9. Дворец пионеров

9. Дворец пионеров

     Дворец пионеров любили посещать все дети из этого дома. Нинель первая из подруг записалась туда в кружок рисования и важничала перед девочками. А они, глядя на неё, тоже записались туда, только в другие кружки: Леля стала посещать хор, так как умела красиво петь, голос её был изумительно звонким, а Люся записалась в спортивную секцию.

     Нина, что жила на втором этаже, занималась раньше всех в драматическом кружке и однажды позвала Лизу на их спектакль «Недоросль». Лиза смотрела во все глаза, она была ошеломлена игрой ребят, и ей тоже захотелось стать актрисой. Нина привела девочку к руководителю драматического кружка Татьяне Ивановне. «Сколько же тебе лет?» - спросила, улыбаясь, она Лизу. «Я уже второклассница. Большая. Мне в марте исполнится девять лет» - «Да, ты уже совсем взрослая. Я тебя возьму в кружок художественного слова. Будешь ходить?» - «А что это такое?» - спросила Лиза. «Будешь учиться читать стихи» - «Хорошо, - согласилась девочка. - - А когда занятия?»

     И Лиза ходила аккуратно в кружок. Однажды она сказала своей учительнице, что хочет позаниматься с девочками из своего звена. «Чем же ты будешь заниматься с ними?» - с любопытством и насмешкой в голосе спросила Зоя Ивановна. Это не смутило Лизу, и она сказала, что будет работать с девочками над их речью. Учительница засмеялась, а после уроков девочкам, сидящим в первом ряду, велела ненадолго задержаться. Она просто сказала: «Лиза хочет сообщить вам что-то очень важное».
     Лиза при этих словах учительницы раскраснелась, встала перед девочками и произнесла: «Девочки, чтобы хорошо читать стихи, надо широко открывать рот». Зоя Ивановна чуть не расхохоталась вслух, она отвернулась и делала вид, что её совершенно не интересует, что говорит Лиза.
     А Лиза продолжала: «Часто люди говорят, не открывая рта, словно цедят слова сквозь зубы, и поэтому их речь трудно услышать и понять. Давайте научимся широко открывать рот». Она сама открыла рот, и девочки последовали её примеру. Она похвалила их: «Вы молодцы. У вас хорошо это получается. Спасибо. Вера, ты потренируйся дома обязательно». Через минуту она продолжила: «Теперь поучимся говорить скороговорку «Купи кипу пик». Сначала медленно, потом быстрее».

     Варя вдруг спросила: «А что значит слово «кипа»?» - «Это куча» - «А пика?» - «Я не знаю». «Девочки», - сказала учительница, - это такое оружие как копьё, узкое и длинное» - «Спасибо, Зоя Ивановна», - сказала Лиза, - теперь давайте вместе все скажем: «купи кипу пик». Девочки стали хором повторять скороговорку. У кого-то получалось: «купы кипу пык». Они сбивались и смеялись. Лиза была строгой и просила девочек дома потренироваться.
   
       Занятия в классе были редкими, в основном, девочки учились говорить скороговорки: сшит колпак не по-колпаковски, надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать; Клара у Карла украла кораллы, а Карл у Клары украл кларнет; на дворе трава, на траве дрова. Девочки спотыкались, перевирали слова и смеялись. Тогда Лиза попросила каждого отдельно говорить скороговорки по несколько раз и быстро. Стало ещё веселее, и все неудержимо смеялись над чужими ошибками. Лиза рассердилась и сказала: «Вы смеётесь сами над собой. Каково будет вам, когда будут смеяться над вами чужие люди? Так что идите домой и отнеситесь к заданию серьёзно, иначе у вас никогда не выйдет. И будете общим посмешищем». Дети притихли и также тихо после этих грозных слов разошлись. В кружке Лиза научилась хорошо читать стихи и выступала на школьных концертах.

     Потом она записалась в танцевальный кружок и начала мечтать стать балериной. Но Лиза любила поговорить, и хореограф часто на неё сердилась. Девочка старалась делать разные па, разучила первую, вторую и третью позиции для ног. И дома тоже тренировалась. Однажды хореограф явилась на занятие в плохом настроении, а Лиза, наоборот, была в прекрасном расположении духа и болтала без умолку. «Ну вот что, Лизавета, хватит, чтобы больше я тебя здесь не видела. Сама не работаешь, как следует, и девочек отвлекаешь от работы». Лиза буквально остолбенела от такой наглости. Она хотела сказать, что это несправедливо по отношению к ней. Но педагог уже отвернулась.

     Лиза, опустив голову, медленно вышла из репетиционного класса. Она была огорчена тем, что так неожиданно и бесславно закончилась её танцевальная карьера. Она посидела немного, для вида пустила слезу. Но её бурная кипучая натура победила. Она схватила свои вещи и побежала домой. Утром она уже даже не вспомнила, что в её жизни была страница, связанная с танцами.
     Люся тоже ходила во Дворец пионеров в гимнастическую секцию, и успехи её были очень заметны. В школе на уроке физкультуры её ставили всем в пример. А на соревнованиях Люся показывала высокие результаты и занимала разные ступеньки пьедестала. В школе она стала спортивным светилом. Девочки радовались Люсиным успехам, но, став постарше, завидовали ей, потому что она постоянно ездила на разные соревнования по всему Советскому Союзу.

     Неля бросила кружок рисования. Ей показалось скучным срисовывать чашки и кубы. Она интересовалась цветами, растениями, жучками – паучками. Она ловила каких-то жучков, мух или бабочек, сажала в банку и наблюдала за ними. «Отпусти их, - говорили ей девочки. – Зачем их мучаешь?» Но девочка никого не слушала. «Посмотри, какие у бабочки усики», - с восторгом она говорила Лизе. «Если тебе это нравится, иди на станцию юннатов. Там есть живой уголок, будешь ухаживать за животными» - «Я не люблю ухаживать, мне нравится наблюдать за ними» - «Что ты за человек, Неля? Никакой пользы от тебя другим» - «Лизка, ты мне надоела», - сказала Неля и убежала от Лизы. «Совершенно не выносит никакой критики», - заключила девочка и пошла домой.

     Девочки любили ходить во Дворец пионеров. Там читали вслух сказки по маленьким главам. В основном это были сказки датского сказочника Ганса Христиана Андерсона: «Снежная королева», «Огниво», «Фата Моргана».  Иногда русские народные сказки или Шарля Перо «Золушку». Лиза больше всего любила слушать сказку «Гуси-лебеди», как дети спасались от злой ведьмы. Обычно читки проходили в уютном холле, с мягкой мебелью. Дети слушали про удивительные чудеса и представляли, как будто это происходит с ними. Лиза радовалась, будто она сама убежала от гусей-лебедей и спасла своего братца Иванушку.

     Леля пела в хоре и часто вместе с хором выступала на сцене. Она мечтала стать солисткой, но её не замечали, потому что там были солистки лучше её, так ей казалось, и она продолжала быть хористкой. «Ты не расстраивайся», - говорили ей девочки. – Обязательно придёт и твой час, когда тебя заметят». «А почему ты не солируешь в школе?» - однажды спросила её Лиза. ««Так, я боюсь петь одна» - «Приехали, - произнесла Лиза. – Что за глупости ты говоришь? Ну-ка, давай сейчас спой мне песенку про «Чибисов»» - «Пожалуйста», - отозвалась Леля и запела, да так звонко, что Лиза не удержалась и запела вместе с нею.
     «Сейчас же ты не боялась», - сказала ей Лиза. «Чего мне тебя бояться?» - «А на сцене кого ты боишься?» - «Всех» - «А ты представь, что поёшь только для меня, и не бойся» - «Надо попробовать» - «Леля, не станешь певицей, пока себя не преодолеешь. Надо выходить на сцену и смело петь» - «Ладно. Я подумаю», - ответила Леля. «Ты пойми, это большое счастье иметь такой красивый голос, и ты не должна его прятать от людей. Не все же умеют так красиво петь» - «А мне кажется, что все так поют» - «Леля, а ты подойди к руководителю хора и скажи, что хочешь стать солисткой» - «Ой, что ты, он сразу меня выгонит из хора» - «Не выгонит, если таких, как ты будет выгонять, с кем останется. А ты не бойся, после твоих слов он, наоборот, присмотрится к тебе» - «У меня смелости не хватит просить его об этом» - «Да ты не просишь, а говоришь только о своём желании» - «Мало ли кто чего хочет. Все ребята хотят стать солистами» - «Откуда ты знаешь? Они же не говорят об этом. А ты скажи. Скажешь – станешь певицей. А будешь молчать – ничего не будет» - «Не знаю, я, наверное, не осмелюсь» - «Ну что ты заладила – не могу да не могу. Ну и сиди в вечных хористках», - сказала сердито Лиза и ушла.
      
    

    


Рецензии