Лоренцо Бернини. Экстаз Святой Терезы
Экстаз Святой Терезы — алтарная группа в капелле Корнаро в римской церкви Санта-Мария-делла-Витториа, созданная в 1645—1652 годах Джованни Лоренцо Бернини по заказу венецианского кардинала Федерико Корнаро.
Скульптуры, выполненны из белого каррарского мрамора, расположены в алтарной нише среди колонн из цветного мрамора, на фоне позолоченных бронзовых лучей, которые символизируют божественный свет.
Святая Тереза была не выдуманным образом, а реальным человеком, монахиней, жившей в Испании в XVI веке. Бернини изобразил ее в момент мистического озарения. Основой для создания этой сцены стала записка, в которой Тереза рассказывает о приходе к ней во сне прекрасного ангела «в плотском образе».
Ангел пронзил ее сердце золотой стрелой с огненным концом, отчего монахиня испытала «сладостную муку». До сих пор не утихают споры, какую любовь воспел скульптор в «Экстазе Святой Терезы» — земную или небесную. Бесспорно одно — скульптура кажется невероятно легкой, живой и подвижной. Мы физически ощущаем, как Тереза парит на облаке, а одежды ангела колышутся от дуновения ветра.
Перед нами как-будто разворачивается театральное действие. Этот эффект рождается из мастерского умения Бернини работать с мрамором. Фигуры главных героев, ангела и Терезы, высечены из белого мрамора, а обрамление из цветного.
Этот прием позволил создать впечатление раздвинутого занавеса и сцены, на которой происходит волшебное действие. Естественный свет из расположенного рядом окна усиливает свет искусственных золотых лучей, которые опускаются сверху на Терезу.
Веки св. Терезы полузакрыты, она вся во власти мучительно-сладкого сна, и всем своим существом ощущает присутствие находящегося рядом ангела. Кажется, что из ее полуоткрытого рта вырывается крик сладостной муки.
Состоянию болезненно-чувственного религиозного экстаза героини вторят изломанные трепетные складки ее монашеского плаща, которые перемешиваются с клубящимися облаками.
Нужно отдать должное мастерству и смелости Бернини, который отважился изваять облака из мрамора. Он делает твердый мрамор послушным, как тесто, заставляет его изгибаться и течь, передавать нежность человеческой кожи и фактуру ткани.Мистический экстаз святой Терезы выражен больше каскадом ее одежд, чем потом на ее лице или дрожью ее рук и ног, также, как ангельский огонь выражен путаницей туники юного ангела. В этой знаменитой мистически-эротической группе Бернини достиг чрезвычайного предела скульптуры, где пластика становится живописью.
Это «есть высшее достижение моего резца, — говорил скульптор, — которым я победил мрамор и сделал его гибким, как воск, и этим смог до известной степени объединить скульптуру с живописью».
Свидетельство о публикации №216111401421
Алексей Николаевич Крылов 30.04.2018 09:58 Заявить о нарушении