Вокзальная магистраль

(стихотворение и документальная новелла)

Это стихотворение послучалось как бы само собой… Оно было «срисовано» с натуры и тут же размещено на поэтическом портале стихи.ру. Я и не предполагал, к чему  может привести его публикация на моей авторской странице.

ВОКЗАЛЬНАЯ МАГИСТРАЛЬ

Трубит старик-пенсионер
На оживлённой магистрали*, –
Начало – театральный сквер,
А окончанье – на вокзале.

Соединив дух площадей,
Дыханием несовместимых,
Потоками машин, людей
И образов, как жизнь, любимых,

Она короткою стрелой
Пронзила Время и Эпоху…
Трубач – не добрый и не злой –
Трубит, трубит от вздоха к вздоху.

И выдувает из души:
Что мы тайм первый отыграли,
«Варяг», «Надежду», «Не спеши»,
Про жизнь бродяг в байкальских далях.

Совсем чуток передохнёт
И вновь – за чувствами в погоню, –
Душа болит, душа поёт,
А сердце мрёт, а сердце стонет…

К стене спиною прислонясь,
Он ничего не ждёт в подарок…
Но просит есть, разинув пасть,
Футляр на сцене тротуара…

              *  *  *
г. Н-ск,               
16.07.16.               
16:00 нск               

* – улица в Новосибирске, соединяющая площадь
    Ленина (у Театра оперы и балета) с площадью
    Гарина-Михайловского (у ж/д  вокзала).

© Copyright: Виктор Герцвольф, 2016
Свидетельство о публикации №116081909788


А дальше произошло непредсказуемое...
          

Рецензия на «Вокзальная магистраль» (Виктор Герцвольф)

С наступающим Новым (учебным) Годом, Виктор!
Живу я примерно в километре от этой магистрали, систематически там бываю.
Больше всего люблю посещать в том районе "Шульц" - это на Советской,
в сторону цирка метрах в 30 от перекрёстка, рекомендую, там по вторникам новинки.
И в метро там бываю частенько, но трубача того что-то не видел ни разу.
С наилучшими пожеланиями и ему, и нам,
Владимир Голубятников   27.08.2016 19:53

Владимир, спасибо за рекламу "Шульца"! Знаешь ли, я в Новосибирске с 53-го года, но что такое "Шульц" на Советской (хотя там проходил не считанное количество раз) - увы, не знаю!.. Но мне моё незнание не даёт право сомневаться в твоей информации. Чего ж ты сомневаешься?.. Твои наилучшие пожелания ему я передам в ближайшее время. 
С приветом.
Виктор Герцвольф   27.08.2016 22:08 

Виктор, я перечитал все рецензии и комментарии. Впечатляет.
Буду заглядывать в них ещё. Загадка 50-х и в самом деле заинтриговала.
Содержание стиха затмевает Форму, и это, должно быть, сильная его сторона.
Наверное я не видел и не слышал Героя от того, что бываю там
только после работы, а от неё туда обычно больше часа.
Будьте здоровы все,
Владимир Голубятников   28.08.2016 04:41
   
Спасибо, Владимир, за пожелание здоровья и прими аналогичное в свой адрес!
График у музыканта, как он выразился, - "скользящий". И поскольку он позиционирует себя как "вольную птицу", то и график "выходов" определяется массой неконтролируемых им самим факторов. С его слов - "когда захочу или когда обстоятельства подопрут и пенсия закончится". Как видишь - просто и прозаично, - никакой поэзии. А в переходе метро на выходе на Вокзальную магистраль частенько играет другой старый музыкант. И тоже на баяне, как теперь мой трубач... Ведь трубу бывало слышно, как минимум на 150 - 200 метров в округе (на улице Ленина почти до "Красного факела", по Вокзальной - на вокзале, несмотря на вокзальный шум). И это при том, что полный звук трубач не включал... С баяном проще - музыкант никого не беспокоит, играя в нише торгового дома, кроме прохожих и некоторых самых бдительных индивидуумов из службы безопасности этого ТД...
Благодарю за лаконичную рецензию, Владимир, и полностью согласен с замечанием насчёт формы, - так уж получилось, - эмоции перехлестнули, - не до формы было... Спасибо!
Всего доброго и вдохновенного!
Виктор Герцвольф   28.08.2016 07:39

Рецензия на «Вокзальная магистраль» (Виктор Герцвольф)

Витенька!
Посмаковал то, что со смартфона прежде прочел.
Ты хорош и творчеством тоже!

Не отпускает образ трубача...
Стоит, как поминальная свеча!
Интеллигент он старый, не фигляр.
И сострадает, пасть раскрыв, футляр.

Береги себя!
Обнимаю. Саша.
Александр Михайлович Токарев   22.08.2016 22:01   

Спасибо, Саша! Экспромт великолепен.
Обнимаю.
С теплотой душевной.
Виктор Герцвольф   22.08.2016 23:55   

Рецензия на «Вокзальная магистраль» (Виктор Герцвольф)

Пронзительно, Виктор. Горько, но светло на душе...
Тоже на улицах нет - нет да столкнусь с голодным ртом футляра и невидящим взглядом музыканта. Тяжелое время для старых интеллигентов... а когда оно для них было легким?.. ну кроме СССР… пройдет и это!
С грустью, Дина
Евдиния Юршина   21.08.2016 19:44 
 
Не грустите, Дина! И это пройдёт... Спасибо за отклик!
Будьте здоровы, счастливы и любимы!
Пусть всё у Вас и Ваших близких будет хорошо!
С теплом душевным.
Виктор Герцвольф   22.08.2016 16:51
   
Спасибо и взаимно!!!
Евдиния Юршина   22.08.2016 18:05   

Рецензия на «Вокзальная магистраль» (Виктор Герцвольф)

Виктор, в этот раз ничего не скажу. Просто совсем ничего.
Потому что рассказывать, как я люблю твои стихи, это долго и весьма
лично. Я люблю и принимаю в сердце все твои стихи, как из книги,
так и на стихирской страничке. Но вот это стихотворение...
Ещё не могу понять, чем оно так врезалось в меня. Нужно вернуться и перечитать не один раз. А сейчас скажу вот что: ты талантливый критик моего творчества, но вот такие СТИХИ – лучше всякой критики показывают, какой ты Мастер. Если бы я писала на "Вы", то наверняка насыпала бы скупыми скучными пафосными фразами, а на "ты" хоть чуть-чуть приближает меня к тебе. Спасибо, Виктор.
Ирина Жизневская   21.08.2016 00:45
 
Виктор, спасибо за это стихотворение, даже дети над ним плакали...
Ирина Жизневская   21.08.2016 16:16   
 
Благодарю, Ирина, за "ничего несказанное" и за всё остальное, следующее ниже!.. Вот мы уже и без слов друг друга понимаем. Куда ближе?..:-)))))
Всё, о чём написал в этом стихе, происходило почти ежедневно рядом со мной на протяжении последних 3-х месяцев, но вот уже более недели не вижу трубача и не слышу его трубы...
Всего доброго тебе и невообразимо-вдохновенного!
С обожанием и с постоянным ожиданием твоих новых чудо-стихов и чудо-откликов.
Виктор Герцвольф   21.08.2016 16:54               

Ира, вчера произошло нечто такое в развитии этой темы, чего никак предполагать не мог. Я выше написал, что последнее время не слышал трубача. А вчера днём, выйдя на лоджию, услышал звуки баяна, доносящиеся с того самого места. Такие знакомые мелодии: Чардаш Монти, Полонез Огинского, Прощание славянки... Подумал: - Ну, вот, кто-то вытеснил старика с бойкого места, надо бы взглянуть...
Вообще-то, собирался выйти несколько позже, но поменял свои планы, быстро собрался и вышел на улицу. Пока шёл к углу почему-то представил себе молодого виртуоза, так свежо и мастерски звучала классика (до трубача на этом месте иногда для практики и небольшого заработка на разных инструментах играли студенты нашей консерватории). Это была "Песня Сольвейг" из "Пер Гюнта" Эдварда Грига. Я впервые услышал эту мелодию в  исполнении на баяне.
Завернув за угол дома и выйдя на Вокзальную, я прежде всего увидел на "святом" месте посередине тротуара закрытый футляр от баяна, а на нём небольшую коробку из-под обуви. И лишь потом, после нескольких шагов по направлению к футляру, в поле моего зрения возникла фигура исполнителя, стоявшего в метре от стены здания. Плотный поток спешащих мимо прохожих (как на демонстрации - вокзал и центр города рядом) и небольшая группа слушателей, стоявшая передо мной, помешали мне сразу рассмотреть его, но когда я отошёл чуть в сторону, то...
Да, да!.. Это был он, тот самый трубач, о котором я написал этот стих.
Ком подкатил к моему горлу: - Слава Богу, с ним ничего не случилось!..
А он, закончив "Песню Сольвейг", снял с себя баян, закрыл его и, видимо собрался уходить. И тут я, как мальчишка (не знаю, что на меня нашло, - скорее всего от радости неожиданной встречи со своим теперь уже и литературным героем), вдруг решил созорничать.
Когда разошлись слушавшие его люди, я подошёл к нему и, опуская в коробку 2 монеты по 5 рублей (то, что обнаружил в горсти мелочи в кармане), сымпровизировал: - По системе в пять баллов: Вам - пять - за технику и пять - за эстетическое совершенство. Спасибо огромное!
Он смущённо и устало улыбнулся, оценив шутку, и, протянув мне руку, поблагодарил.
А меня, как Остапа, понесло, - захотелось сделать ему комплимент в необычной форме...
- На этом месте, до Вас месяца три подряд замечательно, бесподобно, почти божественно играл трубач. Скажите, Вы с ним случайно не знакомы? Может знаете, что с ним?..
Представляешь, Ира, на какую реакцию я рассчитывал?..
А он, сверкнув на меня такими же, как и у меня, карими глазищами, внезапно расхохотался.
- Да перестаньте, я же Вас узнал, Вы же ни разу не прошли мимо меня, не опустив ничего в мой "личный банкомат". Я хоть и стар, но зрительная память меня пока не подводит, как и слуховая. Дело в том, что кто-то из жителей пожаловался в полицию на звуки трубы. Вот пришлось сменить инструмент. А для этого понадобилось почти три недели - отремонтировать баян, привести в порядок его внешний вид и восстановить репертуар - отрепетировать дома. Не могу же я выходить на улицу неподготовленным…
Мы ещё поговорили немного и я узнал, что он начал заниматься музыкой с раннего детства, освоив за долгую жизнь в искусстве несколько разных инструментов, как духовых, так и смычковых. Главным из них стал для него контрабас, на котором он долгое время играл (играет?) в симфоническом оркестре. О подробностях он говорить не хотел, а я не расспрашивал.
Сегодня, часа три тому назад, я вместе с денежкой положил в его "банкомат" сложенный вчетверо лист с этим стихом и моим автографом...
Всего доброго и вдохновенного!
С обожанием и душевной нежностью.
Виктор Герцвольф   26.08.2016 16:25
               
Виктор, ну вот что тут скажешь! Переживала за этого человека, как за близкого. Мысленно возвращалась к стихотворению твоему (легко выучила наизусть) и опять думала, почему-то, о худшем... И вдруг!!! Виктор, спасибо за это сообщение! Улыбаюсь сквозь слёзы, словами не могу описать эмоции, детям рассказала и прочитала, тоже улыбаются. Какие же мы, люди, странные существа... И тепло, и легко стало на сердце... Маме сейчас расскажу. Я представляю, как улыбнётся сквозь слёзы музыкант. Теперь вы непременно с ним подружитесь, ведь у тебя лёгкий характер. Виктор! Видимо, нужно будет написать стихотворное продолжение или прозаическую миниатюру. Нельзя всё это просто так оставить!
Пишу и руки дрожат... Вить, спасибо за музыканта и силу твоего слова!
Ирина Жизневская   26.08.2016 16:46   

Ира, так миниатюра по существу уже написана - читай выше... :-))) Стихотворение плюс фрагменты из твоей рецензии и наш последующий диалог - вот и получилась новелла "Вокзальная магистраль". Продолжать дальше повествование в стихотворной форме для себя не представляю возможным, а вот поработать над уже получившимся симбиозом стиха и прозы можно и нужно. Жду возвращения того самого вдохновения, которое руководило мной, когда рассказывал тебе о вчерашней и сегодняшней встрече с музыкантом. Оно побыло со мной очень короткое время... Ау!!!...
Виктор Герцвольф   26.08.2016 17:52   

Ира, спокойно перечитал, что написал тебе о музыканте и к стыду своему обнаружил много обидных ошибок... Извини, но торопился и волновался, проверить было некогда, хотелось с тобой быстрее поделиться радостью. Чего греха таить, я ведь тоже про себя о многом подумал, в том числе и о худшем... И видел, и чувствовал, что ты не просто так несколько раз перечитывала этот стих, наверное не одна.  Сегодня, может быть, я смогу вовремя лечь спать.
За последние полтора месяца это редко когда удаётся.
Всех благ тебе и всей твоей семье!
С обожанием и душевной нежностью.
Виктор Герцвольф   26.08.2016 18:44
   
Вот всё думаю и думаю... Виктор, вот же в чём сила СЛОВА, сказанного мастерски, правильно и искренне! Когда читаешь СЕРДЦЕМ взахлёб, не обращая внимания на знаки препинания или правильность написания, а только быстрее бы узнать как и что! Признаюсь, я несколько раз перечитала твой рассказ, и даже не обратила внимания на имена-фамилии знаменитых композиторов, просто внутренне отметила, что каким же талантом нужно обладать, чтобы не стесняясь, играть КЛАССИКУ!
Ну, теперь буду с удовольствием ждать продолжения этой замечательной встречи! Виктор, спасибо!
Ирина Жизневская   26.08.2016 19:39

Ира! Не знаю, как тебя благодарить, но кажется ты вывела меня на невероятное...
Сейчас уезжаю на дачу, а завтра проверю сногсшибательную догадку (из 50-х годов прошлого века), касающуюся НАШЕГО музыканта. Почти уверен, что не ошибаюсь, но для полной уверенности надо увидеть его и задать всего один вопрос. Если он будет завтра на своём месте, то всё выясню и твоё предположение о возможном продолжении нашего общения с ним станет действительностью. Ах, память, память!..
Счастливо!
И спасибо, спасибо, спасибо!!!...
Виктор Герцвольф   27.08.2016 06:54   
 
Вот это да... мурашки разбежались, Виктор... Конечно, всё будет так, как ты предполагаешь, моя интуиция никогда не врёт. Ёлки-палки, потрясающая история! Вся моя семья ею живёт и пересказывает своим друзьям. Жду новостей, Вить! С нетерпением жду новостей!..
Ирина Жизневская   27.08.2016 10:04
   
Добрый вечер, Ира! Ждать до завтра не пришлось. Вот только что - ещё и часа не прошло, как он сам позвонил мне на домашний номер. На том листе со стихом, распечатанном мной со стихиры (который вчера я ему оставил), в коротеньком автографе были не только моё имя и фамилия, но и мои домашний и мобильный телефоны. По тону я почувствовал, что он был настроен на очень короткий разговор. Извинился за поздний звонок, но сказал, что несколько раз безуспешно звонил днём, - никто не отвечал. На мобильный он звонить не стал по понятной причине, - у него городской телефон на безлимите, а за мобильные звонки придётся дополнительно платить. Поблагодарил за стих и внимание и как мне показалось начал переходить к прощанию... Но я перебил его и поспешил задать ему тот самый вопрос, который возник у меня после сегодняшней утренней догадки. (Эх, если бы эта догадка пришла ко мне вчера, когда я его видел, то я бы не мучился целый день: ОН или НЕ ОН?..)...
Ира, здесь надо сказать, что сегодня, уезжая на дачу и вернувшись с неё, я оба раза надеялся встретить его на "рабочем" месте. Но, увы!.. Место было пусто... И вдруг он сам звонит. Представляешь моё состояние?..
Спрашиваю его: - Не принимали ли Вы участие в 55-ом году, здесь, в Новосибирске, в смотрах детской художественной самодеятельности (районном, городском и областном), играя на баяне "Полонез Огинского"?..
Ира, пауза была такой длинной, что я уже подумал, что всё же ошибся... Но вместо ответа, получил удар ниже пояса, от которого перехватило дыхание, - в трубке прозвучало: - А не Вы ли на этих же смотрах читали главу "Поединок" из "Василия Тёркина" Твардовского?..
Теперь настала моя очередь держать паузу, сглатывая такой знакомый ком, опять внезапно подкативший к моему горлу...
Да, представь себе - это был тот самый мальчишка, который восхищал своей игрой на баяне всех слушателей - и детей, и взрослых. И несмотря на то (или, может быть, именно поэтому) что с первых рядов, как я полагаю, могли быть видны только его кисти и пальцы, но никак не сам он, - его выступления на всех трёх смотрах принимали на "бис"!.. На сцену он выходил с баяном на груди и уже только этот выход вызывал аплодисменты и улыбки. Я помогал ему (на всех трёх смотрах), вынося на сцену стул и убирая его после выступления. Объявлял номер и представлял исполнителя. Мне шёл тринадцатый год, а ему было только девять лет. На всех смотрах и на заключительном концерте моё выступление было за несколько номеров до его выхода. А вести смотры мне пришлось тогда с разными напарницами-старшеклассницами. На заключительном концерте ведущие (конферансье) были из театрального училища и я наконец-то освободился от этой адской нагрузки. Ведь перед тем, как объявить номер и исполнителя, надо было это выучить и запомнить, и постараться не сбиться при объявлении. Бедные девчонки, им доставалось на одну трудную фамилию больше, чем мне!..
А нашему музыканту надеть баян и подтянуть ремни помогал отец, бывший его музыкальным наставником. На заключительном концерте В. исполнил всё тот же "Полонез Огинского", а потом (в порядке исключения) они вместе великолепно исполнили на двух баянах "Танец с саблями" Арама Хачатуряна...
Ну и как я, помня всё это, не смог сразу связать во времени и пространстве эти два образа - старого трубача-баяниста-виртуоза и маленького талантливого мальчишки с огромным баяном?!?!?!... Очевидно труба не позволила мне это быстро сделать... И скорее всего, я бы не связал эти образы никогда, если бы в руках у музыканта не появился баян, а ты не подтолкнула бы меня к дальнейшим шагам...
Всё, Ира, - начал тебе писать два часа тому назад, а заканчиваю только сейчас.
Мы проговорили долго. Я пригласил его к себе, он - меня (живём через три дома друг от друга), но это уже совсем другая история нашей пока ещё продолжающейся жизни...

А за случившееся, - тебе низкий поклон и сердечное спасибо, Ира!
Будь, пожалуйста, здорова, счастлива, любима и вдохновенна! И пусть всё будет хорошо у твоих любимых и близких!
С обожанием и нежностью душевной.
Виктор Герцвольф   27.08.2016 21:35   
 
Плачу, Виктор... Просто по-бабьи реву от этой истории... С самого начала (хотя всё ещё только начинается) я чувствовала, что история непростая, не зря стихотворение твоё мне в душу упало. Но вот такое продолжение!.. Виктор, ну так же не бывает! Или бывает? Ведь не случайность это. Я не могу описать это прекрасное чувство в моей душе, этот потрясающий озноб и радость, что стала свидетелем такой встречи. И боюсь спугнуть этот свет и тепло, это волшебное чувство сопричастности к чему-то близкому по-детски...
Спасибо, Виктор, за эмоции. Я так рада вашей встрече, а ведь живёте-то неподалёку друг от друга... И вдруг... Боже мой, невероятно! Не могу успокоиться!..
Ирина Жизневская   27.08.2016 23:44 
 
Ира, сегодня, если не произойдёт ничего сверхестественного, мы с ним должны встретиться у нас дома. Но поскольку ЛГ уже превратился в реального человека, больше здесь говорить о нём не считаю возможным. Позже напишу тебе в личку.
Всего доброго!
Пока!
Виктор Герцвольф   29.08.2016 08:59
   
Я буду ждать, Виктор! Буду с нетерпением ждать! Всё сладится и будет хорошо!
Ирина Жизневская   29.08.2016 09:48

И всё сладилось…
И встреча состоялась…
И не одна…
Но когда и где в наше Время старикам будет хорошо – это уже совсем другая история…               

г. Н-ск,
12.11.16.
12:12 нск


Рецензии
Удивительная, пронзительная
история, прекрасно рассказанная.
Пусть в Вашей жизни всё лАдится,
происходят добрые встречи и
творческого вдохновения!
С симпатией-

Галина Преториус   20.11.2022 21:06     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Галина! Благодарю Вас за отклик и добрые пожелания! Прошу извинить за такую позднюю реакцию, - вот только что обнаружил Вашу рецензию, оставшуюся без моего ответа. Я уже говорил, что на этот сайт захожу крайне редко. В моём архиве в основном одни стихи, большинство из которых (около 2-х тысяч почти за 60 лет) ждут своей очереди увидеть свет и делают меня заложником-должником с тяжким грузом вины перед ними. Безуспешно пытаюсь облегчить этот груз, - опубликую один стих из коробки и тут же напишу 1-2-3 новых - в эту же коробку. Остаётся только надеяться на чудо... :-)))))
Говоря о "Вокзальной магистрали", повествование которой было прервано после отъезда музыканта из Новосибирска в Нижний Новгород к семье сына, хочу Вам предложить прочитать мой ответ на рецензию Людмилы Дементьевой, размещенную ниже. Сын музыканта рассказал мне о последних днях отца. Добавлю только, что перед самым отъездом музыканта из Н-ска, мы вместе сходили на кладбище на могилу его жены и по той же дорожке в соседнем квартале моих родных (маму, брата и сестру в одной ограде) навестили. А когда я весной пришёл к своим снова, то обнаружил перед этим, что сын исполнил волю отца - перевёз и похоронил в одной ограде с женой. Светлая и вечная память этому замечательному Человеку!
Всех Вам благ земных, Галина! Здоровья, счастья, любви и вдохновения!
С уважением и теплом душевным.
Виктор.


Виктор Герцвольф   29.08.2023 15:28   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.