Потрясающая педагогическая ошибка

Ролик о Михаиле Осипове и Анатолии  Карпове
https://www.youtube.com/watch?v=hTSfq9V3rZw

Среди замечательных примеров удивительнейших достижений детей в коллекции Первого Канала при ведущем Максиме Галкине нельзя не отметить только что представленный публике полностью (полностью ли?) пример трёхлетнего  шахматного дарования Михаила Осипова.
Здесь я сразу должен сказать, что сам по себе опыт такой демонстрации прекрасен, полезен, необходим и замечателен.
Во всех случаях он работает на развитие и популяризацию шахматного образования в нашей державе и несет в себе море позитива.
Тем не менее я намерен сконцентрировать внимание сообщества на явных огрехах и недоработках в надежде, что их учёт в дальнейшем позволит делать подобные представления более корректными и менее травмирующими для ребёнка.
Содержание ролика просто: Максим Галкин представляет стране юного талантливого шахматиста трёх лет отроду. В качестве авторитетнейшего спарринг-партнёра ему он подбирает великого нашего шахматиста Анатолия Карпова. Чемпион мира и трехлетний малыш играют шахматную партию с часами с форой по времени и малыш уступает по времени, и хотя Анатолий Карпов предлагает ему почётную ничью, малыш отказывается и ему засчитывают «поражение», что вызывает слёзы у юного таланта.
Тем не менее его утешают – не без помощи подоспевшей мамы, и награждают медалью – вполне заслуженной, книгой с автографом Анатолия Карпова и в конце малыш решает три задачи, приводя публику в неописуемый восторг.
Не уверен, что я все отразил точно, но ссылку на ролик я дал и Читатель может составить себе собственное мнение об увиденном и услышанном.
Весь эпизод – элемент программы «Лучше всех» где показываются разнообразно одаренные дети.
Сразу укажу на ряд существенных моментов.
В отличие от юного мотоциклиста, юной боксерши, юной арфистки юного математика, юный шахматист  - единственный в этом выпуске, кого «проверяют» в реальном противостоянии с активным противником, в реальной партии, с часами, с весьма жестким контролем времени.
То есть в отличие от всех остальных он демонстрирует своё владение шахматным материалом в реальной борьбе с противником.
И вот здесь я обязан отметить ряд существенных промахов организаторов партии-шоу.
Когда встал вопрос о том, засчитывать или нет поражение после падения контрольного флага, мы встретились с коллизией: очевидно, что малыш по времени солидно уступил чемпиону мира по шахматам.
Уж не знаю, на что рассчитывали организаторы проверки, но сам Анатолий Карпов мог бы дать малышу фору и посолидней – например тридцать секунд к пятнадцати минутам. Думаю что и этого времени ему хватило бы для победы с головой. Но если организаторы собирались СТРОГО следовать правилам, то поражение должно было быть зачтено именно Анатолию Евгеньевичу за разговоры. Ибо по отношению к своему партнеру он вел себя – я о строгом следовании правилам – абсолютно некорректно. Например экзаменовал его на знание названия разыгранного начала, комментировал рокировку малыша (с похвалой) и в совокупности все это с одной стороны выходило за рамки равноправного поединка и Шахматного Кодекса, с другой на малыша оказывалось совершенно недопустимое психологическое и психическое давление в этой странной контрольной партии, показываемой так, что не уверен, что я её реально видел.
Именно формулировка задачи изначально была педагогически некорректной.
С малышами надо играть строго на достижимые задачи:
- продержаться столько-то ходов
- не получить мат за такое-то время
- разыграть дебют без больших (существенных) потерь…
К сожалению ни Максим ни Анатолий Евгеньевич не смогли здесь проявить максимум такта и откровенно растерялись.
Но это и не удивительно.
Малыш демонстрирует выбранное (отобранное, обнаруженное, выявленное) шахматное эркю, и перед нами образец селекции с элементами дальнейшего натаскивания.
Чем опасны такие ранние успехи?
А тем, что мы увидели в лице гения Каспарова, тем, что мы видим в лице нынешнего чемпиона мира и претендента на престол.
Существенное сужение шахматного кругозора.
К сожалению мощное эркю в ортодоксальных шахматах не обеспечивает перевеса в других видах единоборств на том же материале даже с минимально измененными правилами.
А мир он намного богаче модели представленной ортодоксальной игрой.
Ребенок явленный нам Первым каналом – Чудо. Но так хочется, чтобы это чудо не замкнулось на бедной, исчерпанной по существу, успешно освоенной даже ничтожным искусственным «интеллектом» игре.
В мире так много реальных интеллектуальных проблем и вот такие чудо-мозги гораздо нужнее там… а шахматы … просто одно из полей демонстрации возможностей подрастающего поколения россиян.

На ту же тему:
http://www.proza.ru/2016/11/15/136
Нотка превосходства на струнке снисходительности


Рецензии
Шахматному гению необходимо бережно относиться. Детская психика очень ранимая. Это я убедился за долгие годы работы в шахматной школе. Ребенок может показывать уникальные природные возможности в раннем возрасте, но когда взрослеет перестает работать. Шахматы - это ежедневная кропотливая черновая работа: изучение дебюта, миттельшпиля и эндшпиля. Необходима психологическая подготовка каждой партии. Огромную глупость совершили организаторы программы «Лучше всех», что на всеобщее освещение показали уникального вундеркинда трехлетку играющего в шахматы. Этого не стоило было делать. Притом играть 12-му чемпиону мира Анатолию Карпову с малышом. В мире есть сложные шахматные задачи и этюда, а также комбинации проведенные великими шахматные корифеями. Это выглядело педагогичнее и захватывающе.
У меня написано по шахматам три книги, из них две педагогике. А книга в соавторстве с Эльвирой Коган "Шахматы для самых маленьких" с предисловием международного гроссмейстера Юрия Львовича Авербаха (2008 и 2021 года издания).

Сергей Шарабин   02.12.2021 22:09     Заявить о нарушении
Извините.

Алексею - спасибо за свежее "Пешка! Пешка! Пешка ! " - настоящая ода !

С почтением и к шахматисту Сергею !

Георгий Сотула   22.01.2022 00:04   Заявить о нарушении