Первенец

 
Из книги  «За сверкающими гранями», часть1.

   «Ох! Получилось!!!» Глаза Петрика светились гордостью. Ваня был счастлив.
   Под объективами микроскопа ОН казался огромным. Но неважно ТЕПЕРЬ какого ОН был размера. Главное, что это был  ПЕРВЫЙ НАСТОЯЩИЙ алмаз выращенный в Одессе. В лучах света, отражённого зеркальцем стереомикроскопа, кристалл, выросший на старющем, но ещё живом прессе, в заброшенном здании «сантеха», сверкал своими идеальными  желтоватыми гранями.
   Это победа! Алмазы в Одессе!
   Эксперименты шли в условиях, когда всё приходилось делать своими руками, когда на оборудование и развитие направления по хозтеме денег не было. Не выделялись они и на основные материалы. Не было финасирования на младший персонал, который был в избытке в отраслевых институтах. Только благодаря однокурсникам и дружеским отношениям сотрудники привозили оттуда устаревшее технологическое  оборудование, списанные приборы и детали. На этой основе, благодаря выдумке и умению самоделкиных, создавался уникальный исследовательский комплекс.  Твердосплавные матрицы и камеры для синтеза  приходилось доставать руководителю темы. Это был  первый аспирант профессора  В.А. Преснова – Юра Ротнер. Кряжистый, крепкого, спортивного сложения он таскал их в огромном портфеле, который тяжело волочился за ним почти по земле. «Как блинчики? Ручку ещё не оборвали?» -подшучивали над ним все.
  Собравшаяся у пресса небольшая группа физиков-энтузиастов, работавших в университете по хозтеме, которых, не в лицо, с высоты канцелярских должностей именовали «научниками», верила в свою алмазную мечту.   
     Невысокий, коренастый  Ваня Петрик, главный в разработке синтеза, был заядлым спорщиком. Хитровато улыбаясь,  он постоянно отстаивал свои новые технологические идеи, которые гремели  на весь полупустой ещё технологический зал. Вынужденный выслушивать всё, Саша Суранов спокойно покачивал головой, разметая при этом пламя своей огромной  шевелюры и доказывая что Петрик не совсем  прав. Алмазы стали получаться  сразу после запуска пресса, который достался им от бывшей лаборатории топливных элементов профессора Давтяна, но оказывались то осколочными и малыми, то большими, но чёрными и какими то израненными.   
   Группа постепенно увеличивалась. Оказалось женские руки нужны в алмазном деле. Таня Соколова, миловидная, румяная, со светлыми завитыми волосами  и спокойной натурой хранительницы очага, сразу влилась в группу. Она всегда была  хорошо информирована. Может поэтому Петрик погрузил все отчеты именно на её плечи, хотя приходилось ей и тяжеленные матрицы поднимать. Но всё же она больше была связующим звеном в группе. На чай собирались за её столом.
     Вторая из Тань –Таня Десенко появилась в группе както незаметно. Она сидела в углу за прессом возле незабелённой белой краской части окна. Её небольшой столик был постоянно  завален журналами и ксерокопиями иностранных статей. Она, погружённая всецело в перевод с английского, иногда смотрела на отраженное от окон напротив солнышко, или  поворачивалась к спорщикам у пресса. Улыбаясь себе под нос снова принималась за работу. Только потом все узнали, что солнышком для неё светила и Сашина  рыжая голова. Да и сейчас ещё светит.
  Позже, со своим «приданным» -огромным спекометром  пришли «оптики» - Надя Клименкова и Женя Прокопчук. Кстати, спектрометр переводчицу  вытеснил,  поближе к прессу. Увы ещё не пришло его время. Необходим был микроскоп. Вообще то он присутствовал. Как то добыл в сыром подвальном складе Юра Ротнер прекрасный стеремикроскоп фирмы « Цейс Йена». Но! По причине мата на стёклах и смотревших в него, он не уважался и  был заставлен в пыльный угол. Её долго отговаривали и даже не подходить к этому «изгою». Никакие настройки мол не работают. Но упрямая Надежда терпеливо разбирала его по деталям. Зато сколько было радости когда «цейс» прозрел. Наконец можно было видеть полученные результаты.
  Потихоньку к прессу стали просачиваться студенты кафедры физической электроники. Они с удивлением узнавали, что прямо таки у них под носом в университете выращивают настоящие алмазы. Но под опекой Жени, который занимался микротопографией центров роста кристаллов, им приходилось закатывать рукава для обустройства места хранения спёков – сердцевин камер высого давления, в которых происходит синтез алмазов. Кто то из его подопечных строил «теоретическую» полочку, а кто то сразу вкючился в систематизацию. Вскоре  систематизация даёт обратную связь.
  Группа перерастает в лабораторию алмазов. 
  Снова кропотливый научный поиск идей в области синтеза. Неожиданная мысль – создать на основе синтетического алмаза элементы электронной техники, вдохновляет всех.   Начинаются исследования по синтезу алмазов с полупроводниковыми свойствами.
   И вот уже первая Всесоюзная конференция по синтетическим алмазам с полупроводниковыми свойствами проводится в Одессе. На заключительном вечернем заседании, которое по поводу дня освобождения Одессы- 10 апреля проходит в ресторане морвокзала, звучат добрые слова в адрес одесситов. Звучит напутственная речь академика Жореса Ивановича Алфёрова.
   Впервые, в Одессе, создаётся алмаз не имеющий аналога в природе – полупроводниковый алмаз n-типа.
   Впервые, в Одессе, получен p-n переход на синтетическом алмазе. Всплеск новых мыслей, идей. Ещё не раз будет звучать в дальнейшем – «Впервые, в Одессе...»
  Авторские свидетельства об изобретениях, серьёзные публикации в солидных научных отраслевых и академических журналах –« Оптика и спектроскопия», «Физика твёрдого тела», «Физика и техника полупроводников», «Украинский физический журнал», «Сверхтвёрдые материалы» и др.
   Одесских алмазников заметили. На их работы в области синтеза и физики алмаза ссылаются зарубежные авторы. Защищает кандидатскую диссертацию Ю.М.Ротнер. База лаборатории  расширяется. Лаборатория становится ведущей Союзной организацией в этой области.
  Создаются уникальные разработки по легированию алмазов в процессе синтеза совместно с коллегами из ВНИИСИМС (Всесоюзный институт синтеза минерального сырья).
  Впервые в мире, в Одессе, появляется синтетический легированный  полупроводниковый электролюминесцентный алмаз. Под действием электрического напряжения он  способен светится в широком диапазоне спектра- от оранжевокрасного до зедёного и синеголубого.
  На международную выставку  «Алмаз-75» алмазные источники света везут их авторы –Н.Т.Клименкова и Е.О.Прокопчук. На ВДНХ их снимают и показывают в хронике, посвящённой выставке. В Одессу они привозят дипломы, золотую и серебрянную медали.
 В Одесском университете им. И. И. Мечникова  открывается инженерный центр «Алмаз».
 


Рецензии