Кавказ - это не вам и не сопки

Эпическая кинолента «Кавказская пленница» сегодня уже воспринимается современниками только исключительно как «шедевральное» произведение в рамках советской эпохи. В глобальном же смысле там не найти незыблемых человеческих ценностей, но все-таки некоторые моменты, если и не вызывают улыбку, то, по крайней мере, помогают раскрыть поведенческий секрет подобных национальных меньшинств. А вообще, удивительно насколько неприхотлив был в свое время интерес пролетарской публики к художественному искусству в нашей богатой на таланты стране. Но это, пожалуй, можно отнести к самостоятельной теме для рассуждений на досуге. Сейчас же хочется остановиться на психологии «горских» жителей, которые по какой-то только им ведомой причине назначили себя важными историческими персоналиями. Возможно, товарищ Джугашвили помог отформатироваться таким извращенным способом этим кудесникам устного фольклора?!

Судите сами, насколько жители Кавказа, ведущие до сих пор натуральное хозяйство в первобытном стиле, могут считать себя «делателями» истории в мировом масштабе, если их недра рождают таких типов как обозначено в вышеуказанном фильме. И пусть читателя не смущает полувековой гандикап, ведь тысячелетние патриархальные традиции тех мест не изменить какими-то двумя поколениями смуглолицых потомков с удивительно похожими друг на друга лицами. Вот где мог бы Артур Шопенгауэр повеселиться-то! Но не будем сейчас опускаться до того, что называется «троллить», а просто обратим внимание читателя на некоторые национальные черты этих жизнерадостных до поры «простоватых хитрецов». Возможно, приведенный эпитет можно было бы и расширить более полной формой, но в первом приближении и так сойдет.

Конечно же, понятие кавказец чем-то напоминает россиянина, ведь многонациональное население соответствующей местности, причем впитавшее в себя самую различную культуру, обычаи и религиозные учения и конфессии, достаточно разношерстно. Но, как ни крути, а общие признаки всегда будут выделять выходцев из гор от всех других жителей нашей страны и планеты вообще. Наверное, определяющим фактором у этих людей является их особая живучесть, которая связана не только с огромным желанием радоваться солнечному свету, но и с тем, что называется у них предприимчивостью. Но это видится таким образом только на их уровне. Весь же окружающий мир с умилением наблюдает за подобными «недетскими шалостями» и не всегда с улыбкой от их непосредственности.

Первое, что бросается сразу же в глаза неискушенному толерантностью (шутка юмора от автора) жителю любого некавказского региона, - это способность означенных национальностей чувствовать себя как дома везде. Причем на своей родине они ко всем относятся, хоть и с радушием до поры, но как к гостям. Это двуличное отношение к жизненным ценностям можно было бы списать на комплекс неполноценностей малых народностей. Но, ведь эти смуглые (пусть бросит в меня камень тот, кто считает их «белоснежками» - перефраз от классика жанра) люди зачем-то начинают делать незамысловатые этнические изыскания в сторону своего родства с римлянами, например. А это уже автоматически выводит их из состава «скромных и малых» в число «великодержавных и могучих», что не может не вызывать улыбку у современника.

Читатель еще на берегу должен четко уяснить, что данное эссе может претендовать не на абсолютную объективность, а лишь на шуточное акцентирование некоторых национальных черт народов, населяющих Кавказ. То есть, у автора нет никаких проблем с этими людьми, просто они очень колоритно и жизнерадостно выглядят на угрюмом фоне большинства россиян, так что только ленивый мог бы пройти мимо без соответствующей оценки, но, не переходя на личности. Короче говоря, подойдем к прочтению этого незамысловатого текста с понятной долей юмора и снисхождения к автору и его «мишени».

Итак, типичный, если можно так сказать, ведь все люди очень даже индивидуальны (коммунизм-то не построили!), кавказец  - это не только огромный нос, смуглая кожа, не требующая, кстати, загара (нечего этим людям делать на пляжах, если они не извращенцы), кепка, кожаная куртка, много золотых украшений и «мерин» (при «совке» была черная «Волга»), но и характерный акцент, не самые интеллектуальные шутки, слабость до белокурых женщин и желание выделиться любым доступным способом. А потому, этот типаж очень прочно вошел в наш обиход. Для данного спектра народонаселения страны и вообще мира, если можно так выразиться, придумали необидные обращения «хач» и «чурковой», например. Где-то их кличут «абреками», «азерами» (не беда, если они и не азербайджанцы вовсе) и «горочными». Но все это делается, если и, не любя, то, по крайней мере, для того, чтобы выделить кавказцев из общей массы многонациональных россиян. Такой, знаете ли, респект по-русски.

Кроме всего прочего, эти своеобразные «лица кавказской национальности» очень обидчивы, крикливы и многословны, как барышни на выданье, что совсем не вяжется с понятием «мачо», которое они сами себе по умолчанию и присвоили. Однако здесь, по мнению автора, налицо обычный просчет – «мачо» очень сильно уступают по всем брутальным характеристикам «викингам». То есть, «смуглые» перед «грозными» выглядят очень комично в мужественном аспекте, а потому многие россияне в известной ситуации всегда улыбаются, видя хмурый облик смуглолицего кавказца. Но для того, чтобы не превратить этих потомков Ноя (вспомним про Арарат и ветхозаветный ковчег) в простое посмешище, ведь среди кавказцев есть много достойных и уважаемых людей, попробуем создать сравнительную характеристику собирательного образа упомянутых народностей.

Начнем с явных преимущественных характеристик, дабы первоначальный посыл был исключительно позитивным (все предыдущие эпитеты будем считать лишь кратким анонсом из вводной части повествования).
Итак, среднестатистический собирательный образ кавказца обладает достаточной жизнерадостностью и оптимизмом.
Данные народности очень близко расположены по территориальной принадлежности к «колыбели цивилизации», а потому, и во многом по праву, считают себя в большей степени причастными к нашим праотцам. И ерунда, что все мы являемся потомками одного человека (библейского Адама), так как это уже точно доказано научным способом при анализе ДНК человека.
Кроме того, эти люди, как минимум, говорят на родном языке (качество речи оценим как удовлетворительное) и плохо на двух (русский и английский) интернациональных. Но, используя хорошо известные жестикуляцию и мимику, их, можно сказать с большой степенью достоверности, понимают в любом конце Земли. То есть, кавказцы в данном контексте выступают в качестве полиглотов, что по оценкам некоторых экспертов может даже отнести их к интеллектуальной среде.
Далее, они очень плодовиты (больше, конечно, похотливы, но сделаем скидку), что на фоне вымирающего человечества можно опять же посчитать существенным достоинством.
Если брать в расчет экономический аспект (рыночная экономика), то этим предприимчивым людям нет равных в желании получить максимальную прибыль в условиях самой плотной конкурентной среды. Жаль только, что все их т. н. хитрости очень явно просчитываются оппонентами, отчего только особый порог совестливости кавказца не позволяет ему провалиться в недра Земли.
Кто-то считает их даже иногда красивыми, но здесь, как говорится, «на вкус и цвет…», так что не будем сильно придираться к тому, что дано самой природой в качестве характерного генофонда.
Смуглый цвет кожи (эдакие ее цыганские оттенки) позволяет им не только скрывать, например, пыль на ней, но и не стремиться к морскому загару, как это делают фанатичные жители других мест нашей страны, отдыхая даже в Турции и Египте (такой эконом-эконом класс).
Они любят детей, большие семьи, а также чтут старших и национальные традиции, что выгодно отличает их от людей, подверженных современным тенденциям в этой сфере жизнедеятельности.

Если с плюсами все было коротко и ясно, то в минусовой части для лаконичности лучше все перечислить в скомпонованной форме (эпитетами). Итак, начнем…. Национальными чертами кавказца в полной мере можно считать примитивную хитрость, показушность (особенно в части респектабельности и мужественности), сексуальную озабоченность, желание выделиться не умом, а «одежкой» (антипод скромности), несдержанность и суетливость, многословие, тягу ко всему блестящему, жадность, граничащую с фанатизмом, смешные имена (например, Алмаз или Роза дают много поводов для шуток у сверстников, особенно в детском и юношеском возрасте), «детская» непосредственность, что многих интеллигентных людей просто шокирует, прочие комплексы неполноценностей, которые извращают саму систему оценки достоинств (например, отношение к женщинам, которое полностью исключает их эмансипацию, и проч.).

Но не стоит использовать бухгалтерский метод для вычисления национального «сальдо». Просто в очередной раз удивимся всему многообразию народностей в нашей стране и мире, после чего колоритные и экзотические меньшинства смогут открыться нам уже через призму толерантности и большей терпимости друг к другу.


Рецензии
Валерий, у вас прекрасный слог, но примитивное представление о предмете изложения, точнее сказать, тенденциозное, сводит впечатление от этого на нет, более того, заставляет усомниться в том, что до конца осознаете негатив своего такого творчества.

Имхати   30.12.2016 14:50     Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.