Милосердие Авраама

Недельная глава Вайера. Рав Хагай Прешель

Рабейну Бехайей в книге «Кад а-Кемах»[1] приводит отрывок из Йерушалми, которого у нас нет: «Качество Милосердия сказало: Пока Авраам пребывал в этом мире, мне не нужно было ничего делать – Авраам занял мое место и исполнял все мои обязанности». Здесь нужно разобраться. Авраам ведь жил только в Земле Израиля, а милосердие необходимо всему миру: и тем, кто путешествует по дорогам, и тем, кто плавает по морю, и жителям Крайнего Севера… Какое дело до милосердия Авраама тем, кто живет на отдаленных островах?!

 

В книге «Ноам Элимелех», в начале главы Вайера, говорится: «Однако представляется, что благословенный Б-г назван «милосердным», «жалеющим» и «справедливым». И когда человек, служа Б-гу, применяет одно из этих качеств, он пробуждает это качество наверху, в вышних мирах. Тогда Б-г принимает имя, отвечающее этому качеству. И нужно использовать в служении Б-гу все качества, чтобы все их пробудить наверху. Когда человек пробуждает, например,  качество, называемое «праведник», тогда и Б-г принимает имя «праведник» во всех мирах. Тогда пробуждается великое милосердие для всего мира, и все приговоры обращаются в помилования, — и все благодаря этому качеству «праведника»».

Теперь мы можем сказать, что милосердие Авраама действовало именно так. Он настолько отождествился с качеством милосердия, что пробудил это качество и в Б-ге. Поэтому Он тоже принял имя «Милосердный» и стал проявлять милосердие. Пока Авраам был жив, качеству Б-жественного милосердия не было нужды проявляться в виде отдельной сущности…

[1] Раздел «Гости».


Рецензии