О духовности всё, и даже больше

                Сначала мнения  специалистов.   

       Слово духовность почти всегда используется без определения, как само собой разумеющееся. Однако самоочевидного значения у него практически нет. Каждый вкладывает в это слово (скорее подразумевает) нечто своё. Слово духовность часто используется как некоторый знак, символ чего-то ценностно нагруженного, но чего конкретно, толком не ясно и самому, употребляющему это слово. За этим словом кроется тяга к чему-то, что люди не очень чётко понимают, но ощущают – к некоему идеалу.

   Духовность чаще всего употребляется в контексте личностных ценностей и жизненных приоритетов, как противопоставление  интеллектуальных и нравственных ценностей материальным.  А также в контексте интеллектуального (умственного, мыслительного) творчества (это создание и восприятие произведений искусства, смыслов, идей).
     Далее, под духовностью подразумевается трансценденция  (умозрительная тяга) к чему-то высшему, например, восхождение к Богу.
     Так же духовность связывается с опр. уровнем сверхсознательного или высшего бессознательного, являющегося источником интуиции и творческого вдохновения, также с переживанием единства с Вселенной, открытостью неким космическим энергиям.

            А вот более конкретное понимание духовности.
  Духовность есть разумное (т. е. не чувственно-эмоциональное) начало в психике, и это способность человека ориентироваться на ценности (точнее, поле ценностей, дающее возможность выбора) и определяться по отношению к ним.   У человека духовного потребность руководствоваться принципами и высшими ценностями (справедливость, добро, красота, истина и др.) преобладает над другими потребностями. Свидетельством  наличия у личности  реальной духовности является также то,  что у неё нет  выбранных раз и навсегда смыслов и ценностей.  Поведение человека духовного альтернативное, то есть, он обладает свободой выбора. Поэтому  духовность не фанатизм, когда всё однозначно, всё предопределено, как в религии.
Духовный способ существования заключается в выходе за пределы узко личных потребностей в пространство, где ориентирами для самоопределения служит широкий спектр общечеловеческих и трансцедентальных  (умозрительных) духовных ценностей.
Для личности, обладающей реальной духовностью, смыслы и ценности не остаются на уровне просто слов, а являются руководством в поступках и поведении.
    Духовность, как реальный феномен есть система психических механизмов управления человеком  собственным поведением. Духовность есть высший уровень человеческой само регуляции, присущей зрелой личности. Действие, основанное на духовности, всегда представляет собой поступок, в нём учитываются сразу многое факторы, что позволяет человеку преодолевать ситуационную обусловленность поведения, т. е. не руководствоваться эмоциями.

                Далее мои соображения.

  Духовность, по словарному определению, это качественное состояние внутреннего психического мира, когда в нём преобладают интеллектуальные и нравственные интересы над материальными.  Это означает, что разум  в таком состоянии занят решением не заурядных житейских вопросов и обслуживанием плоти, а чем-то более важным, или, как говорят в таких случаях, высокими материями.
     Что же подразумевают под занятием «высокими материями»? Это интеллектуальный процесс приобщения к вершинам культуры (всесторонне образование), развитие творческих способностей, творение новых знаний (наука), образов и моделей (литература, театр и кино), идей и идеалов (религиозных в том числе). К занятию высокими материями также относится  восприятие и творение гармоний: звука (музыка), цвета (художества), мысли (поэзия), формы (скульптура, архитектура, дизайн).  Интеллектуальные игры (шахматы, например)  и упражнения для развития умственных и творческих способностей (задачи, загадки), в том числе игра смыслов — юмор, это тоже из этой области.
    Так вот, когда голова чрезмерно увлекается такими вещами, это значит человек «впадает» в состояние духовности.
     В этом состоянии идёт процесс наращивания знаний, рождение идей (духовного продукта), применение его в деле (творчество, общественная деятельность), также развитие самого интеллекта (умственных способностей), совершенствование его.
      Как замечено выше, процессы эти есть работа сознания с мышлением. Но для их работы требуется какая-то исходная база данных, или духовный багаж.
    Духовный багаж  это знания, представления, убеждения, идеалы и ценности, это всё, что  определяет отношение к миру, его восприятие и осознание,  устремления в нём, содержание и направленность деятельности. Это база данных для творчества и наращивания самого духовного багажа.
     Расширение базы данных, обработка и систематизация её содержания  является интеллектуальной  (или духовной) потребностью психики, и эта потребность по мере накапливание данных только растёт. Удовлетворение этой потребности это, разумеется, состояние духовности.  С преодолением растущей потребностью некоего порога,  психика переходит в состояние устойчивой духовности. То есть, духовные потребности переходят на первый план (удовлетворю интерес, а потом поем).

     Религиозность, когда образ Бога  в голове является  руководящим и направляющим началом для сознания, тоже духовный продукт, но это часть общего духовного багажа индивида, причём не необходимая, а как уводящая от реалий, даже вредная.
 
    Преобладание интеллектуальных,  нравственных, духовных интересов над материальными, наступает  на определённом этапе интеллектуального развития (преодоления порога), и далеко не с каждым. При этом рождается осознание всей важности выработанных человечеством духовных ценностей, т.е. знаний, идеалов, моральных принципов. Подчинение жизни их требованиям становится необходимостью, такой человек становится неспособным поступиться ими ради материальных и др. выгод. Созидательная деятельность, деятельность на благо общества и природы, становится смыслом его существования. Таким образом, человек подчиняет, согласует свои жизненные интересы с интересами Жизни на Земле, обретая при этом истинное счастье.  И это есть проявление Истинной духовности (о других вариантах духовности ниже).  Но способных на такое, конечно, единицы.

     Высокие материи те или иные, в той или иной степени интересуют всех, поскольку мы все обладаем каким-никаким интеллектом. Значит все мы в большей или меньшей степени способны к духовности, конечно не истинной, полноценной (её только у вымышленных героев и встретишь),  ибо багаж духовный у большинства в до пороговом объёме, от того и по времени в состояние духовности «впадаем» эпизодически. Потому и говорят, что духовность народа  надо бы повышать. А правильнее - духовный багаж народа следует увеличивать и улучшать. Тогда народ будет чаще тянуться к культуре (духовным ценностям), а не плотским удовольствиям.

    Что ж, духовный багаж дело нужное, и нужда заставляет почти каждого иногда работать мозгами и на высшем, то есть, духовном уровне. Потому что и все «высокие материи», они не сами по себе, это всё, так или иначе, идёт в копилку борьбы за существование,  повышения качества и надёжности его. А люди  творческих профессий этим багажом вообще добывают средства на существование  (учёные, писатели, композиторы, педагоги, политики и т. д.).

   Дальше по тексту, употребляя термин духовность, не будем напоминать, что это состояние, а также уточнять, постоянно оно у тех или иных, или эпизодическое, и  велик ли духовный багаж при этом.

      Изучая вопрос духовности, религиозные и светские мыслители пришли к выводу, что не следует оценивать духовность исключительно положительно, что духовность бывает истинной, квази истинной,  ложной, доброй, злой или нейтральной. Короче, духовность делят на положительную, отрицательную и нейтральную. И оно действительно так, и это надо знать и не забывать.  Например, когда речь идёт о духовности нации, искусства, науки и любых других отраслей культуры, необходимо обязательно учитывать, на что нацеливает эта духовность, каков её знак. Потому что духовная работа  это не только благородные помыслы, и злые умыслы тоже требуют раскидывать мозгами.   
    Разнообразию духовностей религиозные деятели нашли  такое объяснение: мол, это в зависимости от того, какой дух проник в душеньку и наследил там.
    А как на самом деле? Почему мы интеллект свой, знания используем на служение народу или личное обогащение, на злодейство или богоискательство?
    А потому, что когда изначально в голове формируется базис сознания и духовности (мировоззрение, приоритеты, запреты, идеалы, которые все вместе определяют качество духовности, а так же её практического применение), то туда попадает разное, и зависит оно от среды, в которой воспитываешься, от наставников и собственных наклонностей.  Вдобавок, духовное развитие человека, как правило, извилисто и противоречиво, отчего духовный базис зачастую не есть нечто цельное, устоявшееся (система, то есть). Потому и цельная личность при твёрдых убеждениях встречается не часто.  От того и практическое применение духовного материала людского бывает разное: для себя, для всех, во вред кому-либо, или ещё как.

   Когда в миру говорят о духовности вообще, обычно подразумевают духовность идеально истинную, это когда «душа к вершинам тянется», и без корысти при этом. Такое бывает, иногда, обычно у молодых романтиков. Но в подавляющей обыденности  духовность обычная, "до пороговая". Ведь разум обывателя обычно занят одновременно  проблемами и житейскими, и теми, которые условно отнесены к духовной сфере, и которые при этом  довольно разнообразные. Духовность людская может иметь разные побуждения и направленность: кого-то интересуют проблемы мироустройства и общественных отношений,  научные проблемы, у других на уме власть, богатство, личное благополучие и безопасность. Такова реальность.
   Духовность, направленная на общее благо,  конечно, положительна. А духовность, порождаемая завистью, соперничеством, местью, гордынею и называемая зло духовностью — отрицательна. Есть нейтральная духовность, например, коллекционирование произведений искусств, увлечение фантастикой и бесплодными мечтаниями, это когда человек сам в себе и по себе.
   
   Конечно, духовность, если она истинная, это хорошо, так как она  однозначно предполагает наличие нравственности у обладателя её.  С другой стороны, обретение высокой духовность при отсутствии нравственности невозможно. Объясняется это тем, что  истоки духовности и нравственности едины, это осознание (скорее ощущение) необходимости сохранять и развивать культуру (в широком смысле), ибо культурная среда условие нашего существования.    В общем, сбережение и развитие культуры без духовности и нравственности не возможно.

   В большинстве своём люди у нас заурядные, духовностью не особенно располагающие и практически не религиозные, а нравственность  какую-никакую блюдут многие. А куда деваться? Ведь развалится же всё. Вот на таких стихийно сознательных и выезжаем и кое-как  выживаем.

   Высокий духовный уровень населения — основа дальнейшего развития культуры (в широком понимании) и двигатель прогресса. А нравственность (следование морально-этическим нормам) — поддержание достигнутого уровня культуры, защита его от регресса.

    В Советское время  вопросами духовности народа занимались на государственном уровне, а сейчас это вроде как на общественных началах. Поэтому в опустевшую нишу беспрепятственно и активно  внедрились всякие прохиндеи от астрологии до порнографии, чего и добивались апологеты т. н. свободы совести.
    В государстве, если оно хочет быть государством, просто необходим полномочный орган, организация, изучающая и вырабатывающая стратегию общественного развития, также разрабатывающая структуру общества. Такого общества, в котором каждый человек интересен и дорог, где общественный интерес выше частного, и при этом личный интерес каждого совпадает с общественным, но при этом человек на своём месте самодостаточен, а не винтик или мальчик на побегушках. Такого общества, где интеллектуальный и духовный уровень гражданина высок и направлен в первую очередь на повышение общественного блага, защиту общественных интересов.
    Высокий духовный уровень предполагает преобладание духовных и нравственных  интересов над материальными.
    Однако, в обществе, где частная собственность на средства производства, земли, водоёмы, недра священна и неприкосновенна,  преобладание духовных интересов над стремлением к обогащению не осуществимо (у большинства),  и с нравственностью слабо, хоть сколько ни строй храмов и развешивай  кресты на шеи.  Неосуществимо, поскольку стремление к наживе развитию высокой духовности не способствует.
    Осуществимо такое лишь при социализме, в котором предполагается разумное ограничение человека в его потреблении материальном и развлекательном, но при этом  осуществляется обязательное предоставление достойных форм жизни  и реализация возможностей каждого, создание условий духовного роста. А высокий духовный уровень, как выяснили, сам способствует разумному ограничению потреблений (материальных, но не духовных).
     Именно этим путём надо идти, а не цепляться за отживших своё капитализм и оправдывающую его религию.


Рецензии
Прочитал, интересно! Вопрос духовности, именно сейчас меня очень интересует, в плане её понимания. Разные люди понимают её по разному, а большинство, как и я тоже, совершенно не в курсе что это такое. Тем более,что многие политологи в своих выступлениях говорят о высокой духовности христианства, и этим вводят меня в ступор. Я знаю многих истинно верующих, но к духовности они не приблизились нисколько, а то что они постоянно молятся и крестятся - вряд ли духовно... В других смыслах о духовности у нас говорят редко, наверно тоже плохо понимают, что это такое.

Я бы заменил это слово, словом "порядочность", оно всем понятно и весьма ценно в человеке. Я считаю что порядочный человек, уже отчасти духовный, хотя и не ходит на выставки и концерты классической музыки...

Для обычной жизни рабочих и крестьян, высокая духовность явно не нужна, им хватает обычной семейной жизни, чтобы быть счастливыми...

Виктор Гаврилов Степ   17.08.2022 17:15     Заявить о нарушении
Виктор, ваше пожелание замены "духовности" на "порядочность", свидетельствует о не до понимании сути вопроса. Для пояснения привожу выдержку из своего текста.

"Когда в миру говорят о духовности вообще, обычно подразумевают духовность идеально истинную, это когда «душа к вершинам тянется», и без корысти при этом. Такое иногда бывает обычно у молодых романтиков. Но в подавляющей обыденности духовность обычная, "до пороговая". Ведь разум обывателя обычно занят одновременно проблемами и житейскими, и теми, которые условно отнесены к духовной сфере: мироустройства и общественных отношений, научные проблемы...
Духовность, направленная на общее благо истинна, она однозначно предполагает наличие нравственности (следование морально-этическим нормам общежития) у обладателя её. С другой стороны, обретение истинной духовность при отсутствии нравственности невозможно. Объясняется это тем, что истоки духовности и нравственности едины, это осознание (скорее ощущение) необходимости сохранять и развивать культуру в широком смысле, ибо культурная среда условие нашего существования - сбережение и развитие культуры без духовности и нравственности не возможно.
В большинстве своём люди у нас заурядные, духовностью не особенно располагающие и практически не религиозные, а нравственность какую-никакую блюдут многие. А куда деваться? Ведь развалится же всё. Вот на таких стихийно сознательных и выезжаем и кое-как выживаем.
Высокий духовный уровень населения — основа дальнейшего развития культуры (в широком понимании) и двигатель прогресса. А нравственность (следование морально-этическим нормам) — поддержание достигнутого уровня культуры, защита его от регресса."

Хочу отдельно заметить, что употребление в тексте понятия "нравственность" точнее отражает суть дела, чем простая "порядочность".
И ещё. У понятия духовность два смысла:
- Состояние психическое, когда "душа к вершинам тянется, а обыденные заботы и потребности уходят на второй план";
- Изрядная наполненность головы духовным багажом, т. е. знаниями и пониманиями, которые наработало человечество и сам дополнил.
Религиозные понимания тоже духовный багаж, но плохо, когда кроме этого балласта в голове ничего путного.

Михаил Шамин 2   20.08.2022 02:32   Заявить о нарушении
Спасибо, по сути со всем соглашусь. Но есть небольшая проблема в том, что слово "нравственность" весьма обезличено, и если не знать его толкокания, то оно также непонятно для обывателя, как и слово "духовность". А вот слово "порядочность", понятно всем (наверно), хотя и неполно отражает слово "духовность"...

Так что я голосую за слово "порядочность!" Я считаю, что порядочный человек не хуже, чем духовный, а возможно и лучше, по крайней мере для окружающих...

Виктор Гаврилов Степ   20.08.2022 17:31   Заявить о нарушении
Порядочность и нравственность это одно, а духовность совсем другое.
В общем, Виктор так ничего и не понял.

Михаил Шамин 2   20.08.2022 22:08   Заявить о нарушении
Поясняю. Духовность предполагает эрудированность, начитанность, широкую образованность. Если всё это используется на благо общество, то духовность истинная. Если во вред - зло духовность. Зло духовность имеет место при отсутствие нравственности и порядочности, а истинная без них не возможна.

Михаил Шамин 2   20.08.2022 23:36   Заявить о нарушении
//Поясняю. Духовность предполагает эрудированность, начитанность, широкую образованность. Если всё это используется на благо общество, то духовность истинная//.

Полностью согласен с вашими уточнениями, просто я увлёкся практической стороной вопроса. Но тогда получается, что с духовностью (истинной) у нас в стране, да и во всём мире всё очень плохо. Ведь вряд ли даже 1 человек из сотни соответствует этому определению. Вот и я, точно под него не подхожу, да и среди моих знакомых таких людей нет.
Так что выходит, что и духовной нации быть не может, ведь 1% духовного населения, это наверно очень мало?
Так что, я бы, немножко снизил планку духовности, а то она для большинства людей недостижима, а если недостижима то и стремления к ней нет.
Я бы наверно для своего понимания духовности, оставил "широкую образованность" и добавил доброту и обязательно честность...

Виктор Гаврилов Степ   21.08.2022 03:44   Заявить о нарушении
"...с духовностью (истинной) у нас в стране, да и во всём мире всё очень плохо. Ведь вряд ли даже 1 человек из сотни соответствует этому определению."

Виктор, всякие нюансы с уровнями и качествами духовности у меня в тексте отражены. Перечитай.
А что касается честности и порядочности, то без них исинно духовным не будешь даже временно (такое просветление бывает), разве что с нейтральной духовностью (и такую выделяют).
Честным и порядочным и заурядный человек (т. е. с минимальной духовностью) бывает, и это зависит от воспитания, условия жизни.
Что касается нравственности, то это та же порядочность, только осознанная, а не машинальное следование действующим в данной среде морально этическим нормам.
Осознанное стремление к порядочности у тех, у кого в голове накопился определённый духовный багаж. Т. о. сознательность лежит в основе и нравственности и истинной духовности.

Михаил Шамин 2   23.08.2022 11:15   Заявить о нарушении
Я нисколько не оспариваю текст вашей статьи, но по моему он слишком академический, так сказать - оторван от реальности. А мне, с реальностью желательно было бы разобраться, понять на бытовом уровне, что это такое. И благодаря вам я сделал свои выводы, и вполне доволен результатом.
Так что не будьте слишком строги к простому инженеру.

С уважением...

Виктор Гаврилов Степ   23.08.2022 12:44   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.