Дирижёр? Да это сама музыка! Жан-Клод Казадесю
Радиорассказ о Ж-К Казадесю на моём сайте www.raditeatr.su
Это не копия рассказа о Больяско, а в финальной части его мистический вариант
10.6.16 10.45 Больяско -первая остановка через 5 минут после Нерви-граница города и пригородных сказочных уголков, но этому нет равных и мы здесь частые гости уже десятки лет.Сын решительно поднял меня в 5.30 на первый автобус, а в 6.30 первой электричкой едем в Больяско, за час мы уже там. Два пляжа свободного доступа, мы выбираем песчаный. В этот ранний час вокруг нас никого, кроме двух рыбаков. Небо без единого облачка, вода прозрачная мелководная, постепенно уходящая в глубину. С той стороны бухту и песчаный пляж сплошной анфиладой окаймляют красочные домики иных веков, и где-то с середины неяркая их россыпь поднимается в зелень гор. Горбатый мостик 13го века часть этого партерного ряда у самого пляжа. На нашей стороне у берега рыбацкие лодки, укрытые плащевыми накидками от непогоды, а на бетонной пристани моторки и специальный кран для их спуска на воду.
Мы открыли свой купальный сезон позавчера, и сегодня с большей охотой плаваем в прохладной воде около часа, греемся на солнышке.Над нашей скамейкой из песчаника у стены дома нависает часть скалы, которая прошивает дом как бы насквозь.Рыбак причалил лодку и достал из сети довольно крупную рыбину, понёс домой на завтрак.Через пару часов, готовясь к отъезду, чуть поодаль в небольшом супермаркете покупаем хлеб, ветчину, сыр, гранатовый сок.
Неспешно возвращаемся через центральную площадь рядом со станцией. Она небольшая и всё в этой части расположено на отвоёванной веками у острых скал и моря высоте.В овал площади входят два фасада старинных особняков, напротив стена-укрытие невидимой усадьбы. Небольшая детская площадка в тени стены Собора, обращённого в сторону Генуи, куда мы возвращаемся.Море внизу по левой стороне Собора. Площадь - как театральная сцена. Перед входом в Собор мостовое покрытие -ковёр из гладкой гальки -шедевр местных мастеров. 4,5 тысячи жителей на 4х кв. километрах берегут своё поселение. На площади идут концерты, а по вторникам - базарчик . Свадьбы католического обряда собирают родственников в изысканных одеждах аристократии, успешных.Приезжают и городские.Внутреннее убранство собора постройки 1737 года не уступает лучшим, а их в Италии тысячи.В прошлом году Собор посетил Папа Франциск .Отмечался юбилей миссионерства и морских походов.
С террасы вниз по высоте 2х-3х этажей открывается полукружие бухты и небольшого каменистого пляжа.Вниз ведут каменные ступени. Скалы, изъеденные тысячелетиями штормов, напоминающие застывшие волны, местами"заштопаны" и выровнены каменной кладкой. Они покрыты мхом и цветущими кустарниками...
На узкой полоске перрона в ожидании поезда в сторону Генуи скопился народец. Случай уникальный - железная дорога по линейке проектировщиков прошла, почти касаясь домов слева и справа. От жёлтой безопасной линии метра два до заборчика или калитки спокойно проживающих семей. Домик зала ожидания с этой стороны-небольшая комната с двумя открытыми проёмами в виде окон, через которые виден прибывающий поезд.На воздухе уже градусов 23-4.
Мы с сыном одеты для пляжа и прогулки в шорты до колен, на голове бейсболки. Я в тонированных очках Миша зовёт укрыться в тени комнаты ожидания. В ней две удобные деревянные скамейки под углом стоят почти впритык, расписание поездов на бумаге висит на стене. В комнате уже четверо, это иностранцы, две пары - родственники.Мы с сыном садимся на скамейку. Хочется перекусить, до поезда минут 10. Впрочем за временем я не слежу -рядом сын. Достаю из сумки на колёсиках бутылку гранатового сока и намазываю на половинку булки мягкий сыр Бэль Паэзе. Корка хлеба жёсткая, передержали в печи. Каждый кусочек приходится размягчать глотком сока, отвинчивая и завинчивая пластмассовую крышку. Никто такой вольности - есть на людях - себе не позволяет. Ни приезжие, ни итальянцы. Без замечаний -вам надо, ешьте на здоровье.
Скользнула взглядом влево - на другой скамейке присела молодая пара, показалось, что скандинавы, рядом стоит и читает расписание на стене мужчина– вижу мужские стройные худющие ноги. Мгновенно по общему впечатлению пришло имя человека -Жан-Клод. Поднимаю взгляд выше , вижу его в профиль. Неподалеку ( все мы на расстоянии протянутых рук) его спутница дочь Каролин в цветном платье без рукавов, короткой стрижке крашеных светлых волос, только шея уточняет возраст - ей за 50, стройна и мила. Я наблюдаю за человеком, очень похожим на Ж-К Казадесю.
Их четверо - та парочка и эта, и задолбило меня, что они скандинавы.Впрочем, моё скольжение взглядом безучастно, я занята завтраком, хотя похожесть иностранца меня задела. Звуков я не слышу, углубившись в свои мысли о Жан-Клоде - как мы встретились с ним в Париже в марте 88го через 18лет после декады современной французской музыки в ноябре 70 го в Москве и Вильнюсе(об этом на сайте и в книге)
Я вспоминаю о нашей переписке и второй встрече спустя ещё 16 лет -24 октября 04 года В день приезда поездом в Москву по тв узнала о его концерте в Консерватории в тот же вечер. Зашла в парикмахерскую и после концерта первой до поклонников вышла на него, прикоснувшись щекой к его влажной щеке , переложив, не поднимая руки, пакетик из своей в его руку незаметно, будто таясь от кого-то, с новыми записями моих песен на компакт дисках. Глаза в глаза –он будто ждал меня.Одно дыхание, без слов.
Я уже была на полпути к смерти.Анемия – это когда ноги едва несут, но болей нет. Весной 05го на последнем издыхании возвращаюсь в Геную . Спасли и начали лечить, и ещё раз от перитонита. После операций и лечения без болей, в холе пахнущих хорошим кофе и вкусной едой в обед белоснежных палат, внимании врачей-профессионалов и персонала, а в промежутках - в поездках с сыном к морю.То, что в России до сих пор называют чудом, здесь норма.
Ежегодные открытки к дню рождения 7го декабря в Лилль писать перестала. Финал моего рассказа о Жан-Клоде закончился в 04м. Прошло ещё 11 лет. В прошлом году его 80-летие - Человек с большой буквы, гуманист, список наград и званий мировой знаменитости в музыке на странице не умещается.Любимое дитя Франции. Пять поколений артистов и музыкантов с начала 19го века и по сегодня.Количество фотографий его и семьи в инэте бессчётно. О личном в жизни Маэстро уважительно молчат, тут он сравним разве что с ВВП.
Удивительно похожий на Ж-К мужчина оживлён, компостирует билеты, я вижу его и в профиль и в анфас, продолжая со вкусом пережёвывать горбушку, запивая сладким соком. Меня -даму в бежевой бейсболке с козырьком и в притемнённых очках трудно не заметить.Да ещё завтракает у всех на виду. Рядом сын лет 30 -большой и спокойный. Мой визави всё время в движении, как розовая пантера мультиков - уже совсем сед, причёска истончилась. Как и он весь - лицо в глубоких мягких складках - но он узнаваем.Вот только нос немного отличается от оригинала. Шортики молодёжные коротковаты, а в летних брюках смотрелся бы сообразно возрасту. Я в килограммах осела на столько, на сколько он стал легче.
Вырвавшийся в другую жизнь в свои 80,( в предыдущие годы промузычен насквозь, рассказ я четверть века назад озаглавила "Дирижёр? да это сама музыка! И он не побоялся упоминания об увлечении обоих, написав мне : браво, мадемуазель!) и сейчас парит, энергичен. Билеты от Больяско до Генуи, сегодня пятница , субботу-воскресение как минимум проведут в Италии. В Париже забастовки, драки болельщиков европейского первенства по футболу. Я спокойна и заворожена своими мыслями.
Мужчина так похож на Казадесю(по-русски его имя в России пишут Казадезюс). Окликнуть, подойти и спросить об этом ?Такого позыва не ощущаю. Вижу, что погрустнел испытуемый моим наблюдением. Как и раньше в работе с музыкантами, руководитель своей семейной группы. Чем огорчён?Они все налегке, без вещей, а погода неустойчива. Отштампованные билеты его спутница помещает ему в его рюкзачок за спиной. Поезд на подходе. Миша вдруг говорит, он тоже заметил этих четырёх - это французы. А мне добавляет -ты перестанешь есть, наконец... Отвечаю:"Тише говори. Это Жан-Клод. Он по-русски понимает."В этой ситуации другого выхода не было - как посмотреть друг другу в глаза. Он не смог.
Вот уже идут к поезду. Поднимаемся и мы со скамейки. В проёме промелькнул профиль Ж-К, который минуту назад убедил меня, что это похожий скандинав проездом. Дома проверила по другим фото в инэте- это от похудения его нос чуть изменился, хотя и раньше таким был соколиным.У вагона лицо Маэстро отрешённое. Его глаза в тёмных очках, чтобы случайные поклонники не узнали. Мы продолжаем путь в одном направлении , садимся с сыном в соседний вагон.
Теперь я понимаю, что он меня узнал, хоть наши взгляды не встретились. Он приехал в город, где я полжизни наполовину с Москвой обитаю, сюда мне письма писал. Так что же- похоронил, если я 10 лет не пишу и с юбилеем не поздравила? Человек привычно в твоей жизни был, и вдруг его нет.На мой запрос о певце Евгении Андрианове через поиск в «Жди меня» его двоюродная сестра ответила, что 30 лет её семья не знает о нём.Вот ей кто-то сообщил, что брат Жени в Минске умер. Семейные драмы? А мне Женя другое говорил - как большими деньгами племянника , сбежавшего от солдатчины, спасал.И тут богиня Немезида, что меня вразумила, помогает узлы распутать полувековые .
Его маме знаменитой актрисе Жизель Казадесю 14.6. исполнятся 102 года , отец Люсьен Паскаль видный актёр Комеди Франсэз и дядя Кристиан прожили 100 лет и ушли в 2006м. Пусть мой дорогой Маэстро до ста лет живёт.Сейчас его основной звёздный узел в Стрельце под испытаниями проходящего Сатурна.Что ни говори, на пенсии он испробует другие ритмы, и потери неизбежны. Вот и наша встреча на поглядках - к чему она? «До скорой встречи!» - написал мне в записной книжке, прощаясь в 70м. Не в мире другом, как у Гейне, ещё в этом «друг друга они не узнали».
Я вспоминаю концовку моего радиорассказа "Ася" по Тургеневу , " Однажды заграницей в вагоне поезда я увидел женщину, удивительно похожую на Асю. Но я вероятно был обманут случайным сходством". 14 .6.16 Людмила Корина
Постскриптум
Но и это не всё - мой сорежиссёр судьба всё пишет и пишет другие тексты и финалы.Мы вернулись в Больяско на пятый день. Солнечно, море штормит. Миша плавает в восторге. Я за провизией отлучилась. Вернулись на станцию к тому же поезду. Та же комната ожидания, и не та. Теперь я вижу нас крупнее и ближе друг к другу, и были мы совсем одни на этих подмостках - никто не входил и не мешал. Расписание на стене-Ж-К читал, стоял ко мне в профиль, почти касаясь рисунка и надписи на другой стенке под углом.
Я вижу сейчас портрет мужчины, нарисованный цветными мелками и слева также крупно синим послание стихами.Ничего предосудительного -это лирика, её попытка. Сначала о портрете -мужчина моложавый в маленькой шляпке, нос его очерчен с горбинкой, соколиный, что так смущало меня в узнавании Ж-К. Длинная шея, худой, при галстуке и в яркой рубашке в полоску. Губы сложены в поцелуй.
Текст послания обращён к женщине, по -итальянски. Ж-К полиглот со мной переписывался по- английски и итальянски, французский я стала забывать. Вот это послание - Solo adesso tu puoi guardarmi.Tu non puoi capire questa illusione continua- Piu ti guardo - muoio . Мой перевод -
Только сейчас ты можешь разглядеть меня. Как понять эту магию, что длится? Я всматриваюсь в тебя и постепенно умираю...
На этом сюжете можно снять мистический фильм. А ведь мой рассказ был выписан предельно реалистично...16.6.16
Нет, это не вспоминание -это жизнь сама-те 10 дней в ноябре 1970 года в Москве и Вильнюсе. " А бьентО-до скорого!" оставил мне в записной книжке и в последующие годы мы изредка переписывались.
Вот он быстро спускается навстречу мне по лестнице в гостинице "Метрополь"- улыбка, копна тёмно-рыжих волос, веснушки, мягкий синий шарф.Дирижёр? Да это сама музыка!
Мы встретились в Париже в марте 88года. Я припоминаю слово - "до скорого",
ты мне вспомнился, позвал -Людмила!"
Судьбой гобелен жизни выткан -
Женщина держит зеркало,
В нём отражение -вечный идол
Из темноты таинственной.
Маэстро оркестра со лбом мыслителя,
Цвет-золотое с коричневым.
Судьбы колесо ржавое повернуло на "ясно".
Была утрата назначена. Встреча сейчас.
В золотом сиянии улыбается ребёнок -
Христос Зурбарана. Голубой фон -
Надежда возвращается новой парижанке.
Медленно идёт к отелю, кутается в плащ,
На перекрёстке бульваров Распай и Монпарнас-
Бронзовый Бальзак. В трубке голос низкий,
Неузнанный. Не спал, как перед концертом тогда?
Переспрашивает:" 11.30 вечера или утра?"
на столике его любимая икра. Пролил шампанское,
Разливая. "Так вот ты какая!"Дарит пластинки.
Провожая, шубку накинула. Двое в интерьере розовом.
Человек серьёзный,ты меня вспомнил?
Повеселел:"Жё т,эм".
Париж спит утром в воскресенье. Розы на плас
Де Вож. Купила яблоко, почти чёрное.Боже!
Встретились через бездну лет.Читает из
Песни Песней в Сент Этьен де Монт:
"Те воды и реки не затопят любовь".
Всё спуталось.В кафе теряла марки,
Искала конверт,бумагу. Писала:
"Как приехать к тебе на концерт, в Германию?
Крупье, пододвиньте фишки -фэт во жё.
Ставка -жизнь. Нет, ни слова! Буду молчать,
Как Гоголевский сумасшедший.
Париж стал знаком и ясен.Столько света в душе!
Надежды цвет голубой, а блузы - индиго.
Столько лет, а встретились - будто вчера.
Пешком вдоль мостов, ветер сильный, поворот.
В гостинице любезны:"Вам звонил Жан-Клод".
Я прочитала рассказ о Жан-Клоде на радио Орфей в феврале 93го. Прозвучала лирическая тема из Четвёртой симфонии Малера. Эту запись на пластинке в исполнении Лилльского симфонического оркестра мне подарил Жан-Клод в Париже.
Людмила Корина 13.11.16 Генуя
Свидетельство о публикации №216111302264