8. Первое вольготное лето

8. Первое вольготное лето

     Для Лизы это было первое вольготное лето, без опеки со стороны детского сада, а школе тогда было всё равно, где и как дети проводят свои летние каникулы. Создавались пионерские лагери за пределами городов, и там отдыхали многие дети. Но в самом городе, при школах, ничего такого для детей не придумали ещё. Лиза стала второклассницей и очень этим гордилась. Впрочем, как и её подружки-однолетки: Неля, Леля и Люся. Они выходили во двор и гуляли вместе, где хотели. Иногда они бежали на речку, она протекала в конце соседней улицы, под самой горой.

     Они брали с собой полотенца и расстилали их на зелёной пушистой траве, ложились и загорали на солнышке. Речка была мелкая, но с быстрым течением. Она сверкала на солнце, а вода в ней была очень холодная. Иногда они перебирались на другой топкий берег, где было поглубже, и можно было даже окунуться с головой. Но чаще они плескались у самого берега, пытались друг друга обрызгать, смеялись. Им было весело. Если брали мячик с собой, то играли, перебрасывая его друг другу. Иногда мяч улетал далеко, и надо было за ним бежать. Леля прихрамывала, и ей трудно было. Тогда мчалась за ним Лиза, реже Неля.
     Неля считала себя очень благородной девочкой, голубых кровей. И, если она шла за мячом, то гордо, как бы делая Леле огромное одолжение. Лиза сердилась на неё за это. «Ну что ты за человек?! – говорила она Неле. – Вечно важничаешь. Не можешь ничего сделать просто, от души» - «А ну вас!» - отвечала Неля, надувала свои тонкие губки и отказывалась продолжать игру. Но хорошо было то, что сердилась Неля недолго и, быстро выпустив пары, снова присоединялась к игре. Девочки это знали, поэтому не обращали на её гнев никакого внимания.

     Лиза любила на травке кувыркаться и делать стойку на руках. Правда, у неё получалось не очень хорошо и красиво. Так, кривая стойка. У Люси она была настоящей, ведь Люся была вся стройная и спортивная, только не очень разговорчивая. Девочки играли в догонялки. Наигравшись, бежали весёлые домой. Нинель дома ждала бабушка. Она кормила внучку. У Люси мама не работала, была домохозяйкой. У Лели мама – тётя Маруся, тоже вела домашнее хозяйство. И в этом смысле, только у Лизы никого дома не было, кроме брата. Лиза ждала маму, та приходила на обед и кормила детей, или они шли в столовую и обедали там.
     Рабочая столовая в обеденное время напоминала муравейник. Здесь было особенно шумно. Рабочий люд тут буквально толпился в обеденное время, все искали свободное местечко. Самообслуживания тогда не было. Надо было сесть за стол, к тебе подходила официантка и брала заказ. Официантки работали быстро. Запахи разной еды: супов, котлет, разнообразной выпечки - щекотали ноздри, возбуждали аппетит у голодных ребят, и им есть хотелось ещё больше. А когда приносили еду, детям казалось, что было всё вкуснее, чем дома.

     Мама Анна Павловна, накормив детей, убегала на работу, а дети шли домой. Алик, уже ученик пятого класса, записался в оркестр Дворца пионеров и учился в кружк играть на трубе. Он приносил трубу домой и изо всех сил дул в неё. Лиза пугалась такого сильного звука и убегала от него на улицу. За стеной их комнаты в свободной квартире расположился какой-то НИИ, там работали научные сотрудники, и игра мальчика их раздражала. Они приходили и умоляли его идти играть на улицу, потому что не могли работать. «Вот ещё», - возмущался мальчик, но уходил на улицу и во дворе разучивал свои несложные этюды.
     Иногда девочки шли играть в музейный садик. «Неля, - позвала Лиза, - пойдём к пушкам». И они бежали в садик, лежали на траве и болтали о разном. «Посмотри, лекарственная ромашка», - сказала Лиза. «Давай будем собирать её и сдавать в аптеку», - предложила Неля. «Мне это не интересно», - ответила Лиза. «А я насобираю», - и она начала рвать ромашку, а Лиза ей помогала. Получилась огромная охапка травы. «Куда же ты теперь всё это положишь?» - спросила её Лиза. «В мою косынку», - сообразила Неля. Они пришли домой.

     У Лизы в комнате у брата Алика был гость, тоже Алик, мальчик жил на втором этаже. Он лежал на диване и спал. Брат попросил Лизу не шуметь. Лиза рассмеялась и спросила: «А чего он?» - «Мы играли, и он вдруг уснул», - сказал Лизе брат.

     В гости к Лизе приходили её одноклассницы и звали гулять. Лиза с удовольствием шла на прогулку с ними. Однажды они гуляли в ямке – там был хороший парк. На здании, что стояло в парке, висела табличка, на которой было написано: «Редакция газеты «Юные ленинцы». «Девочки, давайте зайдём туда. Мы ведь октябрята, значит ленинцы» - «А вдруг нас прогонят?» - сказала Лиза. Мимо них проходила девушка, и она пригласила девочек в редакцию.

     «Девочки, заходите, - мило сказала она, - давайте знакомиться. Меня зовут Наталья, а вас?» Девочки назвали себя. Наталью интересовало, как учатся девочки, что интересного есть в их школьной жизни, как проводят каникулы. Она дала девочкам конверты с адресом редакции и попросила написать им, и заметки прислать по почте. Девочки согласились и ушли. Дорогой они очень смеялись, потому что схитрили и сказали неправду, что никогда не получают «двоек» и «троек», а учатся только на «хорошо». Лиза твёрдо решила, что обязательно напишет в редакцию о своей жизни в школе.

     На следующий день она спросила Нелю: «Неля, ты сдала траву в аптеку?» - «У меня её не приняли. Сказали, что сбор трав не шуточное дело. Надо знать, когда собирать» - «Неля, так ты бы у них и расспросила, когда и как собирать их» - «Да, я спросила, а они сами не знают» - «Как обидно. Такое хорошее дело пропадает».

     Вечером во дворе собралось много ребят. Кто-то предложил играть в «Кислый круг». Ребята нарисовали огромный круг и разделились на две команды. Одна команда бегала внутри круга, а вторая выбивала игроков мячом, и они выходили из круга. Если кто-нибудь внутри круга ловил мяч-«свечку», игрок возвращался в круг. Когда все игроки были выбиты из круга, команды менялись местами. Играли все с большим удовольствием. Иногда приходили играть ребята из соседних дворов и присоединялись к игре.

      После игры садились на завалинки и рассказывали сказки, кто какие знал. Внук прокурорши Эдик знал их много и рассказывал их как писатель живописно. Он был самый старший изо всех ребят. Ему уже исполнилось семнадцать лет. Второклашки считали его взрослым верзилой, но сказки слушать его любили.

     Иногда Лиза сама ходила на речку. Она брала тазик, клала туда своё грязное платье, кусок мыла и шла гордо на речку, как большая, стирать его. Возвращалась и вешала платье на забор просушиться. Ей нравилось чувствовать себя хозяйкой и делать полезное дело.

     Однажды её позвала научная сотрудница: «Девочка, помоги мне. Я купила сливы и хочу сварить из них варенье. Помоги мне их перебрать». Лиза принесла большую миску и помогла старой женщине перебрать сливу. Женщина вымыла банку и переложила в неё перебранную сливу и поблагодарила Лизу. Лиза засмеялась и ушла. Она получила первый урок, узнала, что из слив можно сварить варенье. И, став постарше, всегда на зиму варила сливовое варенье.

     Лето пролетело очень быстро. Осенью девочки пришли в школу и купили там новенькие учебники для второго класса. Учебники пахли краской и были красивыми. Лиза почувствовала, как ей хотелось снова сесть за парту.

    


Рецензии