Парадокс всемогущества Бога и поправка к позиции А

В статья https://cont.ws/post/427905 затронула вопросы ограничения возможностей Бога, что Он не может сделать. Руководящий квадригой журналов топ-блогер Grand, рекомендовал мою статью и любезно напомнил мне об известном  парадоксе всемогущества. Сам  Grand старается избегать богословских тем, хотя и хорошо разбирается в них.

Я же свободен, как волк в лесу, и могу заинтересоваться и такой дичью, как богословские вопросы, если они меня интересуют, без оглядки на мнение религиозных фанатиков. И даже с тайным желанием потроллить их. Считаю их зачастую просто невежами в вопросах богословия, чем и объясняется их агрессивность к восприятию иного мнения. Да ещё исходящего от лица вне их обособленного круга единомышленников как братьев и сестёр во Христе.

Попутно меня заинтересовал вопрос, а может ли атеист получить учёную степень по богословию, если всё будет говорить правильно, не выходя за пределы установленных религиозных канонов? Или нужно иметь обязательно "членский билет" партии от христиан?

Любопытно отметить для себя, что Аверроэс, очень много сделавший для науки, уже в 72 года завершил свой жизненный путь. Я же, раб Божий, только в 74 начал по-настоящему жить, погрузившись в виртуальную реальность Инета. Этот волшебный мир открывает широчайшие возможности для творческого труда, быть в курсе всего значимого и отзываться на все мировые события.

Вступление закончил.


Ибн Рушд на фреске «Апофеоз Фомы Аквинского» Андреа Бонайути.  Абдуль Валид Мухаммад ибн Ахмад ибн Рушд - западноарабский философ и многогранный учёный. (Кордова, Андалусия). В Западной Европе известен под латинизированным именем Аверро;эс (1126-1198 г.г.).  Переводы его трудов с арабского на латынь способствовали популяризации Аристотеля в Европе. Поименован в философии средневековья и Возрождения как «Комментатор»


Схема, объясняющая известный парадокс (Википедия)(См. текст в картинками в https://cont.ws/post/428154  )

Ехидный человеческий ум, из зависти к Всемогуществу Творца, им же и придуманному по мнению атеистов, то и дело подбрасывал Ему под ноги такого рода камешки, как  создание «сферического куба», « треугольник с суммой углов больше 180°» и даже, испытывая долготерпение Всевышнего, предлагает стать Богу атеистом...

В общем, зловредный человеческий ум, явно по наущению самого сатаны, провоцирует Бога на создание чего-то или совершить что-то, что подрывало бы веру людей во всемогущество Господа.

Разрешению такого парадокса занимались многие известные философы, как Рене Декарт, и богословы. Постановка перед Господом такого парадокса  всё равно, что потребовать у Всемогущего сделать всемогущество невозможным. Как если бы у миллиардера Дональда Трампа, победившего на президентских выборах в США, потребовали добровольно раздать всё свои миллиарды до последнего доллара неимущим, отказаться от поста Президента США и уйти жить в пещеру отшельником...

В 1955-м году в статье, изданной в философском журнале «Сознание», Дж. Л. Макки попытался решить парадокс, различив всемогущество первого порядка (неограниченная власть действовать) и всемогущество второго порядка (неограниченная власть управлять властью). Всемогущее существо, обладающее всемогуществом обоих порядков, могло бы в какой-то момент ограничить собственную власть действовать и, впредь, прекратило бы быть всемогущим в любом смысле. Макки подбросил хвороста в костёр философского спора относительно того, как лучше сформулировать парадокс всемогущества в формальной логике. 

Для Всемогущего  невозможно быть не всемогущим. Всемогущее существо не может сделать то, что логически невозможно. Создание камня, который не может поднять всемогущее существо, было бы невозможностью, и поэтому всемогущее существо не обязано мочь делать такую вещь. Всемогущее существо не может создать такой камень, но однако сохраняет своё всемогущество. Это  точка зрения, взятая Августином Блаженным в его «Граде Божьем»:

"Из-за того, что Его называют всемогущим, потому что он может делать все, что желает, вовсе не значит, что он может пострадать от себя; потому что если бы это случилось с Ним, Он ни в коем случае не был бы всемогущим. Поэтому, Он не может сделать некоторых вещей по самой причине, что Он является всемогущим".

К этому я добавлю, что Господь считает смертным грехом суицид. Лишить самого себя Всемогущества - это перестать быть самим собой, то есть Богом. На такое Господь просто не захочет пойти, поскольку Он обладает волей. А потому Он и не собирается на потеху атеистам создавать такие камни. И поэтому, отстаньте с такими дурацкими предложениями от Господа. У Него и так дел выше головы и без этого мудрствования от лукавого. Не слышу аплодисментов  по моему адресу от верующих.


Св. Августин (354-430 г.г.) Фреска капеллы Санкта-Санкторум в Латерано. VI в.

Я только что вместе с Аврелием Августином защитил Бога. А верующие постоянно Ему докучают просьбами. В одном из стихотворений в прозе Ивана Тургенева говорится, что всякая молитва сводится к следующему: «Великий Боже, сделай так, чтобы дважды два не было четыре!».

Ричард Докинз в своей книге «Бог как иллюзия» отмечает, что всемогущество и всезнание Бога также вступают друг с другом в противоречие. Либо Бог знает, что он сделает завтра, либо он имеет свободу (возможность) сделать, что угодно. И здесь я не усматриваю никакого противоречия. Будущее у Бога, как чистое полотно, на котором Он волен и имеет возможность изобразить, всё, что ему угодно, со всеми изменениями, и дополнениями.

В заключение.Пётр Бормор, «Игры демиургов»:

— Если я не могу поднять камень, который сам же и сотворил…

— Брось ты этот камень, — отмахнулся Мазукта. — Ну-ка давай вспомни определение всемогущества!

— Ну-у… это когда…

— Определения не начинаются со слов «ну, это когда», — строго заметил Мазукта.

— Хорошо. Всемогущество — это способность творить всё, что угодно. Так?

— Вот именно, — кивнул Мазукта. — Ключевое слово — «угодно». Угодно тебе сотворить камень — творишь камень. Не угодно его поднимать — не поднимаешь. Это и есть настоящее всемогущество.

Из книги Крайон, Ли Кэрролла «Путешествие домой. Майкл Томас и семь ангелов»:

— Очевидно, даже ангелы кое-чего не умеют, — подумал Майкл. Затем у него возник вопрос. — «Если уж ангелы чего-то не умеют, возможно, есть вещи, на которые не способен сам Бог?» В голове сразу же прозвучал ответ. Это был голос [ангела] Фиолетовой!

— Да. Бог не способен лгать. Бог не способен ненавидеть. Бог не способен на беспристрастные решения, ибо всегда исходит из любви. Именно в этом суть ваших уроков на Земле: вы — мерило беспристрастности для Бога.

Господь Всемогущ, так как может сделать всё, что захочет.
- А может сделать то, что не захочет?

- Может, если захочет.


Рецензии