Влияние человеческого фактора на поведение человека почти не изучено, а между тем, по вине человеческого фактора часто происходят авиакатастрофы, автомобильные и техногенные катастрофы и много чего еще нехорошего случается. Как это все выглядит наглядно? Приведу пример из собственного опыта…. Живу на даче без крыши. Потолки залиты тонким слоем цементного раствора и во время дождей или таяния снега, течет со всех дыр. Приходится черпать воду совком с пола, подставлять ведра, разные другие емкости под течи с потолка, иначе все зальет. Привык и отношусь к этому спокойно. А тут, всю ночь лило как из ведра, а потому ночь пришлось не спать, а не разгибаясь черпать воду и выливать ее во двор. Короче – стресс и недосып. Зарабатывают тем, что пою под гитару в электричках. Платят по разному, но не разбогатеешь. На еду хватает. Съездил один рейс, купил на заработанные деньги колбасу и… забыл ее в автобусе. Просто отключилась память, так как застряла в голове мысль, быстрей доехать до дома. Когда приехал и решил перекусить, обнаружил, что колбасы нет. Ладно, не смертельно, впредь буду внимательней, сделаю еще рейс, чтобы компенсировать потерю. Съездил, купил продуктов, а в маршрутке, из-за невнимательности, потерял всю заработанную мелочь – выпала из мелкого кармана куртки. Черт, с ней, главное, успел продуктов купить. Надо быть еще внимательней и в следующий раз буду класть деньги в карманы брюк. Даже в голову не могло прийти, что деньги могут выпасть из кармана курки. Раньше такого не случалось. И это переживу. Вроде, все хорошо, но должной концентрации внимания нет. Ничего страшного, ничто больше не угрожает, можно расслабиться. Высплюсь и все придет в норму. Выспался, пошел умываться, а воды нет. Наверное, насос накрылся. А насосы, которые гоняют воду по отопительной системе нагрелись так, что не прикоснуться. Если сгорят, то мне это дорого обойдется. И знакомый сантехник в отпуск уехал, не у кого проконсультироваться. Ничего страшного, воду буду набирать из своего колодца ведром. Главное – АГВ работает автономно, по замкнутой системе и на него отсутствие воды в кране не влияет. До приезда из отпуска сантехника, продержусь. Пошел набирать воду из колодца, а колодец пустой, вся вода из него выкачена. Каким образом? Или он просто высох? Насос, скорей всего, работая без воды, сгорел. Ничего, буду набирать воду с уличного колодца. А каким образом вода могла вытечь? Скорей всего, в душевой забыл закрыть кран. И тут сработал человеческий фактор. Ничего, главное, АГВ работает. Как это я умудрился не закрыть кран, ведь до этого всегда внимательно к этому относился? А это все недосып и стресс, которые сделали меня невнимательным. Некоторые важные моменты просто выпадают из памяти, особенно, когда стараешься их не упустить. Ладно, воды с уличного колодца набрал, справлюсь как-нибудь со всем. Надо посмотреть, набирается ли в колодец вода, или во время холодов ее приток сводится к минимуму. Набирается, но медленно. На следующий день попробую включить насос. Включил, заработал. Ура, теперь я с водой! Идиот, будь внимательным, а то, видишь, сколько сразу возникает проблем. АГВ работает, вода есть, выводы сделал, можно расслабиться. Но, что за черт, уже спать ложился, как обнаружил, что батареи холодные. А уже морозы пошли. За ночь, может всю отопительную систему разморозить, тогда останусь без тепла, без воды и это будет означать - капец. Час от часу не легче. Вода есть - это хорошо. Но без тепла трубы полопаются. Что делать, ночь на дворе? АГВ не запускается. Караул! Не паникуй, а соберись и постарайся найти выход. До утра можно погонять камином теплый воздух. Потом придется вызывать работников по обслуживанию котлов. Но когда я их последний раз вызывал, они приехали только через неделю, сославшись на загруженность. Финансы ограничены. Получается, выхода нет. Соберись и постарайся самостоятельно разобраться во всем. Сантехник сказал, что система АГВ работает автономно и не зависит от того, есть вода для бытовых нужд или нет. А вдруг из отопительной системы тоже вода ушла, и тогда автоматика вырубила подачу газа. А как наполнить систему водой? Вроде, сантехник показывал мне, где находится подпитывающий систему кран, попробую приоткрыть его. Пошла вода в систему, точно она заполнена не до конца. Страшно открывать на полную мощность, вдруг сорвет предохранительный клапан – уже имел проблему с его заменой. А я – по чуть-чуть. Вроде, система заполнилась, а газ не включается. Мастер по диагностике, когда был, сказал, что мотор заклинило. Надо было тогда вникнуть, чтобы, если что, смог самостоятельно запустить систему. Но поезд уже ушел. Это мне еще одно напоминание, что надо быть во всем предельно внимательным. Потеря концентрации хоть на мгновение, может обернуться большими проблемами. АГВ, сколько ни нажимаю на пуск, не запускается. Черт, придется всю ночь держать включенным электрический обогреватель. Он весь дом не обогреет, но хоть плюсовую температуру будет поддерживать. Одна напасть – за другой. И все пошло с расконцентрации внимания. Ладно, доживу до утра, а там, все буду решать на свежую голову. Попробую еще позапускать АГВ. Надо же, без моего вмешательства запустился. Можно вздохнуть облегченно. Это мне все – подсказки и предупреждения. Не относись ни к чему небрежно. Что не ценим, то теряем. Чтобы подобного больше не случилось, не допускай недосыпа. Даже если такое произойдет, не теряй концентрацию внимания. Видишь, как опасно переклинивает и сознанием это не замечается. По этой причине, водитель автомобиля, в утомленном, не выспавшемся состоянии, может выехать на встречную полосу движения и даже этого не заметит. И летчик или космонавт в утомленном состоянии может совершить роковую ошибку. Наличие стресса ситуацию еще больше усугубляет. При укладывании парашюта, парашютист может совершить ошибку, хотя до этого многократно повторял одни и те же движения безошибочно. Внимание замыливается и ошибка совершается таким образом, что сознание этого не замечает. Специально привел собственный пример, чтобы наглядно было видно, как может отключаться сознание и теряться контроль над ситуацией….Как избежать подобных рисков? Обязательно надо высыпаться и избегать стрессовых ситуаций. Если летчик, например, находится в стрессе и в состоянии недосыпа (некоторые авиакомпании, в целях экономии средств, чрезмерно эксплуатируют летный состав), то вероятность совершить ошибку в своих действиях, возрастает многократно. Интересно, что мозг сам стремится совершить ошибку, чтобы нейтрализовать направленность на чрезмерную правильность. Тот, кто считает, что благодаря своей воле, он никогда не совершит ошибку, ошибается, так как в утомленном состоянии воля может сработать против него. Воля – это инструмент разума. Когда же она носит односторонний характер накачки, то при накоплении критической массы страха, произойдет срыв в противоположную крайность. Чтобы это не произошло, психика должны быть уравновешенной. Многие работники силовых структур страдают фобиями, потому что они накачивают себя на преодоление страха любой ценой, чем загоняют себя в состояние устойчивого стресса, а отсюда и страхи, с которыми они постоянно борются…. Для людей, от действий которых зависят жизни многих людей, надо создавать идеальные условия для работы, тогда влияние «человеческого фактора» будет сведено к минимуму. 12.11.2016 г.
Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с Политикой обработки персональных данных и файлов cookie, нажмите здесь.