Встреча с собою на уроке литературы

ВСТРЕЧА С СОБОЮ НА УРОКЕ ЛИТЕРАТУРЫ 
               


Идешь вдоль опушки, глядишь за собакой, а между тем любимые  образы, любимые лица, мертвые и живые, приходят на память, давным-давно заснувшие впечатления неожиданно просыпаются; воображенье реет и носится, как птица, и все так ясно движется и стоит перед глазами. Сердце то вдруг задрожит и забьется, страстно бросится вперед, то безвозвратно потонет в воспоминаньях. Вся жизнь развертывается легко и быстро, как свиток; всем своим прошедшим, всеми чувствами, силами, всей своей душою владеет человек…                Иван Сергеевич Тургенев. «Записки охотника»                (Рассказ «Лес и степь»)



Уж не мой ли ты двойник? Не мое ли прошедшее я? Да и точно: разве между тем человеком, каким я себя помню, и теперешним мною- не целая бездна?                Иван Сергеевич Тургенев. «Стихотворения в прозе» («Двойник»)



Этой встречей с самим собою я обязан своей маме- Раисе Моисеевне Ждановой (28.04.1914-27.09.2014). Она сохранила несколько моих школьных тетрадей. Одна из них- тетрадь по литературе 1948-1949 учебного года, когда я учился в 6 «Б» классе евпаторийской Мужской средней школы № 10 (ныне- Гимназия имени Ильи Сельвинского, отметившая в 2016 году свое 140-летие). Беру в руки эту тетрадь и окунаюсь в то время, перелистываю страницы. Вот что вошло в нее. Былины (определение). Былина «Вольга и Микула». Жизнь крестьян. Тавтология, гиперболы (определения). Пушкин «Песнь о вещем Олеге». Пушкин «Дубровский». Повесть, ассонанс, сатира (определения). Тургенев «Бежин луг». Лермонтов «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». План к биографии Тараса Григорьевича Шевченко. План к стихотворению Некрасова «Железная дорога». Тургенев «Лес и степь». Гоголь «Тарас Бульба». Сталин и Ворошилов на фронте. Николай Островский «Как закалялась сталь». Пушкин «Полтавский бой». Басня Крылова «Ворона и курица». Чапаев (о нем). Детство Алексея Максимовича Горького. Маяковский «Десятилетняя песня». Биография Джамбула (1846-1945). 


                По некоторым из этих тем в тетради сделаны записи: сложный план, характеристики действующих лиц, тексты-задания для выучивания наизусть…. Я решил более тщательно ознакомиться с записями о произведениях Ивана Сергеевича Тургенева (1818-1883), но предварительно перечитать «Бежин луг» и «Лес и степь», входящие в «Записки охотника» (содержащие 25 рассказов, написанных в 1848-1874 годы), чтобы затем сравнить сегодняшнее их восприятие с тем, детским, которое постараюсь, в меру сил, «реставрировать» по записям в тетради. А проще: встретиться с самим собою через много прошедших лет… Конечно, прекрасно понимая, что эта попытка весьма наивна и неисполнима: еще древнегреческий диалектик Гераклит Эфесский (ок. 530-470 гг. до н.э.) заметил, что  «в одну и ту же реку нельзя войти дважды». Итак, сначала изложу полное содержание страниц тетради, посвященных рассказу Тургенева «Бежин луг».


                «Бежин луг» (из «Записок охотника» Тургенева). Сложный план. I. Описание июльского дня. 1. Прекрасное июльское утро. Восход солнца. Появление облаков. Вечереет. Ночной сумрак. 2. Июльский вечер в один из хороших дней. II. Мои блуждания. 3. После удачной охоты я возвращаюсь домой. 4. Я вижу, что попал не туда, куда надо. 5. Мои предположения по дороге. 6. Я убеждаюсь, что совершенно заблудился. 7. Я решаю идти наудалую, когда убеждаюсь, что заблудился. 8. Я вдруг оказался над страшной бездной. 9. То, что я увидел с холма крутого вдалеке. 10. Я узнаю, наконец, куда я попал. 11. Я подхожу к ребятам у костра.      


                Предложения, что мне понравились. 1. С самого раннего утра небо ясно; утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем. 2. Но вот опять хлынули играющие лучи,- и весело, и величаво, словно взлетая, поднимается могучее светило. 3. В такие дни краски все смягчены; светлы, но не ярки; на всем лежит печать какой-то трогательной кротости. 4. Между тем ночь приближалась и росла, как грозовая туча; казалось, вместе с вечерними парами отовсюду подымалась и даже с вышины лилась темнота. 5. Но умнейшая из четвероногих тварей только повиляла хвостиком, уныло моргнула усталыми глазками и не подала мне никакого дельного совета.   


                III. Крестьянские ребятишки. 12. Я ошибаюсь, приняв ребят за гуртовщиков. 13. Из-за жары и усталости лошади кормятся ночью. 14. Ребята весело скачут на лошадях в поле. 15. Я сказал мальчикам, что заблудился, они посторонились. 16. Чудесная картина у костра: 1) мрак боролся со светом; 2) на свету вдруг покажется лошадиная голова, жуя траву и пофыркивая, глядя на нас; 3) ночные звуки в тростнике.  17. Поведение собак, хотевших меня съесть. 18. Первый мальчик- Федя, лет 14-ти (из богатой семьи). 19. Второй мальчик- Павлуша, лет 12-ти (сила звучала в нем, бедный). 20. Третий мальчик- Илюша, 12-ти лет (болезненный мальчик). 21. Четвертый мальчик- Костя, 10-ти лет (очень задумчив, очень беден). 22. Пятый мальчик- Ваня, 7-ми лет (он все время лежал под рогожей). 23. Вид мальчиков у костра. 24. IV. Рассказы мальчиков. 25. Федя предлагает о чем-нибудь рассказать. 26. Илюша начинает рассказ о лешем. 27. Рассказ Кости о невеселом плотнике Гавриле. 28. Костя подтверждает, что слышал это от своего отца, лежа на полатях. 29. Ночной звук, заставивший вздрогнуть ребят. 30. «Картошки» были поедены всеми, кроме Вани. 31. Рассказ Илюши о псаре Ермиле. 32. Рассказ прерывается непонятным происшествием. 33. Ребята постепенно уселись. 34. Рассказ Илюши о покойнике, увиденном дедушкой Трофимычем. 35. Илюша подтверждает, что покойников можно видеть в каждый час. Ульяна видела мертвых. 36. Голубь пролетает над костром и вызывает у ребят новую тему для рассказов о поверьях. 37. Павлуша рассказывает о небесном предвиденьи (солнечное затмение) и о Тришке. 38. Полуночная теплынь. 39. Странный, резкий, болезненный крик. 40. Рассказ Кости о том, как он слышал голос утонувшего Акима-лесника. 41. Толки о лешем (что лешего не видно). 42. Ребята устремляют свой взор на божьи звездочки. 43. Павел отправляется к реке за водой. 44. Толки о дурочке Акулине. 45. Ребята вспоминают об утонувшем Васе. 46. Дурная примета Павлу (он услышал голос из реки). 47. Я, наконец, замечаю, что взошел месяц. 48. Перед рассветом. 49. Я расстаюсь с мальчиками и ухожу. 50. Я узнаю, что Павел убился, упав с лошади.   


                Учить наизусть. «Свежая струя пробежала по моему лицу. Я открыл глаза:- утро занималось. Еще нигде не румянилась заря, но уже забелелось на востоке. Все стало видно, хотя смутно видно, кругом. Бледносерое небо светлело, холодело, синело; звезды то мигали слабым светом, то исчезали; отсырела земля, запотели листья. кой-где стали раздаваться живые звуки, голоса, и жидкий, ранний ветерок уже пошел бродить и порхать над землею. Тело мое ответило ему легкой, веселой дрожью».   


                План. 1. Портрет: волосы были всклокоченные, черные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный, голова огромная, тело призёмистое, неуклюжее. 2. Одежда: она состояла из простой замашной рубахи да из заплатанных портов. 3. Черты характера: а) смелость; б) деловитость: внезапно раздался топот скачущей лошади; круто остановилась она у самого костра, и, уцепившись за гриву, проворно спрыгнул с нее Павлуша; в) спокойствие и рассудительность: Костя вздрогнул… «Что это?» -Это цапля кричит,- спокойно возразил Павел; г) отношение к рассказам мальчиков: И зачем эта погань (лешие и водяные) развелась на свете?- заметил Павел. Не бранись: смотри, услышит,- заметил Илья; д) без хворостинки в руке, ночью, он, нимало не колеблясь, поскакал один на волка.  4. Особенности речи: он говорил простым не литературным языком. 5. Отношение к нему автора: малый был неказистый- что и говорить!- а все-таки он мне понравился. Я невольно полюбовался Павлушей. Он был очень хорош в это мгновенье. Его некрасивое лицо, оживленное быстрой ездой, горело смелой удалью и твердой решимостью.      


                Характеристика Павлуши.                План. 1. Портрет. 2. Одежда. 3. Черты характера: а) смелость, б) деловитость, в) спокойствие и рассудительность, г) отношение к рассказам мальчиков. 4. Особенности речи. 5. Отношение к нему автора.                Изложение.                В своем рассказе «Бежин луг» Тургенев дает нам подробную характеристику мальчиков в ночном. О втором мальчике, Павлуше, который ему очень понравился, он говорит так: в отличие от первого мальчика Илюши, у Павлуши волосы были всклокоченные, черные, лицо бледное, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный, вся голова огромная, как говорится, с пивной котел, тело приземистое, неуклюжее. Малый был неказистый, что и говорить!- а все-таки он мне понравился: глядел он очень умно и прямо, да и в голосе у него звучала сила. Одеждой своей он щеголять не мог; вся она состояла из простой замашной рубахи да из заплатанных портов. Павлуша, видно, был сыном крепостного крестьянина. а) Павлуша отличался от других мальчиков смелостью. Когда надо было пойти к реке за водой, мальчики боялись, а Павлуша встал и сходил за водой. б) Павлуша был деловитый малый, этим он отличался от всех. Он очень внимательно наблюдал за картофелем, который варился в котёльчике над костром. в) В тот момент, когда над костром пролетел голубь, ребята перепугались и стали высказывать свои мнения. Павлуша же старался объяснить все эти явления. В то время, когда над рекой раздался странный крик, ребята перепугались, всполошились. Они думали, что это кричит водяной. Павлуша спокойно возразил: «Это цапля кричит». г) К рассказам мальчиков Павлуша относился иронически. В тот момент, когда раздался крик, ребята насторожились. А Павлуша в это время сказал: «Эх вы, вороны». Смотрите, картошки сварились. И зачем такая погань развелась (лешие, водяные),- возразил Павлуша. «Молчи, смотри услышит!»- заметил Илья. Больше всех Тургеневу понравился Павлуша, он был рассудителен, все старался объяснить, и вообще отличался от других мальчиков всеми своими манерами. Речь Павлуши не отличалась от речи других мальчиков, он говорил простым деревенским языком, так как он нигде не учился. Конец.


Учить наизусть из «Бежин луг». «Я проворно встал и пошел к мальчикам. Они все спали как убитые вокруг тлеющего костра; один Павел приподнялся до половины и пристально поглядел на меня. Я кивнул ему головой и пошел восвояси, вдоль задымившейся реки. Не успел я отойти двух верст, как уже полились кругом меня по широкому мокрому лугу, и спереди по зазеленевшимся холмам, от лесу до лесу, и сзади по длинной пыльной дороге, по сверкающим, обагренным кустам, и по реке, стыдливо синевшей из-под редеющего тумана- полились сперва алые, потом красные, золотые потоки молодого, горячего света… Все зашевелилось, проснулось, запело, зашумело, заговорило. Всюду лучистыми алмазами зарделись крупные капли росы; мне навстречу, чистые и ясные, словно тоже обмытые утренней прохладой, принеслись звуки колокола, и вдруг мимо меня, погоняемый знакомыми мальчиками, промчался отдохнувший табун… Я, к сожаленью, должен прибавить, что в том же году Павла не стало. Он не утонул: он убился, упав с лошади. Жаль, славный был парень!»    


                Еще раз перечитал эти свои записи в тетради и постарался вспомнить, как проходили у нас уроки литературы. Время это было послевоенное. Сначала нехватало не только учебников и художественных книг, но даже тетрадей. Как мы преодолевали это, я ранее поведал в рассказе «Самодельная тетрадь» (на сайте: Проза.ру Юрий Жданов 2)- о сохранившейся тетради 1946 года. А тетрадь по литературе, которую я рассматриваю- фабричного изготовления. Теперь я даже могу легко определить, где она произведена. Поможет мне вездесущий Интернет. На обложке тетради указаны реквизиты: Арт. 617-88 Цена 1 р. 20 к. Ф-ка школьных тетрадей «СОКОЛ» ОМП, Ленинград, ул. Воинова, 26 Типо-литография № 4 им. Григорьева, зак. 1984. Этого вполне достаточно, чтобы мгновенно оказаться в Санкт-Петербурге по адресу: улица Шпалерная, 26 (таким с 1991 года стал адрес здания, в котором располагалась та самая фабрика школьных тетрадей). Улице Воинова 4 октября 1991 года вернули название Шпалерная, возникшее в 1857 году. До и после 1857 года название улицы несколько раз изменялось. В октябре 1918 года улицу переименовали: она стала улицей Воинова в честь рабочего-правдиста Ивана Авксентьевича Воинова (1884-1917), убитого на этой улице эсерами в июне 1917 года при распространении «Листка Правды». Увидел я и само здание фабрики, размещавшейся в бывшем доходном доме Е.А. Полубояриновой. Теперь это здание, построенное в 1893 году по проекту архитектора Бориса Ионовича Гиршовича (1858-1911), является памятником регионального значения. Вот так совершил еще одно маленькое путешествие в прошлое.   


                Решил я побывать и в тех местах, где Тургенев неожиданно встретился с мальчиками- героями его будущего рассказа. Место он указал очень точно: «В такой точно день охотился я однажды за тетеревами в Чернском уезде, Тульской губернии». Теперь это Чернский район Тульской области. Тургенев еще точнее определяет место встречи. «Я все шел и уже собирался было прилечь где-нибудь до утра, как вдруг очутился над страшной бездной. Я быстро отдернул занесенную ногу и, сквозь едва прозрачный сумрак ночи, увидал далеко под собою огромную равнину. Широкая река обгибала ее уходящим от меня полукругом; стальные отблески воды, изредка и смутно мерцая, обозначали ее теченье. Холм, на котором я находился, спускался вдруг почти отвесным обрывом; его громадные очертанья отделялись, чернея, от синеватой воздушной пустоты, и прямо подо мною, в углу, образованном тем обрывом и равниной, возле реки, которая в этом месте стояла неподвижным, темным зеркалом, под самой кручью холма, красным пламенем горели и дымились друг подле дружки два огонька. Вокруг них копошились люди, колебались тени, иногда ярко освещалась передняя половина маленькой и кудрявой головы… Я узнал, наконец, куда я зашел. Этот луг славится в наших околотках под названием Бежина-Луга».      


                Потрясающая точность и палитра для художника, желающего воспроизвести этот пейзаж кистью! Замечательные иллюстрации к этому рассказу создал художник Клавдий Васильевич Лебедев (1852-1916). А для путешественника- трудно более точно указать координаты на местности. Тогда отправимся туда, где Тургенев бывал во время приездов в гости к брату Николаю. В этих местах он гулял на природе, охотился, заходил на бумажную фабрику, чтобы писать здесь по свежим впечатлениям свои рассказы… Теперь Бежин луг- недалеко от села Тургенево. Для туристов появились пешие и велосипедные маршруты «Бежин луг-Тургенево-Покровское». В Покровском находится усадьба сестры Льва Николаевича Толстого- Марии Николаевны, Тургенев здесь часто бывал. На Бежином лугу с 1983 года каждую последнюю субботу июля проводится большой литературно-песенный праздник «Песни Бежина луга». Съезжается много участников выступлений и зрителей… А декорацией служит сама очаровательная здешняя природа: поля, луга, холмы, речка Снежедь, небо… Вы тоже можете здесь оказаться, даже если не удастся сюда приехать: просто  воспользуйтесь своей волшебной «мышкой» компьютера, позволяющей совершить виртуальное путешествие в любое место нашей Планеты (нам бы, мальчишкам, иметь тогда такие возможности!).    


                Близится юбилей- 200-летие со дня рождения Ивана Сергеевича Тургенева- 9 ноября 2018 года. Много мероприятий уже проведено, а также свершится в соответствии с планом, созданным на основании Указа Президента Российской Федерации от 5 марта 2014 года «О праздновании 200-летия со дня рождения И.С. Тургенева»…   


                На месте упоминаемой в рассказе бумажной фабрики теперь разместился музей истории рода Тургеневых и экспозиция по «Запискам охотника».  А Историко-культурный и природный музей-заповедник Ивана Сергеевича Тургенева «Бежин луг» всегда с радостью ждет своих гостей…      


                Заглянул в Списки литературы по школьной программе для сегодняшних учащихся шестых классов. «Бежин луг» после стольких прошедших после 1948 года лет по-прежнему незыблемо стоит на своем боевом дежурстве, обеспечивая формирование духовности и чувства прекрасного… А разве может быть иначе? 


                Вспоминаю наши уроки по литературе. Не каждому удавалось приобрести нужную художественную литературу по школьной программе, а в школьной библиотеке не для всех хватало книг. Мне повезло, купили вышедшую в 1948 году книгу: И.С. Тургенев. Записки охотника. ОГИЗ. Государственное издательство художественной литературы. М. 1948. 432 с. (Тираж не указан).                На уроках учительница читала нам некоторые произведения, обращая внимание на их художественные особенности и выразительные места. Давала и нам отдельные тексты для выразительного прочтения. Обсуждали прочитанное, отвечали на задаваемые учителем вопросы. А те места, которые необходимо было выучить наизусть, мы записывали в тетрадь под диктовку. Думаю, что и с этих уроков у нас формировалось умение вдумчиво постигать художественную литературу- это обширное пространство для работы ума и сердца…       


                Сохранился и мой школьный Дневник 1948-1949 учебного года (6»Б» класс). Из шести учебных дней недели русским языком мы занимались пять дней, а литературой- три дня. Из Дневника видно, что «Бежин луг» мы читали и готовили по нему Изложение с 27 октября по 6 ноября 1948 года. В Дневнике указаны наши учителя: Бабич Лидия Игнатьевна (наш классный руководитель)- учитель по русскому языку и литературе; Цинис Лев Маркович- учитель по арифметике, алгебре и геометрии; Токарская Бела Ефимовна- учитель по истории; Рыкун Евгения Филипповна- учитель по физике; Меркурьева Елена Прокофьевна- учитель по географии, ботанике и зоологии; Алипов Павел Александрович- учитель по рисованию.



А наших учителей в старших классах я назвал в рассказе «Евпаторийская Гимназия имени Ильи Сельвинского» (на сайте: Проза.ру Юрий Жданов 2):



1. Капкан Василий Петрович- директор Мужской средней школы № 10, преподаватель истории.
2. Сургучева Валентина Николаевна- заместитель директора, преподаватель математики.
3. Левандовский Владимир Алексеевич- заведующий учебной частью.
4. Станчо Мария Федоровна- преподаватель литературы.
5. Левенберг Юрий Романович- преподаватель математики.
6. Винникова Галина Самуиловна- преподаватель истории.
7. Рыкун Евгения Филипповна- преподаватель физики.
8. Вассерман Фаина Ефимовна- преподаватель химии.
9. Застаринский Никита Тимофеевич- преподаватель географии.
10. Калиховская Лилия Леонидовна- преподаватель английского языка.
11. Лемперт Эсфирь Ефимовна- преподаватель немецкого языка.
12. Авдеева Раиса Федоровна- преподаватель логики и психологии.
13. Крайнева Мария Дмитриевна- преподаватель биологии.
14. Алипов Павел Александрович- преподаватель рисования и черчения.
15. Харитонов Павел Александрович- преподаватель физкультуры.
16. Шамарин Петр Михайлович- преподаватель военного дела.



О родной Гимназии ранее написал рассказы (все они на сайте: Проза.ру Юрий Жданов 2):                1. «Евпаторийская Гимназия имени Ильи Сельвинского».                2. «Главное, ребята, сердцем не стареть!»                3. «Встречи с юными журналистами Гимназии…»                4. «С юбилеем, родная Гимназия!»                5. «На уроке- десятичные дроби».                6. «На уроке- обыкновенные дроби».                7. «Самодельная тетрадь».                8. «Рекорд по металлолому».                9. «Бальные танцы в школе».                10. «Ныряние на дальность».                11. «Смерть вождя».                12. «Подражание Тарзану».



У нас были замечательные учителя. С каждым годом прожитой жизни понимаешь это все глубже и проникаешься все более теплой памятью о них.
Быстро, очень быстро пролетели школьные годы. Очень много впечатлений связано с ними. Что-то забылось, а некоторые впечатления остались на долгие годы. Общее впечатление от той атмосферы, в которой мы учились- душевное отношение к нам наших учителей, передававших нам свой опыт и знания, учивших нас добру, воспитывавших чувство патриотизма, стремление к новому и умение чувствовать и постигать прекрасное... Сердечное Им, великим труженикам, спасибо!   

                Юрий Жданов     13.11.2016


Рецензии