Три кита вузовской науки

В российских вузах препод несёт непомерные учебные нагрузки, сжирающие все его силы и всё его время. При этом с него цинично требуют и непременных научных достижений. Хотя очевидно, что наука при таких обстоятельствах по определению делаться не может. Поэтому "вузовская наука", как правило, карикатурна и убога. Преподы выходят из этого дурацкого положения следующими основными методами, в порядке убывания их мерзости:

1) Кража.

Сюда относится плагиат разных степеней непосредственности, прямое воровство материалов, а в горном наблюдал я даже и самый натуральный грабёж, безо всякого преувеличения: с угрозами, вымогательством и насильственным изъятием скудных эмпирических данных в пользу начальственных упырей.

Вплотную сюда примыкает распространённый способ: заполучить себе "блатного" студента, которого родители способны обеспечить нужным материалом, и материал этот постепенно, исподволь (а то и разом, внаглую) присвоить. Студни такие, ясно дело, наперечёт и достаются "блатным" же преподам.

2) Схоластика.

Менее криминально, но обычно столь же убого. Мертворожденные бредни, не имеющие отношения к каким-либо эмпирическим результатам за неимением таковых.

(Замечу, что крайне редко встречаются исключения, знаю человека, который создал полезную и симпатичную теоретическую разработку именно логическими построениями. Но это, повторюсь, именно исключение – редкостное и прекрасное).

3) Кривые по двум точкам.

Попытки что-то извлечь из тех жалких эмпирических крох, которые удаётся получить урывками, в личное время и, часто, за свой счёт. Путь наиболее благородный, но малосостоятельный: репрезентативные данные таким образом не собрать.

Таковы наиболее типичные случаи. Конечно, при умеренной нагрузке, когда человек реально успевает заниматься наукой, появляются и реальные же результаты. Но это, увы, редкость.

Сам же я избрал некую специфическую форму – ооочень долго ехал на своих старых данных из "научного" этапа моего онтогенеза, которые раньше, ещё до попадания в вуз, получал в таких огромных количествах и с такой скоростью, что не успевал всё это обработать и использовать и откладывал впрок. Или же злоупотреблял малыми толиками новых данных, получаемых побочно – не благодаря, а вопреки преподству, с трудом вырываясь в скоротечные экспедиции по грантам и хоздоговорам. Инкрустировал эти новые крохотные материальчики в свои старые, добротные построения и всё это как бы заново обобщал, что также есть не очень хорошо. Формально это вроде бы и допустимо. Но ведь если старое, пусть и своё собственное, лакируешь скудной горсткой нового, пересчитываешь и опять публикуешь – это, в общем-то, тоже попахивает жульничеством, хотя и чуть более изощрённым и стыдливым, нежели в базовых вариантах.


Рецензии
Автор пытается на своем опыте проанализировать состояние современной российской науки и выявляет при этом три главные, на его взгляд, проблемы:

"1. Кража.

2. Схоластика.

Мертворожденные бредни, не имеющие отношения к каким-либо эмпирическим результатам.

3. Кривые по двум точкам.

Попытки извлечь что-то [серьезное] из жалких эмпирических крох"

Все, о чем он пишет, как представляется мне из моего опыта, имеет место быть. Однако все это случайные явления, возможно, очень досадившие автору в его собственной практике.

1. Кража, как и плагиат весьма редкий и экзотический фрукт. Хотя увы встречается и довольно часто, чтобы остаться незамеченным и не вызывать всеобщего ажиотажа. Но достаточно редко, чтобы быть характерным явлением. Гораздо больше досаждает корпоратианость, т. н. "командный" дух в науке.

Начиная со студенческой скамьи и кончатая отходом в мир иной (на заслуженную пенсию) ученый не имеет никаких шансов продвинуться в науке, если он на кого-то не пашет. На руководителя, на коллег и коллектив, и наконец на подчиненных, если он достиг известных степеней (как это не звучит пародоксально).

2. Схоластика -- это, конечно, более распространенное явление. Но касается оно в основном т. н. гуманитарных наук: философии, политологии и, как это ни покажется странным, литературоведения и истории.

Как это получается, одним словом не скажешь. Где-то просто нет эмпирической базы (советская история), а где-то она просто истощилась (литературоведение и искусствоведение русской классики).

Но наряду с этим как раз процветает дикий эмпиризм. С этим я столкнулся, редактируя многочисленные сборники, статьи, монографии по археологии, технической физике, биологии... Раскопали археологи могилку и тут же бах -- статья с подробным описанием, чего и как они там нашли. Хотя по хорошему надо бы собрать, все что они там накопали, отсортировать, проанализировать и выдать одной статьей на 10, максимум 15-20 страниц, а не растакивать материал по мелочовкам. Но тогда не будет многочисленных публикаций, грантов, рейтинг резко падет вниз.

Для археологии могу заметить, что очень многое и отрицательно зависит от иностранных публикаций. Забугорные журналы и издательства охотно берут материалы с нашими полевыми исследованиями, но зажигают красный свет, когда ученые пытаются заявить свое "ф". Типа, вы там копайте и рассказывайте нам, а что уж вы там накопали, это мы проанализируем, выведем концепции, сделаем нужные выводы.

3. Можно повторить то, что я сказал по 2-му пункту. Это скорее проблема отдельных ученых, хотя она есть, была и, увы, будет. Но она характерна именно для отдельных случаев, а не для науки в целом

Владимир Дмитриевич Соколов   05.08.2023 15:44     Заявить о нарушении