Сильнее брони. Часть-3. Штрафная эскадрилья

                СИЛЬНЕЕ БРОНИ
                (в новой редакции)

                Часть – 3
                (продолжение)



Сентябрь 1944 года.
8-я Воздушная армия.
Штрафная эскадрилья.

В Военно-воздушных силах Красной Армии лётчики имели, в основном, офицерские звания. Отдельные авиационные школы, ускоренной подготовки, выпускали пилотов в звании «сержант», которым впоследствии также присваивались офицерские звания.
Лётчики в звании «рядовой» воевали в штрафных эскадрильях после лишения их офицерских или сержантских званий по приговору Военного трибунала. Как известно, воинские штрафные подразделения в Красной Армии создавались с выходом приказа Наркома обороны СССР № 227 в июле 1942 года.
Штрафники искупали свою вину в стрелковых частях, в состав которых входили штрафные роты и батальоны. Но руководство 8-й Воздушной армии обратилось к Верховному Командованию с просьбой разрешить создание штрафных подразделений и в авиации. И они были созданы, но только в 8-й Воздушной армии.

                *     *     *
У дощатого барака, где разместился штаб и казарма для штрафников, выстроились недавно прибывшие летчики. Всего их было тридцать два человека. Командир штрафной эскадрильи, тридцатилетний подполковник и с ним три кадровых офицера, два капитана и старший лейтенант, в хорошо подогнанной и отглаженной полевой форме с погонами и боевыми наградами,  пристально вглядывались в лица штрафников. Нарушив затянувшееся молчание, командир эскадрильи,  делает два шага вперед, подымает вверх руку и начинает говорить:
- Я посмотрел ваши документы. Все вы лишены офицерских званий. Сегодня вы просто солдаты, но помните вы остались лётчиками. Не ищите смерти в бою. Ваша дорога будет трудной, но пройти ее надо до конца. Только так вы сможете уйти от позора быть расстрелянными за трусость и искупить свою вину в бою.
Голубеву явно не понравился такой посыл в адрес штрафников, и он выкрикнул из строя:
- Кроме права летать и умереть, какие ещё права мы имеем?
Командир эскадрильи на его выпад отвечает сухо:
- Никаких! Но вы остаетесь летчиками,  и право летать, у вас никто не забирал.  А все то, что вы получали в строевых частях на фронте, здесь на вас не распространяется.
Голубев продолжает нарушать установленный для строя порядок.
- И награды тоже?
- Награда для вас только одна, - разъясняет штрафникам подполковник: - Если вы в течение трех месяцев покажите образцовое поведение и геройство в бою, то вам будет восстановлено прежнее звание и возвращены все награды.
Голубев вновь пытается досадить командиру эскадрильи:
- И тогда мы с вами распрощаемся?
- Да! – не теряя самообладания, отвечает ему офицер. В дальнейшем ваша служба продолжится уже в обычной части, а вина будет считаться искупленной.
- Три месяца - не такой уж большой срок, - не перестаёт пререкаться Голубев.
Командир эскадрильи продолжает терпеливо разъяснять:
- Но помните, задачи придется выполнять на самых опасных и трудных участках фронта, так что эти три месяца покажутся вам тремя годами.
Голубев уже серьезно, без пафоса, справляется о главном:
-  Когда начнем летать?
- Летать начнем сразу же, как только  проверим вас в полетах по «кругу» и будут отработаны элементы слаженности в учебном бою. К этому мы приступим уже сегодня.
Командир эскадрильи оглядел строй штрафников и спросил:
- Ну что, есть ещё любопытные?
Голос подал немолодой седовласый лётчик:
- А как наши семьи? Им будут перечисляться деньги?
- Выплаты им по денежному аттестату будут прекращены, но пособие выплачиваться будет.
- Ну, а если я погибну? – не унимался седовласый.
- Вашей семье будет назначена пенсия из вашего оклада по последней должности до направления в штрафную эскадрилью.
- Спасибо, товарищ подполковник.
Командир эскадрильи,  завершая  дискуссию, поправил ремень и взглянул на часы:
- Ну, а теперь я скажу о своих правах по отношению к вам. Я, командир эскадрильи, пользуюсь правами командира дивизии, а мои заместители, правами командира полка, остальные офицеры правами командира батальона.
В строю загудели, но подполковник не обращая внимания, продолжил:
- Знакомьтесь! Показывает рукой на стоящих офицеров. Это заместитель по политической части, штурман эскадрильи и адъютант. Всех, без исключения, при решении совместных задач, прошу проявлять выдержку и терпение. Если вопросов больше нет, даю десять минут на перекур и переходим на аэродром. А вы,  Голубев, подойдите ко мне.
Лётчик-штрафник, поправив пилотку, направился к командиру эскадрильи. Подполковник, смерив его строгим взглядом, произнёс:
- Голубев,  не пытайтесь казаться умнее других!  Не настраивайте командование против себя, это будет вам только во вред.
- Да это я так, от обиды за несправедливое решение. Я ни в чем не виноват, что оказался здесь.
- Теперь уже никому ничего не докажешь. Воевать надо точно так, как вы воевали в полку. У вас большой опыт, вы все-таки были заместителем командира эскадрильи, поэтому здесь, на фронте, будете водить группы на боевые задания и нести за всех ответственность в бою.
- Краснеть за меня вам не придется, товарищ подполковник.
- Вот и хорошо! Договорились! Пойдете на боевое задание первым. Вот там и посмотрим, на что вы годитесь, - закончил разговор командир эскадрильи.

                *     *     *
Такова была нелегкая участь летчиков-штрафников. Они это понимали, поэтому смело шли в бой, отчаянно сражаясь с врагом, и не только гибли, но одерживали победы, проявляя храбрость и  отвагу в дерзких атаках.




Рецензии