В поисках утраченных возможностей
На дворе 1951 год. Мне пять лет. Смотрю на стаканчик пломбира. Вот он передо мной на блюдце - обожаю пломбир! Он сказочно сладкий, сплошное наслаждение касаться его языком, постепенно слизывать сливочную холодную горку мороженого, а потом обкусывать этот хрусткий и пресный стаканчик! Ела бы и ела пломбир без конца, каждый день. И эскимо на палочке! Его меньше, чем пломбира, но зато оно покрыто шоколадом. Подержишь палочку в руке, и шоколад вспотеет, весь покроется мелкими прозрачными капельками. Съешь эскимо, откусывая кусочек за кусочком, вместе с ломким холодным шоколадным слоем, оближешь палочку и даже подержишь во рту, а вдруг её тоже можно съесть? Жалко, но нельзя. Больше всего на свете хочу стать продавщицей мороженого и есть его без конца...
К семи годам я выросла из этой мечты, да и оказалось, с моим слабым горлом, подверженным всем ангинам на свете, мороженое мне вообще нельзя есть. Вот, и хорошо, и утрата не так горька!
Но до сих пор детский вкус того мороженого помнит мой язык. Теперь такого нет, и не будет. Не будет - вот тоска! В нынешнем-то мороженом вместо молока, сливок и сливочного масла - вода, сухое молоко, пальмовое масло и искусственный шоколад с «ароматизаторами, близкими, к натуральным». Это надо же такое придумать, даже выговаривается не сразу. А уж есть всё это совсем не хочется.
Гаммы для мамы
- Ты будешь пианисткой, - сказала мама, подводя меня, семилетнюю, к чёрному немецкому пианино. Его привезли в 1948 году из освобождённой от фашистов Польши, - у тебя есть для этого все данные - музыкальный слух, длинные пальцы и чувство ритма.
- Хочу быть художницей, - ответила я маме и ни в какую не стала заниматься музыкой, хотя для мамы я научилась играть гаммы. Гаммы для мамы! Но, трогая белые и чёрные клавиши и прислушиваясь к высоким и басовым звукам в чреве инструмента, я не испытывала никаких чувств, никакой приязни. Пришлось пианино продать.
Как же я жалела об этом восемь лет спустя! Многие мои подружки и друзья ходили в музыкальную школу. С важным видом они носили чёрные нотные папки на верёвочках и пугали друг друга уроками по сольфеджио. О, это незнакомое и страшное "сольфеджио", оно отнимало у меня друзей!
В нашем доме был радиоприёмник, и из него беспрестанно лилась какая-нибудь музыка, главным образом, классическая и народная. Мы привыкли к этому и перестали её воспринимать. Музыка превратилась в привычный шум и непременный фон - на нём происходила наша ежедневная жизнь. Но мне хотелось понять, что же в музыке такого притягательного, заставляющего других её любить, и стала специально слушать симфонические и скрипичные концерты, оперу и оперетту, выступления знаменитых певцов и ансамблей, постепенно влюбляясь в музыку, душой устремляясь к гармонии звуков.
И в моём сердце проснулась белая зависть к девочкам, умевшим играть хоть на каком-нибудь музыкальном инструменте. Я завидовала, но учиться упрямо не шла. А вот, младший брат Шура, сам, не спросив маму, поступил в музыкальную школу и научился играть сначала на трубе, потом на баяне и на гитаре. Мы делили с ним одну комнату, и он последовательно сводил меня с ума, то рёвом трубы, то упорными повторами гамм на баяне, то аккордами на дешёвой гитаре. Под эту невообразимую какофонию мне приходилось делать уроки. А ещё он любил петь. У нас хорошо пела мама, и я начала петь с нею задолго до того, как запела вместе с братом, и мы с ним записались в хор Дома пионеров. Мама учила меня петь русские, украинские и современные песни на два голоса. Мне казалось, у нас очень славно получается.
Два раза в неделю мы с Шурой пешком ходили петь в Дом пионеров. По уютной улице Батюшкова мы выходили на Проспект Победы, с его старинными, каменными купеческими домами, дальше через центр бежали на Советский Проспект и шагали к месту назначения мимо небольшого особняка в стиле Ампир, тогда там располагался Городской отдел народного образования, и вдоль роскошной старой гостиницы «Золотой якорь». Мы весело пробегали мимо всей этой красоты, не глядя по сторонам, но врастая в неё детской свободой, скользящими взглядами, лёгкими, невзначай, прикосновениями к её историческим стенам, и невидимыми следами ног на мостовой, а она незаметно прорастала в нас. И как будто обо мне сказал в древности восточный поэт: всё, что видела я тогда навеки «начертано остриём иглы в уголках глаз моих»... Закрываю глаза и вижу вологодские дома и улицы, чувствую их родственную притягательность.
Мы с удовольствием занимались пением до самого окончания школы. Желанный хор Дома пионеров! Меня туда никто не загонял. А добровольное посещение, чего бы то ни было, и хора в том числе, раскрепощает. Ты уже не думаешь, как бы прогулять нелюбимое мероприятие, а мечтаешь только о песнях и о встрече с другими хористами, ты отдаёшься вместе с ними музыке, и твой голос вливается в общий стройный поток звуков.
Пение и музыка остались со мной на всю жизнь: хор Дома пионеров научил меня поверять музыкальными образами красоту и гармонию окружающего, и весь мир зазвучал во мне!
Красота начинается с детства
В детстве каждого человека наступает момент, когда приходит, ещё до конца неосознанное, понимание мимолётности и бренности красоты всего сущего, невыносимости его утраты и желания запечатлеть, сохранить то, что ты видишь сейчас, в настоящую минуту, а потом пережить его снова.
С самого первого класса я несколько лет увлечённо рисовала всем, что попадалось мне под руку – карандашами, акварельными красками, гуашью, цветными мелками и углём. Карандаши оставила быстро, они были жёсткие, и в них мне недоставало яркости. Уже потом стало понятно - в них есть своя красота и теперь карандашный набросок привлекает меня своими неясными границами с живой жизнью, возможностью умозрительно, в памяти, дорисовать, досказать недосказанное.
Акварельные краски, напротив, любила и люблю, хотя сначала рисовать ими было трудно. Приходилось очерчивать контур предмета рисования простым карандашом, а потом его раскрашивать. Тонкость акварели я почувствовала не сразу, не сразу поняла её возможность передавать полутона, подчёркивать выпуклость предметов - хотелось класть краски на бумагу ровненько, плоско, как в раскраске, избегая расплывчатости рисунка.
Очень нравилась гуашь, такая яркая, определённая, застывающая в резких границах.
Мелом и углём можно было рисовать где угодно, хоть на стене, хоть на тротуаре.
Мне помнится запах и вкус моих рисовальных принадлежностей, разве можно было не попробовать эти волшебные, приносящие столько радости, предметы. Вот, они лежат на столе, и ничего не происходит, а вот, я взяла их в руки, начала рисовать, и произошло чудо - они открыли мне свои способности и сделали немую, белую бумагу цветной и говорящей!
Масляных красок мне не купили, они были дорогими, а я ещё рисовать, вроде бы, не умела. Но старательно копируя из учебника по рисованию цветы, вазы, чашки и бордюры, я чувствовала себя настоящей художницей. Самостоятельно осваивала перспективу, светотени и цветовые гаммы. Пыталась рисовать пейзажи. Я могла заниматься этим часами и часто, исключительно для себя самой - делала выставки рисунков на нашем чердаке, играя в вернисаж. Но брат не терпел одиночества. Без моего участия в шалостях он долго оставаться не мог и всячески мешал творческому процессу: то краски похищал, то выставку разорял. Из-за этого мы дрались, но не сильно, а так, показать, кто старше и главнее.
Художником быть хотелось, но и с Шуриком тоже было весело, и я бежала гонять с ним мяч или в лес за приключениями, мы тогда жили в военном городке недалеко от леса. Кстати, к рисованию меня приохотила мама, она и сама хорошо рисовала. От этого увлечения во мне осталась любовь к живописи и к походам в картинные галереи. Если спросить, кто мой любимый художник, не задумываясь, отвечу – их много. И первыми назову Васнецова, Куинджи, Боттичелли и потустороннего Иеронима Босха. Васнецова люблю за русскую сказочную красоту, Куинджи – за переливы зелёных оттенков и их солнечную прозрачность, Боттичелли - за величие и божественность, а Босха – за потусторонность.
Я не стала художником. Быть им, значит, с детства видеть траву не только сплошь зелёной, солнце - жёлтым, небо - голубым. Гораздо позже пришла способность замечать многообразие оттенков вещного мира - земли, небес и водной глади, умение природы красками проводить границу между рождением, жизнью и смертью. И сейчас я вижу это, но уже не рисую, разве, в воображении: нет во мне сказочности, божественности и потусторонности гениальных художников...
Труды души и воспитание сердца
В шесть лет мама научила меня читать и я полюбила книги и чтение, не ведая, что это и есть моё счастье. С тех пор каждая новая книга для меня - волшебный клад, учебник жизни, посвящающий меня в её тайны, собеседник, не способный предать, оставить в одиночестве, или потребовать что-то взамен. Друг, рассказывающий дивные истории полные мира и радости, надежды и счастья, боли и тревоги, правды и вымысла, способные заставить облиться слезами. Вырастая из каждой прочитанной книги, я прошу мгновение остановиться, и тут же ищу другую, согласную моим потребностям, возрасту и уровню знаний. Или беру в руки самую любимую - старую, мудрую и весёлую книжку.
В детстве я начинала процесс приобщения к чтению с, кажущихся простыми, текстов - сказок и стихов. Годам к тридцати непрерывного чтения поняла всю красоту, изысканность и сложность языковых, культурных и исторических кодов сказок и силу многоуровневого ритмического воздействия на человека, пронизывающих и гармонизирующих его стихов. За сказками последовали рассказы, повести, пьесы, а к юности я углубилась в романы. Кстати, сейчас романы меня не интересуют, мне, как ни странно, тесно в пространстве романа и скучно в его предсказуемости. Мама одобряла мою любовь к книгам, дарила их мне, но всё же считала чтение развлечением. Это сейчас я знаю, чтение – такое же творчество, как написание книг, то есть скорее – сотворчество и работа, сложная, но незаметная. Она происходит внутри человека, наверное, в мозгу, в душе и в сердце, прирастая словом к слову, мыслью к мысли, чувством к чувству. Как прав современный генетик, сказавший, что человека создают память и чтение!
Сейчас я не только читаю, но и пишу и мне это нравится, многолетняя страсть - чтение, была подарена судьбой, видимо, не случайно, она готовила меня к сегодняшнему трепетному отношению к слову.
По-настоящему писать мне довелось научиться вполне взрослым человеком - в двадцать семь лет, во время подготовки к защите диссертации по стилистике английского языка. А книги начала писать через тридцать четыре года после этого, перед выходом на пенсию.
Что к этому привело? Желание оставить дочке, родным и друзьям добрую память о своём времени, ведь нынче его модно ругать. Но, как философски заметил ещё в стародавние времена царь Соломон: «Всё пройдёт, пройдёт и это!» Пройдёт злокозненная мода на поругание прошлого моей страны.
Зачем человеку сцена?
Зачем была мне сцена? Тому несколько причин. Самая простая - любопытство: хотелось знать, что такое сцена, и смогу ли я играть? Дальше - самоутверждение - захочу и, как взрослая артистка выйду к публике, и на глазах у всех превращусь в другого человека и поражу всеобщее воображение - по моей воле люди будут плакать и смеяться. Научусь не бояться множества глаз, чужого любопытства и неприязни. Научусь правильно и красиво говорить. Научусь быть красивой и необходимой всем...
В промежутке между детством и взрослением, человек может выбрать какое угодно занятие. Например, мне, одно время, хотелось стать актрисой или кукловодом в кукольном театре. В двенадцать лет я сшила из тряпочек две простые куклы-рукавички, нарисовала им лица, написала коротенькие тексты и устраивала спектакли дома, завесив детским байковым одеялом дверной проём, или во дворе, вывесив то же одеяло между двумя небольшими берёзками. Публику составляли соседские дети детсадовского возраста, они были в восторге, кукловод тоже. Позже в школе, в десятом и одиннадцатом классах мы с подружками занимались в театральном кружке, его вёл прекрасный пожилой актёр областного драматического театра. Он научил нас многому, но самое главное, научил любить театр, понимать его, служить ему и не ставить себе целью непременно стать звездой. Но в школьном театральном кружке мы уже были звёздами, нас знала вся школа, и друзья гордились нами. Первый спектакль, поставленный нашим худруком, был детской сказкой «Два клёна». Мне дали роль старухи-матери. Я сначала расстроилась - всем хочется играть красивых молодых героинь. Но худрук, непререкаемый для меня авторитет, сказал - молодую героиню любая девочка сыграет, а вот старуха не каждой под силу. Конечно, утешая, он мне польстил, и в качестве бонуса сам гримировал перед премьерой.
Увлечение театром было велико, случайно поступив на иняз в Пединститут, я сразу отправилась в самодеятельный студенческий театр и на институтских подмостках с упоением играла героинь, влюблённых и матрон.
Я не стала актрисой, вполне осознав свой удел - самодеятельную сцену. Да и мама говорила, лучше быть хорошей учительницей, чем плохой актрисой. Она, конечно, была права, и я стала хорошей учительницей английского языка. Но в моём сердце до сих пор живёт нежная любовь к театру.
Медицина и сострадание
Итак, актрисой я не стала, но и учительницей ещё не была, и тогда, на первом курсе параллельно с театром увлеклась медициной. Нам её преподавали на обязательных двухгодичных сестринских курсах. После этих курсов все девочки получили звание сержанта медицинской службы запаса. Одна из немногих, я училась на курсах с удовольствием. Мне нравилось всё - оформлять рецепты, заучивать латинские названия лекарств, их состав, дозировку, воздействие на больного, готовить вату и бинты к перевязкам, понарошку накладывать гипс и делать внутримышечные уколы. С восторгом бегала я на лекции о болезнях и способах их лечения, представляя, как потом буду помогать больным и страждущим. У нас даже была практика – мы ходили в детскую больницу учиться делать детишкам перевязки после ожогов и накладывать шины, а в военный госпиталь - учиться делать уколы. Особенно радовались нашему появлению молодые солдаты и с удовольствием подставляли для уколов все предназначенные для этого места. На нашем курсе, мало кто проявлял энтузиазм в изучении медицины. Некоторые девчонки, правда, интересовались молодым красивым интерном из Ленинграда, он читал нам лекции по пневмонии. А мне было интересно даже в морге, но главное я училась сострадать больным, несчастным людям: в молодости не ждёшь, что их так много...
Вместо меня отличным врачом, со временем, стал брат Шура. А во мне до сих пор сохранилась любовь к медицине и уважение к медикам.
Воля случая или провидение?
Мама советовала мне после школы поступать в наш Пединститут на исторический факультет. Я колебалась - история нравилась, особенно история древнего мира, но больше нравилась новая учительница по английскому языку - молодая, умная и весёлая, и мы всем классом ей подражали.
Итак, по воле случая, моя тропинка свернула на Иняз. А ещё мне очень хотелось
научиться читать английскую и американскую литературу в подлиннике. Поступила с лёгкостью, но на первом курсе сразу не понравилось: оказывается, на начальном этапе, иностранный язык можно освоить только с помощью зубрёжки, тупого заучивания, многократного повтора одного и того же. Но и ходить в отстающих студентках тоже не хотелось, поэтому напряглась и выучила правила чтения и глагольные формы. И сразу начала читать. Сначала со словарём, потом без словаря, понимая прочитанное, по контексту. И ещё слушать иностранную речь в записи. Мне и моим сокурсникам повезло, во время хрущёвской оттепели в мире появились рок-группы «Битлз», «Ролинг Стоунз», «Квин» и другие, ослабли запреты на слушание английского и американского радио.
Я запоем читала книги на английском языке, слушала музыку на английском радио, переводила тексты песен и пела их своим друзьям – это и были для меня главные составляющие изучения английского языка. На Инязе языковая практика сопровождалась теорией - общим языкознанием, лексикологией, историей языка, историей литературы и стилистикой. Погружение в эти невероятно интересные науки привело меня в научный мир, в аспирантуру, к написанию диссертации по стилистике английского языка и к её защите.
Ничто не проходит бесследно
Так и определилась моя главная дорога в жизни - преподавание английского языка и наука. Настала пора достижения результатов, воплощения мечты и исполнения желаний. Я искала себя вслепую и находила разные возможности. И, вот, позади всё пройденное и утраченное в пути, будто за ненадобностью. Оглядываюсь назад и понимаю, ни одна из моих попыток найти себя не пропала зря, весь полученный опыт, знания и духовный багаж остались со мной. На преподавательском поприще мне пригодилось всё: фантазия пятилетней девочки; образное мышление художника; артистичность, чёткость и ясность речи актрисы; сострадание, воспитанное на занятиях по медицине; культура, память и развитое мышление, выработанные многими десятками лет чтения, профессиональные знания и любовь к науке. Ничто не пропало без следа.
PS
Я много работала и, как все, в своё время, вышла на пенсию. Мне бы успокоиться, погрузиться в домашние хлопоты и заботы пожилой женщины, но Судьба усмехнулась, погрозила мне пальчиком и распорядилась:
- Ишь, чего захотела - покоя! Нет, уж, не всё предназначенное тебе выполнено. Пришла пора приступить к главному - запечатлеть в слове всё, что ты видела, чувствовала и понимала в своей жизни, ведь недаром я дарила тебе щедрой рукой такое множество возможностей - пора делиться опытом с другими.
Свидетельство о публикации №216111401458