Мария

Весна упорно отвоёвывала свои права. Снег, нехотя, таял и уже появились первые проталинки с удивлённо-зелёной травкой. Весь день отработав в колхозе, Мария, с дочерьми Саней и Аней пасли своих и соседских козочек.

За зиму козы съели скудные припасы, и с удовольствием щипали по ночам первую свежую зелень, не брезгуя и прошлогодней, оттаявшей из-под снега листвой. Послевоенное время было голодное, трудное. Коз в деревне держали и на молоко, и на мясо. Из козьего пуха зимними вечерами на посиделках девки пряли нити и вязали шали. Трудодни в колхозе выдавали зерном, и деньги можно было выручить только продажей шалей, лаптей, или кур из своего хозяйства.

Приближалась уже третья послевоенная весна. И всё реже и реже возвращались домой фронтовики, задержавшиеся в госпиталях. Многие деревенские избы не дождались своего хозяина. Вся деревенская тяжёлая работа была на хрупких женских плечах, и, заменивших мужиков, пацанах-подростках.

Мария была из тех, кого называют «счастливчиками». Её Володя вернулся домой живой и невредимый.

Вспомнив про Володьку, Мария улыбнулась. Как он боялся к ней подойти, хотя она видела, что нравится ему. Мария была красивой, весёлой девушкой, на посиделках первой заводила песни своим звонким голосом. И заговорить с ней Володька стеснялся. Он был тихим, работящим парнем, всё спорилось в его руках. Мария нравилась ему давно. Но больше всего он боялся, что она засмеётся в ответ на его признание.

Володя работал трактористом в колхозе. И, как-то весной, на сеялку к ему поставили Марию. У него прямо крылья выросли за стиной. И, когда, в обеденный перерыв, они сели с Марией перекусить на краю поля, он, как головой кинувшись в омут, предложил ей выйти за него замуж. К его удивлению, Мария согласилась. Владимир ей тоже нравился. Он был спокойным, покладистым и надёжным. Свадьбу решили отпраздновать осенью, после уборки урожая.

Родилось у них шестеро детей. Трое из них, два мальчика и девочка, умерли в младенческом возрасте. А вот Саня, Аня и Василёк выжили. Сане было уже восемнадцать лет, Ане осенью будет шестнадцать, а Василию двенадцать лет. Девчонки работали в колхозе. И Василий тоже бегал летом помогать матери на ферме.

Темнело. И Мария приказала девчонкам смотреть «в оба». За военные годы в окрестных лесах развелось много волков. Договорились спать по очереди. Пока одна спит, двое стерегут коз. Не дай бог, какая пропадет, не расчитаешься потом! Стемнело, но пока всё было спокойно. Аня спала, и видя, как Саня «клюёт» носом, Мария отпустила спать и её. Сама потихоньку пошла вдоль стада, собирая коз покучнее.

Незаметно, с думами о своём, приблизилась к лесу. Ночь выдалась тёмная. На небе собирались тучи, ни звёзд, ни луны не было видно. И, вдруг, из чащи леса выскочил волк и схватил Меланьину пёструю козу. Мария кинулась навстречу, успела схватить козу за заднюю ногу и упала, истошно крича. На крик прибежали девчонки.

-Бегите в деревню за помощью!- крикнула Мария, не выпуская ноги козы. Волк, не ожидая сопротивления, тоже выпускать козу не собирался. И, так, как зубы у него были заняты, он держал козу за горло, прыгнул всеми лапами на Марию, царапая её когтями. Крича, от боли и страха, Мария крепко держала козу за ногу двумя руками. Отбиваться от волка приходилось только ногами. А волк, озверев, всё прыгал и прыгал на неё. Продолжалось это, Марии показалось, целую вечность. Пока она не услышала шум. Это крича, приближались люди из деревни. Она и не поняла сразу, что волк всё-же отпустил козу и ретировался бегством. Она лежала, вся окровавленая, её кровь смешивалась с кровью козы, лежащей на её животе. И, хотя коза уже не подавала признаков жизни, Мария всё так же крепко держала её за ногу...

После той ночи Мария слегла. Болела мучительно и долго. Провалялась в постели почти до самого лета. Приводили бабку - захарку, она запаривала травы, омывала ей раны, поила каким - то отваром. Но, то ли от перенесённого стресса, то ли от потери крови, силы к ней не возвращались. Владимир тяжело переживал болезнь жены. Надо же так, он - то ведь вернулся с войны живой, здоровый. Казалось бы живи теперь, да радуйся. Подрастают дети. Ну надо ж было так случиться! Уж лучше бы утащил волк ту козу.

Но горевать и убиваться было некогда. Разорённое войной колхозное хозяйство требовало мужских рук, и он большую часть времени проводил на работе. Девчонки и Василий старались побольше времени проводить возле матери, пытались кормить её с ложечки. Но есть Мария не хотела, часто от еды отказывалась, и лежала, глядя в потолок, и тяжело дышала всей грудью.

На улице уже было летнее тепло. Солнце вставало рано, согревая землю своими ласковыми лучами. Владимир, наскоро позавтракав, уже ушел на работу. Шла посевная, работа не прекращалась целые сутки. Саня тоже собиралась идти. А Анна уже пришла. Она замещала мать на ферме, доила её группу коров. Саня оделась, и крикнув на прощание матери и, стоящей у печи сестре:
-Ну, ладно, я пошла! - вышла, хлопнув лёгкой дверью.
-Аня, Ань! - слабым голосом позвала Мария. Аня подошла к матери. –Подними мне голову. Что –то трудно дышать.
Аня села на кровать , и вместе с подушкой положила голову мамы себе на колени.
-Так лучше? - и увидела, что Мария пытается ей что-то сказать.
-Мама, что, мама?
-Са... Саня вышла, дверь плохо прикрыла . Смотри, смерть моя зашла... – Мария захрипела, пытаясь вздохнуть, и, вздрогнув всем телом, бессильно обмякла в Аниных руках...


Рецензии
Очень грустно...
Автор безусловно талантлив. Я жму "зелёную".
С уважением, Анатолий.

Анатолий Павлиоти   23.11.2016 14:54     Заявить о нарушении