Специалист

        Он был хорошим специалистом.

Он был очень хорошим специалистом.

А начиналось всё обычно. Как у всех. Паренёк окончил школу. Получил аттестат и понял, что надо в жизни как-то устраиваться. В то время было только два пути. Армия или институт. Исполнить свой гражданский долг – дело почётное. Но длительное и малопрестижное. Опять же не приносит никаких бонусов. А все разговоры о том, что мужик отслужить должен, так это для них, для мужиков.

Оставался другой путь. Поступить в институт. Тоже путь тернистый. Но хотя бы дома будешь. Неизвестно, правда, как поступить. Главное, задаться целью.

Паренёк съездил в институт, выяснил условия поступления. Такие факультеты как кибернетический или автомеханический ему явно не светили. Конкурс очень большой. На остальные факультеты конкурс был просто большой. Но наудачу оказалась в институте парочка факультетов минимальной престижности. Там было всё очень просто. Получил на вступительных экзаменах оценку между двойкой и тройкой, и считай, что тебя зачислили в институт. Официальная версия деканата была следующая: абитуриент целенаправленно подал документы на наш факультет и желает приобрести нашу специальность. На самом деле, эта специальность в народном хозяйстве успехом не пользовалась, и деканат принимал абы кого, лишь бы набрать необходимое количество студентов и оправдать целесообразность своего наличия.

И вот он оказался в стенах института. Факультет был хоть и малопрестижный, но преподаватели были хорошие. Спрашивали по своим предметам строго. Наступила первая сессия. Он один за другим проваливал зачёты и экзамены. Начинал понимать, что учёба может скоро закончиться и начаться армия. В армию не хотелось однозначно.

И вот его величество случай. После очередного несданного экзамена вышли однокашники на улицу покурить. Настроение было поганое, кто-то предложил взять вина. Скинулись, у кого сколько было, отправили гонца. Портвейшок пили из горлышка прямо на ступенях альма-матер. Вскоре настроение поднялось, наступила лёгкая эйфория. Один из неудачников подобрал кусок извести и рядом с дверями нацарапал оскорбление в адрес декана их факультета. Все посмеялись да забыли. На том и разошлись.

Назавтра паренёк зашёл в деканат. Хотел получить допуск на пересдачу проваленного экзамена. Декан в это время разговаривал с кем-то по телефону на повышенных тонах. Из разговора студент понял, что декан взбешён вчерашней надписью на стене. Он ищет автора обидных для него строк и готов оказать покровительство тому, кто поможет найти писателя.

Паренёк взял допуск и вышел в коридор. Грустно подумал, что начертательную геометрию ему всё равно не сдать. У него опустились руки. Он уже представил неприятный разговор с родителями дома и радостные глаза военкома. Шансов остаться в институте у него не было.

Между делом вышел на улицу, закурил, увидел вчерашнюю надпись, невесело ухмыльнулся.
Перед глазами стоял декан с телефонной трубкой.
Он в очередной раз затянулся, а на выдохе в голову пришла мысль, от которой ему самому стало не по себе. Он даже оглянулся, не видит ли его кто. Однако спешащим мимо студентам он был неинтересен.
Докурив сигарету, паренёк уверенным шагом направился в деканат. Там он посмотрел по сторонам, нет ли кого ещё, кроме декана и произнёс только одну фразу: «На стене написал Иванов», и суетно вышел из кабинета.
Декан всё понял. Через два дня он вызвал паренька к себе и предложил сотрудничество. Паренёк согласился. Сессию он сдал без проблем, а любитель настенной письменности ушёл в армию.

Паренёк стал часто бывать в деканате. Приближалась следующая сессия, и он усердно искал тех, кто нелестно отзывается о декане. Следующая сессия прошла без проблем, и его перевели на второй курс.
Осенью декан предложил пареньку стать профоргом факультета. Он согласился. Декан выдвинул и отстоял его кандидатуру. Паренёк стал бывать в разных кабинетах. Всё что там слышал, передавал декану. Такое развитие событий устраивало обоих. Один знал, кто и что о нём говорит и думает, другой, практически не посещая занятий, сдавал сессию за сессией.

Паренёк, регулярно бывая в деканате, был в курсе многих дел своего патрона. Знал, о ком и как он думает.

Однажды его вызвали во второй отдел. Это очень серьёзный отдел. Там не занимаются учебным процессом. Там занимаются другими вещами. Паренёк зашёл в кабинет. За столом сидел хмурый дяденька и что-то писал. Он не обратил на паренька никакого внимания. Паренёк пытался что-то спросить, но дяденька только сердито покачал головой. Паренёк решил, что хватит здесь стоять и собрался выйти из кабинета. Тут же раздался грозный голос дяденьки: «Я тебя не отпускал». Паренёк аж вздрогнул от неожиданности.

- Извините, но мне показалось, что я тут никому не нужен.
-Перекрестись, чтобы не казалось,- ответил дяденька. – Я с тобой вокруг да около кружить не буду. Расскажи-ка мне ситный, как ты умудряешься так учиться. Занятия почти не посещаешь, а сессии сдаёшь беспроблемно. Прям отличник.
- Так я же профорг факультета. У меня свободный график.
- Ну да, ну да,- вполголоса проговорил дяденька. - Как-то я про это не подумал,- и вдруг почти криком, - стучишь декану, паскудник?
Паренек второй раз вздрогнул, но решил, что ничего дяденьке не скажет. Однако, суровый и тяжёлый взгляд дяденьки, не предвещавший ничего хорошего, заставил его передумать.
- Изредка,- только и смог промямлить паренёк.
- Значит так, шутки шутить я с тобой не собираюсь. Хочешь учиться дальше?
- Хочу.
- Тогда слушай и запоминай. Второй раз повторять не буду. С сегодняшнего дня я знаю о твоём декане всё, что знаешь ты,- и опять почти криком, - понятно?
Паренёк едва заметно кивнул головой.
- Не слышу,- грозно сказал дяденька.
- Понятно,- выдавил из себя паренёк.
- Тогда свободен. И не вздумай кому-нибудь рассказать о нашем разговоре.

Паренёк выскочил из кабинета. Ощущение было такое, как будто его облили помоями. Он весь покрылся липким потом. Руки дрожали. Посмотрел на табличку на дверях. «Второй отдел». Оглянулся. В коридоре никого не было. От бессилья и злобы плюнул на дверь. Испугался собственной выходке и поспешил ретироваться куда подальше.

Так начались «трудовые» будни паренька по двум направлениям. Он сильно боялся дяденьку из второго отдела, регулярно докладывал ему обо всём услышанном и увиденном. Ещё сильнее он боялся, что информация о его докладах дойдёт до декана. Однако время шло, поведение декана не менялось. Он по-прежнему покровительствовал пареньку.

На горизонте замаячила защита диплома. Паренёк стал понемногу переживать. Во-первых, написать диплом и защитить его паренёк самостоятельно не мог. Во-вторых, после института призовут в армию. Хоть и лейтенантские погоны Родину вручит, но служить всё те же два года.        В-третьих, за стенами альма-матер не будет декана родного факультета. А как там, на вольных хлебах, жить без покровителя. У-ух, блин, страшно. И тут, как снег на голову, предложение от дяденьки из второго отдела. Разговор был короткий, но конкретный.

- Ты сам-то сможешь диплом написать?
- Нет.
- А в армию хочешь?
-Нет.
- Готов работать со мной дальше?
- Да. Только…
- Что только?
- После выпуска из института я не буду знать о декане ничего.
- Да нахрен бы он мне нужен, твой декан. Это я тебя проверял.

Здесь дяденька немного покривил душой. Информацию на декана он собирал на всякий случай. Вдруг когда-нибудь пригодится.

- Короче, говорю один раз,- продолжил дяденька,- и сразу же слышу один вразумительный ответ, который тебе придётся закрепить подписью на бумаге. Если не согласишься, то я в этих стенах найду другого желающего. В нашем городе есть один тихий, невзрачный, но очень важный для государства НИИ. Скоро я буду работать там. И мне нужно будет знать всё, про всех и обо всём. Сотрудников НИИ не призывают в армию, платят хорошие деньги. Первое время будешь работать лаборантом, потом, если поведение твоё будет правильным, станешь младшим научным сотрудником. Дальше посмотрим. Согласен?- вдруг резко спросил дяденька.
- И что, в армию не заберут?
- Я сказал, что говорю один раз. Пошёл вон отсюда,- сказал дяденька и отвернулся к окну.
- Согласен, согласен,- паренёк был готов на всё, лишь бы не оказаться на военной службе.
- Тогда подписывай,- дяденька подвинул пареньку лист бумаги.
«Я, такой-то такой-то, принимаю на себя обязательства по такому-то вопросу и обязуюсь по мере получения информации сообщать такому-то. Дата. Подпись. Фамилия. Инициалы.»
Паренёк всё-таки задумался.
- Пошёл вон,- услышал он голос дяденьки, - на тебя больше нет времени. Желающих на мои условия предостаточно.
Паренёк взял ручку со стола, подписал листок и направился к дверям.
- Подожди,- дяденька открыл сейф и извлёк из него увесистую стопку бумаги. – Возьми себе. Это диплом по твоей специальности. Его защитили пять лет назад. Сейчас про него никто не вспомнит. И не забудь его хотя бы прочитать, отличник.
Паренёк взял диплом и вышел из кабинета. «А от дяденьки оказалось больше пользы, чем от декана»,- подумал он.

В положенное время он благополучно защитил чужой диплом, стал «квалифицированным» специалистом и устроился на работу в НИИ.
Сотрудничество с дяденькой продолжилось. Общаясь с ним продолжительное время, паренёк и про него самого узнал кое-какие подробности. Однажды, оставшись в лаборатории со своим начальником, он, как будто невзначай, обронил фразу про дяденьку. Начальник всё понял, и вскоре паренька перевели на более лёгкий участок работы с более высокой зарплатой.

Паренёк понял, что если действовать очень аккуратно, то всё будет хорошо. Для него. Дяденьке он рассказывал всё про всех, а начальнику всё про дяденьку. И пошло-поехало. С одной стороны премия, с другой повышение. Опять же на хорошем счету у руководства НИИ. А может и ему, руководству, что-нибудь рассказать? Подумано - сделано. Как только выдался удобный случай, рассказал. Руководство было умным. Не зря НИИ возглавляло. Всё оценило и приняло правильное решение. Жизнь у паренька наступила сказочная. Аж щёчки залоснились.

Между тем, прошли годы. Дяденька засобирался на пенсию. Паренёк стал взрослым солидным мужчиной. В НИИ прошли кадровые перестановки и некоторые изменения. Паренька назначили руководителем самой маленькой лаборатории. Но, чёрт побери, руководителем. Так и пошло. Всех всё устраивало.

Однажды на корпоративе паренёк выпил очень много. Никого не слушая, сам сел за руль и поехал домой. Доехал благополучно. Но выйдя из машины, тут же упал на асфальт. Идти не мог. Да и соображать тоже. Эту картину увидел сосед с верхнего этажа. Решил помочь. Но один не мог справиться. Позвал ещё одного соседа. Вдвоём кое-как доставили бухарика до квартиры. На том бы всё и закончилось, но вскоре паренька назначили руководить средней лабораторией. А там, как назло, работал тот самый первый сосед. Примерив ситуацию на себя и чтобы избежать утечки информации, паренёк провёл беседу с соседом и назначил его самым старшим среди всех лаборантов. Опять всем хорошо. И у соседа зарплата вверх пошла, и про негативную ситуацию с пареньком никто не узнает.

Со временем паренёк ну очень сильно полюбил власть. Как же это здорово. Имеешь над кем-то власть, и он исполняет то, чего ты только не захочешь. Вот здорово.

Вместо ушедшего на пенсию дяденьки в НИИ пришёл дядечка. Паренёк очень быстро наладил с ним контакт, и продолжил барабанить на три фронта.

Его усердия не остались незамеченными. Вскоре он становится руководителем целого отдела. Но что с ним делать, он не знает. Только понимает, что если показатели начнут падать, то, несмотря на его былые «заслуги», из НИИ можно и вылететь. Тем более, такие случаи уже были. И зажал паренёк отдел жёсткой хваткой. Книжки читает, учебники всякие умные. Показатели повышает, статистику увеличивает. Говорят пареньку старейшины отдела: «Нельзя так делать, до беды недалеко. Нарушим пропорции – весь технологический процесс встанет». Но не слушает никого паренёк.  Растут показатели, статистика в гору идёт. Только перестали люди в отделе улыбаться. Смеха не слышно, обстановка нервозная, атмосфера напряжённая. Нашлись, правда, и такие, кто гуськом, а кто и вприпрыжку помчались к новому начальнику. Рыбак рыбака видит издалека. Доклады докладывают, сплетни из курилки рассказывают, неугодных коллег дерьмом поливают. А паренёк весь надулся от власти над людьми. Нравится ему, когда прихоти его выполняют. Из лаборантов дворецких сделал, научным сотрудникам на место указал.  Между делом устроил закулисные игры, интриги там всякие. Одному скажет, что коллега ему зла желает. Другому шепнёт, что вон те двое против него дружить собираются. Ну что сказать. Мастер. Развалил отдел на куски. Люди и здороваться друг с другом перестали. А производственный процесс останавливать нельзя. Раньше всё было на доверии. Пришёл лаборант на склад, взял вещества, сколько надо для рабочего процесса, в конце месяца расписался за всё. Нарушение, конечно. Но маленькое. Главное, процесс не остановить. Все понимают, что несовершенная система. Вот и обходят её. Без злого умысла. За дело душой болеют.

Узнал про такое нарушение паренёк. Наказал кладовщика. Лишил премии. А премия считай что ползарплаты. Приходит снова лаборант за веществом. Кладовщик ни в какую.
- Да ты что, Степаныч,- удивляется лаборант.
- Иди у начальника бумагу с разрешением на выдачу вещества подпиши. Да печать поставь.
- Где ж я его сейчас найду? Он же только к концу дня с совещания приедет.
- Где хочешь, там и ищи.
- Так ведь остановится научный процесс.
- Ну, значит остановится.
- Так ведь несколько лет опыты ставим. Рухнет всё.
- Ну, значит рухнет. Он меня уже премии лишил. И под статью грозился подвести.
- Да это он просто воздух сотрясает.
- Это жена моя воздух сотрясает каждый день, когда мне воду на ужин варит.

Не дал кладовщик лаборанту вещества без бумаги с печатью. Рухнул научный процесс. Как пепел рассыпался. Многолетний труд большого коллектива.
Наказали всех. Очень строго. Кроме паренька. Ведь он был специалистом.
Он был очень хорошим специалистом.


P.S. Данный рассказ является художественным произведением. Все события вымышленные. Разыгравшееся воображение автора. В жизни такого быть не может. Ведь, правда же?


Рецензии
Интересный ход творческой мысли...

Глеб Тропин   27.06.2017 12:16     Заявить о нарушении
У каждого свой ход. И свои мысли.

Хохлов Сергей   28.06.2017 18:34   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.