3. 18. Кино

Часть времени в увольнении, как правило, тратится на кино.
И вот парни в курсантской форме зашли в «Гигант», «Комсомолец» или какой-то другой кинотеатр Совкино,
расположенный здесь же, в центре города.

Не столь существенно было, какую смотреть картину:  довоенную ли, виденную отцом еще в Крыму,
свежую ли, выпуска 1941-го года.
Важно, что находились они в иной, отличавшейся от училища, цивильной обстановке, с гражданскими лицами,
среди которых столько девушек.
Война войной, а молодость и весна всегда берут свое…

Свет погас, кинопроектор застрекотал, как цикады со сверчками в родной летней степи, на белом экране замелькали титры.
 
Это мог быть выпуск № 6 «Союзкиножурнала» за 21 января 1942 года.
Сегодня интернет позволяет ознакомиться с ним.
Нахожу его, и вот уже не только для моего отца с однокурсниками, но и перед моими глазами мелькают кадры кинохроники времен гражданской войны:
Ленин на трибуне, вооруженные отряды, баррикады на улицах Петрограда, бронепоезд на железнодорожном пути.

Воплощая связь былого с настоящим, кинооператоры-документалисты переходят к показу событий Отечественной войны.
Вот Западный фронт, боевые действия артиллерии, 1-я гвардейская танковая бригада, ее командир генерал-майор Катуков крупным планом.
А вот освобожденное Тимково, разрушенное врагом.
Части Красной Армии на улицах села.
Снайперы на занятиях.
Авторота, движение и разгрузка грузовиков с боеприпасами под огнем противника.
В  конце всесоюзный староста Михаил Иванович Калинин вручает ордена воинам Красной Армии в Кремле.
Награды получают летчики, бойцы 13-й гвардейской дивизии, Рокоссовский...

После киножурнала сразу, без  паузы, один из боевых киносборников 1941 года.
Возможно, это был последний, седьмой, снимавшийся киностудией «Союздетфильм», когда гитлеровцы наступали на Москву.
Он состоял из шести новелл о борьбе с оккупантами. 
Скрепляли картину в единое целое  интермедии, в которых участвовал весельчак Швейк, оказавшийся в немецких застенках.
В последнем эпизоде комендант концлагеря приказывает расстрелять бравого солдата.
Однако не берут его пули, изготовленные для фашистов чешскими патриотами.

По сегодняшней, да и, вероятно, любой мерке не шедевр искусства, но примитивный уровень сценария
с лихвой компенсировался игрой Эраста Гарина, Михаила Яншина, Сергея Мартинсона, других любимых артистов.
К тому же учитывались непритязательные вкусы зрителей того времени.

После документальных механик заряжает в аппарат художественную киноленту. 
Что могли смотреть курсанты в начале 1942 года?
Что-нибудь из довоенного репертуара или, в лучшем случае, то, что снято в 1941-м.
Каким оказался их выбор?

Может быть, фильм «Дело Артамоновых» с актрисой Верой Марецкой, знакомой по картине «Член правительства»,
которую отец видел в кинотеатре Джанкоя?
Или «Валерий Чкалов» – о знаменитом летчике, дерзко пролетающем под одним из ленинградских мостов?
«Как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем», где в роли второго плана замечательная Фаина Раневская?
«Таинственный остров» по роману Жюля Верна?

Сомневаюсь, что выбор находящихся в увольнении пал на «Маскарад», пускай в главных ролях здесь Николай Мордвинов и Тамара Макарова, запомнившаяся всем по фильму «Семеро смелых».
Вероятно, не соблазнила и реклама «Старой гвардии», где пенсионеры заменяют у заводских станков
ушедших на фронт сыновей.
А картину «В тылу врага» с игравшим разведчика Николаем Крючковым уже, скорей всего, сто раз показывали
в клубе училища.

Так что смотрели, пожалуй, одну из новых музыкальных комедий.
Не исключено, если это был «Антон Иванович сердится», с Николаем Коноваловым, Людмилой Целиковской и Павлом Кадочниковым.
Или «Приключения Корзинкиной», где главную героиню, билетного кассира вокзала, сыграла Янина Жеймо,
популярная после фильма 1935 года «Подруги».


Рецензии