Надежда на тишину

Самое большое счастье, какое может представить себе мама маленьких детей  – это в случае наступления перемен, иметь и время и возможность той самой переменой проникнуться, прочувствовать ее, и переварить. Особенно, когда ты впервые ведешь ребенка в детский сад "с ночевкой" (ну то есть с дневным сном, я не изверг какой-нибудь, разумеется), так важно ощутить этот тонкий переходный этап взросления своего малыша, который уже и не малыш теперь вовсе. Но я не отношусь к тем счастливицам, коим позволено одиночество. Мои дети, наверное, в ночной тишине перед сном, договариваются, кто завтра будет нести "дежурство по маме", или даже, я бы сказала, "почетный караул". С самого сентября, мечтаю отвести в сад их обеих одновременно, но уже ноябрь и, то они болячки передают по очереди от одной к другой, то ушибы, то "лапы ломит", то "хвост отваливается". Сплошной форс-мажор, одним словом. Но я до последнего бьюсь за возможность побыть наедине со своими чувствами и, сдав маленькую, тащу старшенькую, бродить по осеннему парку. У Евы язык как колотушка у сторожа в давние времена, мелет монотонно, не переставая "тра-та-та-та-та"... Обычно, она особо и не требует диалога, ей достаточно просто говорить самой, и у меня есть возможность спокойно ворочать валуны собственных мыслей и чувств, шурша осенними листьями и разглядывая ровную гладь озера, лишь иногда одобрительно поддакивая ей.   

- Что такое кросс-курс, мама?
- Что-что-что??? – медленно выныриваю на кодовое слово о работе из собственных глубин. Утром, пока я стояла в очереди к кассе в банке, чтобы заплатить за детский сад, ребенок мой время зря не теряла, изучала брошюрку, а теперь окончательно убила мою последнюю надежду на тишину. Соображаю, как бы коротко объяснить ей это, но, прикинув варианты, пришла к выводу, что рассказать об этом можно только непонятными для нее терминами, а чтобы было понятно, надо слишком долго и много объяснять. А в данный момент мне откровенно хочется лениться, поэтому пытаюсь выкрутиться, отшучиваясь: "Давай поговорим об этом лет через десять".
- Ну мама!!! За десять лет я забуду этот вопрос! Запиши его тогда!
- Хорошо, запишу.
- А что больше, рубль или динар?
- (огоссспади, зачем это тебе???) Динар, а почему – не скажу. Через десять лет про это тоже спросишь, - смеясь, я как тот храбрый портняжка, убивший махом семерых мух, стараюсь максимально предотвратить все последующие ответвления развития диалога.

И, по сути дела, мне, конечно же, не сложно с ней поговорить, но у детей никогда не бывает ничего вовремя. В туалет им всегда надо было ровно перед самым выходом в детский сад, когда полностью экипированы и стояли на пороге, а минутная стрелка уже давно переваливала все мыслимые и немыслимые лимиты. Или, если на меня снисходило вдохновение сделать несколько забавных фотографий Ники, и я просила у Евы белые, будто ангельские, крылья, то именно в этот момент, давно где-то валяющиеся и пылящиеся, они ей резко становились нужны, и она зудила над ухом противненько, чтобы ей их срочно отдали, старательно загораживая проникающий из окна слабенький свет, усугубляя и без того трудную задачу по фотографированию непослушного и слишком подвижного дитя, на не слишком рассчитанный для таких условий съемки, но старающийся изо всех сил поймать фокус, телефон. Или когда выходила с ними гулять и чувствовала, что вот-вот прорвется на свет мысль, которая с самого утра тревожила и беспокоила меня, то именно в этот момент Ева начинала приставать ко мне с каким-нибудь высокоинтеллектуальным вопросом из серии: «Почему собачка какает?», и ей недостаточно было короткого ответа: «Ей захотелось», а требовалось долго и подробно объяснять.

Но не так и много времени прошло, а как сильно изменились вопросы ее. И, по большому счету, если бы не в это, а любое другое утро, я с удовольствием подискутировала бы с ней на такую, уже и для меня интересную, тему. И как-то тепло становится на душе, представляя их подросших, и наши бесконечные беседы о жизни со всеми оттенками ее. И подумалось, что не столь сложно вставать к ним по несколько раз за ночь, или не иметь возможность ходить в кино, или отвечать на их бесконечные вопросы, дарить им время свое, или, в целом, нести ответственность за них, сколь сложно, изо дня в день, жертвовать своими маленькими интересами, постоянно возводя их интересы в приоритет, как бы стараясь вовремя вспомнить и понять, что жертва эта - добровольная, тянущаяся корнями в глубину веков и уходящая (я надеюсь) в далекое будущее...


Рецензии