2. К десятилетию СО АН наградили многих

Ты обойдён наградой. Позабудь.
Дни вереницей мчатся. Позабудь.
Небрежен ветер: в вечной Книге Жизни –
Мог и не той страницей шевельнуть.
                Омар Хайам, XI век

О награждении орденами и медалями я узнал из газеты «За науку в Сибири». Она опубликовала полный список. Развернув газету, я сразу посмотрел награждённых орденом «Знак Почёта, на который меня представляли. Сначала по алфавиту – на «ка», но между фамилиями «Казарин» и «Керкис», где стояла моя фамилия, я себя не нашёл. Потом посмотрел всех на букву «к». Потом на медали… Меня в списках нигде не было. Я, конечно, сразу понял, что меня вычеркнули. В Сибирском отделении вычеркнуть не могли. Список представленных давно ушёл в обком КПСС.

– Значит, вычеркнули в Обкоме КПСС, – подумал я. На всякий случай нашёл среди награждённых Анатолия Илларионович Ширшова. Он был на своём месте – орден Ленина. Значит, не Лаврентьев вычёркивал и не за наш спор по поводу Ладинского.
– Да о чём говорить: конечно обком, – решил я.
 
Я не ошибся. Через несколько дней третий секретарь райкома КПСС Володя Караваев, которого я прямо спросил об этом, смущённо сказал:

– Тебя вычеркнул сам Горячев.

Дома траура по этому поводу не было. Любочка процитировала её любимого Омара Хайяма:

Ты обойдён наградой?
– Позабудь!
Дни вереницей мчатся?
– Позабудь!
Беспечный ветер в вечной книге жизни
Мог и не той страницей шевельнуть!

В Институте гидродинамики наградили всех, кто когда-нибудь жил в Золотой долине. Вот выдержки из газетной статьи:

В связи с 10-летием со дня основания Сибирского отделения АН СССР большая группа сотрудников Института гидродинамики награждена орденами и медалями:

– орденом «Трудового Красного Знамени» награждены А.А. Дерибас, В.В. Митрофанов, Л.В. Овсянников, В.М. Титов, М.Е. Топчиян;

– орденом «Знак Почёта» награждены Е.И. Биченков, В.Л. Истомин, Л.А. Лукьянчиков, Ю.А. Тришин;

– медалью «За трудовую доблесть» награждён Р.М. Гарипов;

–медалью «За трудовое отличие» награждён В.Т. Шабуркин;

– звание Героя социалистического труда с вручением Ордена Ленина присвоено академику М.А. Лаврентьеву в связи с 10-летием со дня основания Сибирского отделения АН СССР.

Тех, кто интересуется полным списком награждённых я отсылаю к Указу Президиума Верховного совета СССР от 29 апреля 1967 года «О награждении орденами и медалями СССР сотрудников Сибирского отделения Академии наук СССР и строителей Новосибирского научного центра»: Указ был опубликован в Ведомостях Верховного Совета СССР (1967. – №18(1364). – с.280).

Но напрасно вы будете искать фамилии Владимира Немировского, Анатолия Бурштейна, Андрея Берса, Германа Безносова, Григория Яблонского, Гария Платонова, Виктора Хандроса, Леонида Боярского, Игоря Закожурникова. Нет их в списках награждённых. А ведь в списках, которые я подписывал, они были!

Зато теперь в опубликованных списках вы легко можете найти инструкторов горкома, обкома и ЦК КПСС, а некоторые имена в списках напечатаны без указания должности и места работы. Видимо, работники КГБ…

Но было и чувство радости. В списках остались все прежде гонимые генетики.

Даже давно уволенный (в 1959 г.) директор Института цитологии и генетики академик Н.П. Дубинин был награждён орденом Ленина. Получил орден Ленина и один из основателей Сибирского отделения АН СССР – человек №2 в иерархии создателей Академгородка – академик С.А. Христианович. Правда, на мой взгляд, он должен был получить звание Героя социалистического труда, как и академик М.А. Лаврентьев. Их заслуги на порядок выше любых других отцов-основателей.

Ну а что касается вообще правительственных наград... Спустя много лет, прочитав книгу Зиновьева «Зияющие высоты», я обнаружил примерно такую фразу:

«Любые дела проходят пять стадий: шумиха, неразбериха, поиск виновных, наказание невиновных, награждение непричастных».

Впрочем, история скажет своё слово, я в этом уверен. Ведь дело не в том, какой орден получил человек и получил ли вообще его, а в том реальном вкладе, который он внёс в развитие своего общества.
 
«Жаль только, жить в эту пору прекрасную уж не придётся ни мне, ни тебе».

Продолжение следует: http://www.proza.ru/2016/11/13/363


Рецензии