
Лет ровно через сорок после встречи
Во сне придти с ней повидаться.

Там в небесах очистился, отринул
Того лица - личины половину. Молчат.
Их рук спокойное и нежное касание
При встрече, как у любящих при расставании.

«Я прилетел, чтоб унести тебя с собой,
Туда, наверх, навечно. Ты любишь?
И девичье её сердечное «конечно».
Другого, прежнего, молю, не вспоминай».
Ответа нет. То сон был, небыль…                6.6.03 

Виктор Луи с женой англичанкой Дженнифер,3мя сыновьями и богатством,нажитым продажей дезинформации, спекуляциями с антиквариатом и валютой, в годы перестройки перебрался в Лондон. Два десятилетия он прожил в Москве в своём  богатом поместье в Баковке. Собирая   редкие иконы, коллекцию автомобилей, собирая информацию - для этого устраивал  приёмы в роскошном особняке ,угощал редкими напитками, сам  прикладывался. Пересадка печени, которая не прижилась, обернулась раком в 87м. Умер от сердечного приступа в Лондоне в 89м.

Но до этого за месяц , провожая в крематории своего наставника, приставшего со времён войны к аналогичной «работе» журналиста Эдмунда Стивенса, Луй зачем то запечатлел на видео вход  гроба приятеля в печь, плохая примета, сам этот путь в скорости  проделал.(Я пишу фамилию Виктора с Й кратким,  по аналогии с Еленой Боннер).

В течение двух лет моего нахождения по стечению обстоятельств  в самом пекле политической жизни Москвы (62-63гг), с  Виктором Луи не довелось познакомиться, а  Эдмунд Стивенс и  кошмарная Нина, его жена, оба   в чинах  на службе КГБ, не раз мелькали на съёмках, где Юра был оператором, а я при нём ассистенткой.
 
Действие телефильма "Осведомительный источник в Москве"(2010)о Викторе Луи  происходит в  особняке Стивенсов на Гагаринском переулке 11, бывшая ул. Рылеева, по которой я ходила за переводами в Иностранный  отдел Патриархии в 68-71гг, что располагался напротив. Попала туда не по рекомендации «органов»,а Баптистской церкви, и спохватились они не сразу. Переводами заведовал Павел Кутепов, внешне копия своего отца- белого генерала, который был похищен  в Париже в 30е годы.

Переводы перестали давать мне и подруге,  которую я рекомендовала, вдруг, без объяснений. Не представляю, чем бы закончился   мой танец бабочки вблизи кратера вулкана политических интриг и большой политики, если бы я  не рассталась с Бородяевым  в канун 63го.

В начале 64го объявился  сотрудник КГБ  с предложением работать в посольстве Великобритании.В КГБ внимательно за мной следили. 11 апреля 64года  после 3х месяцев  разработки  и несмотря на его  проклятия сотрудника КГБ, угрозы упечь меня "куда Макар телят не гонял", я отказалась. Интуристовские "дяди", защитив от смежников, думали задействовать меня в своих схемах .Но в 68м я ушла  от них на студию «имени Алексея Пешкова».В год Сатурна в моём знаке Овна судьба   ещё раз испытала  меня  на прочность.

КГБ не оставлял меня своим вниманием,  сожалея, что ускользнула от них во время отпуска, хотели  вернуть в Интурист, уволить со студии. Не удалось.
Летом 69го я перешла на Мосфильм и стала работать переводчиком-ассистентом на съёмках фильма совместного производства с Италией «Подсолнухи».

Луй Первый, король шпионских игр, с помощью которого СССР вёл информационные войны, собрал  на свои гонорары коллекцию машин. За рукопись Светланы, проданную в усечённом виде на Запад, ему  подарили Порш. Мне Бьяджи, спасшей его репутацию, оставил портативный  магнитофончик, на который мы записывали интервью во время  поездки в Гори и в Москве. Такой же сувенир  получил и посланец КГБ, сотрудник посольства в Риме. Впоследствии Виктор Луи, по просьбе сына Хрущёва, опубликовал мемуары отца, изъяв то, что не устраивало Брежнева. Гонорар – весь с согласия Хрущева и его сына Сергея, положил в свой карман. А впоследствии опубликовал и срезки.

Скажи как устроился – в коридорах Лубянки о нём говорили с уважением. Сергей Хрущёв с папашей его благодетелем почитали, а по-русски мемуары вышли только   недавно.Выполнял Беня-король спецпоручения на Тайване, мотался по всему миру. Организовал профанацию Сахарова в ссылке, снимал его тайком в фильмах с ложным комментарием. Преуспел – на Западе стали относиться к ссылке  академика спокойнее. А какие мучения причинил Солженицыну, провоцируя суды, оговоры, «мемуары»друзей, припёртых к стене . И за всё брал большие деньги  - со своих патронов в КГБ и на Западе.

Повидимому  звёздная  карта афериста-везунчика, каких свет не видывал, изменилась к 84му году, горел какой-то  узел его натальной карты. То ли он не поделил с антикварной мафией иконы, но гараж в Баковке подожгли – он стоял и смотрел, не вызывая пожарных. Будучи  умным мерзавцем, понимал, что договор с дьяволом  не беспределен. И пошло-поехало. Перестройка. В его услугах  не нуждались. Болезни и смерть.

Сейчас какие же это человеческие черты искали телевизионщики, добравшись до такой спелой малины, взросшей на дерьме провокаторства, лжи, мошенничества, подлогов, предательства? Благонамеренный еврей Левин помогал отказникам-евреям, выставляя в счёт своих услуг хозяевам, ОВИРу списки лиц, которых тормозили. И вроде денег  за это не брал.

Информационные войны, как недавно в Грузии, ведутся, но быстро разоблачаются. Нет возможности долго таить враньё. Россия теперь напрягается в опровержениях  лжи. А раньше против позорного вранья с помощью Луя, которое распространяло КГБ, отважно выступал Солженицын, и победил на всех фронтах.  Сахарову Луй жизнь укоротил. «Герой» телесериала, умирая, шепчет в агонии –останется ли от него  хоть какой след, или какая польза. Наталья Дмитриевна написала гневную отповедь на этот фильм.

Час рождения Виктора Луи кто же мне подскажет. Только по фактам жизни можно предположить.Разве что как пример продажности афериста.

Час рождения Александра Исаевича  Солженицына упоминается – он родился в Кисловодске в три часа ночью 11.12.18.Через два года столетие великого гражданина России.

Людмила Корина 12.11.16 Генуя


Рецензии