В краю бизонов и неприступных башен

Когда в далёкие 1960-е годы на высоком партийно-правительственном уровне утверждался знаменитый туристический маршрут «Золотое кольцо России», подмосковный город Зарайск занимал в списке исторических городов лидирующее место. Никто и не сомневался тогда,что здешний кремль, полный тайн и загадок, стоянка первобытных людей эпохи палеолита, другие уникальные достопримечательности привлекут внимание не только любознательных советских трудящихся, но и валютных интуристов.
 
Холодный ветер прошлого

Проза жизни: даже спустя полвека после рождения и ныне популярного «Золотого кольца» город Зарайск не пополнил список самых посещаемых туристами городов России по самой простой причине: отсутствие хороших, скоростных дорог. Добраться сюда, конечно, теперь не сложно, да и гостей-путешественников здесь по выходным бывает немало, но… Отметивший нынешним летом своё 870-летие Зарайск, который, получается, старше Москвы на целый год, всё ещё ждёт своего заветного «часа туристического бума»…
Расстояние в 160 километров от столицы теперь никого особо не пугает. Добравшись же сюда, на живописные берега реки Осётр – правого притока Оки, в буквальном смысле слова начинаешь ощущать дуновение «ветра истории». И закрадывается крамольная мысль: может это и хорошо, что не превратился провинциальный городок в «проходной двор», что пообедать здесь прилично – пока проблема, да и сувениров, сугубо зарайских , а не ширпотребных матрёшек и «псевдогжели», не отыскать здесь днём с огнём. Но прибавляется к «крамоле» вдруг ещё и чувство удивления, а затем и уважения к истории, с которой постепенно соприкасаешься, – истории Зарайска, России, героического прошлого наших предков.
А поселились они, предки наши, здесь многие тысячи лет назад. Подтверждение тому – известная теперь на весь мир «Зарайская стоянка» – древнейший археологический памятник эпохи верхнего палеолита как на территории Московской области, так и всей нашей Матушки России. Стоянка «зарайских кроманьонцев», возраст которой оценивают более чем в 20 тысяч лет, расположена прямо в черте старинного кремля. Её исследования начались ещё в прошлом веке. За 30 лет практически ежегодных раскопок учёные сделали целый ряд сенсационных находок, что позволило реконструировать пути расселения первобытных племён с долины Дона на Среднюю Оку с её многочисленными притоками. Кстати, 20 тысяч лет назад здесь властвовала суровая приледниковая тундра. На стоянке нашли множество бивней мамонтов, останки явно являвшихся предметом охоты животных: песца, росомахи, волка, бизона, северного оленя, зайца, серебристой чайки, тетерева, серого гуся. А ещё десятки тысяч (!) кремневых и костяных предметов самого разного назначения…Самое интересное, что наши первобытные предки были не только охотниками на мамонтов и всего прочего, что движется, но и ценителями прекрасного. В ходе раскопок обнаружили выдающуюся по своему натурализму статуэтку бизона, искусно вырезанную из бивня мамонта. Учёные установили, что она использовалась в магическом охотничьем ритуале, а возраст артефакта – около 23 тысяч лет! В числе других находок палеолитического искусства – фигурки нескольких «Венер», также вырезанных из бивня мамонта. Причём, в отличие от своих тучных европейских или африканских «соплеменниц», они отличаются откровенной худобой – конечно, ведь не сладкой была жизнь у женщин подмосковной тундры…

Крымский «след»

С незапамятных времён на берегу Чёрного моря, в городе Корсуни (Херсонесе), в храме во имя апостола Иакова, где прошёл обряд крещения великий князь Киевский Владимир, обреталась икона святого Николая. Однажды настоятелю храма греку Евстафию явился во сне сам святитель Николай и повелел нести свою чудотворную икону в неведомую Рязанскую землю. Трижды являлся святитель нерешительному священнику. Но отправился он в дальний путь только после того, как был наказан за ослушание слепотой, а затем в раскаянии получил исцеление... Святой Николай Угодник явился во сне и рязанскому князю Фёдору и возвестил о дне и месте прибытия в здешние края своего образа. На месте встречи грека с иконой Николы Заразского забил святой источник, получивший название Белый колодец. По преданию, это произошло летом 1225 года. Теперь здесь можно не только вдоволь испить студёной водицы и прихватить с собою домой целебной воды хоть целую канистру, но и искупаться в прекрасно оборудованной купели. Всё это удовольствие – на окраине Зарайска, входившего в средние века в состав земель Рязанского княжества, на пологом берегу Осетра. А икона древняя, прославившаяся чудесами исцелений, была однажды утрачена. До наших дней дошла её копия начала XVI столетия. Это образ, претерпев немало приключений, теперь помещён в красивый киот и красуется на видном месте в Иоанно-Предтеченском соборе, что в самом центре зарайского кремля.
 
 Эхо «смертоносных глаголов»

В 1237 году начались великие испытания для рязанцев – нашествие татаро-монголов. Местные предания утверждают, что легендарный воевода Евпатий Коловрат собрал тогда свою дружину под Зарайском, на Великом Поле, и решительно выступил против врагов. Отчаянно сражалась дружина и полегла вся только после того, как была буквально расстреляна валунами, выпущенными из камнемётов. Евпатия Коловрата похоронили на берегу реки Вожи. Теперь это место известно под названием Могила Богатыря.
В это же время князь Рязанский Юрий Ингварович направил в ставку Батыя посольство во главе со своим сыном Фёдором, в попытке откупиться от воинственного хана. Хан щедрые дары охотно принял, но потребовал себе в наложницы молодую княжну Евпраксию. Дерзко возмутился Федор: «Когда нас одолеешь, тогда и жёнами нашими владеть будешь...» Непокорного князя, естественно, убили. Жена его, услышав «смертоносные глаголы, исполненные горести» о смерти мужа, бросилась из окна терема со своим малолетним сыном. Умерли они зараз. В летописи так и сказано – «заразились», отсюда якобы и пошло название города – Зарайск. Тела князя Феодора Юрьевича, княжны Евпраксии и их сына Иоанна похоронили в одной могиле. Теперь на этом месте, опять же в центре кремля, стоит изящная часовня. Под её сводами возвышаются три каменных креста с древнерусской вязью.
 
Упрямая твердыня

На самом деле Зарайск стал так называться только в XVII веке. Веком раньше, в 1528 году, в небольшом селении Новогородок-на-Осетре по указу московского князя Василия III началось строительство семибашенной, прямоугольной в плане, каменной крепости. По тем временам это было весьма передовое фортификационное сооружение, историки архитектуры предполагают даже, что руку к проекту приложил знаменитый итальянец Алевиз Фрязин. Стройка очень привлекала людей со смуглой кожей. Но это были не привычные нам гастарбайтеры, а беспощадные крымские татары. Уже в 1533 году они пытались штурмовать недостроенный кремль. Но неудачно – сорокатысячное войско «крымских людей» бесславно отступило. В 1541 году теперь уже город Николы Заразского на Осетре решил захватить крымский хан Сахиб Гирей. Хоть и эта осада не увенчалась успехом, гости с Крыма зачастили к стенам зарайского кремля. На следующий год опять «многие люди крымские и иные многие мурзы» пришли к Николе Заразскому и были отогнаны воеводой Петром Пронским. Безуспешные штурмы происходили ещё и в 1544,1551,1570,1573,1591, даже в 1611 годах! Летом 1673 года воевода Матвей Карандеев отразил, как оказалось потом последнее, нападение крымских татар на город. В память об избавлении от врага на воротах крепости была установлена икона Казанской Божьей Матери, памятная зарайцам ещё по Смутным временам.
Не повезло зарайскому кремлю, а особенно его защитникам всего один раз – весной 1608 года. В самый расцвет мрачной эпохи Смутного времени крепость штурмом взял хорошо вооружённый отряд польских авантюристов. Полковник Александр-Иосиф Лисовский, один из военачальников Лжедмитрия II, «пришёл под Зарайск… с литовскими людьми и русскими ворами и город Зарайский взял». Вскоре на помощь зарайцам прибыл отряд арзамасцев и рязанцев под командованием Захария Ляпунова, выступившего против самозванца на стороне царя Василия Шуйского. «Лисовский же вышел из Зарайска, московских людей побил наголову и многих живых взял, одних арзамасцев убили на том бою триста человек. Трупы же их Лисовский велел похоронить в одном месте, в яме, и сделал тут над ними для своей славы курган большой; и тот курган стоит и доныне». Эти «закавыченные» свидетельства относятся к XVII веку. Но называемый теперь Курган славы сохранился, на его вершине в наши дни был установлен крест, а у подножия – памятный знак. Мистически настроенные зарайцы поговаривают, что неприкаянные и не отпетые души многих «тех самых арзамасцев» и по сей день витают над зарайскими просторами. Не раз видели здесь их привидения…

Здесь началось спасение Москвы
 
Разграбив городок и его окрестности, заскучавшие поляки двинулись дальше – на Москву. Но кремль на Осетре продолжал оставаться важным стратегическим объектом московского государства. В феврале 1610 года на коне неизвестной теперь масти сюда гордо въехал назначенный царём Василием Шуйским новый воевода – князь Пожарский. Да, тот самый Дмитрий Пожарский, который вместе с Кузьмой Мининым стоит теперь памятником на Красной площади главного нашего Кремля. Это, кстати, одна из первых в России многофигурных монументальных композиций. Но и в Зарайске отважному князю уже в наши дни установлен вполне достойный памятник. Да и мемориальная доска на главных воротах зарайской крепости наглядно напоминает, что спаситель России начинал именно отсюда свой ратный путь к славе. Впрочем, князь прежде сурово наказал зарайских коллаборационистов – сторонников Лжедмитрия II, а уже затем выступил с отрядом к Первопрестольной, на встречу с мининскими ополченцами. Что было дальше – обязан знать каждый школьник…
В эпоху царя Алексея Михайловича – отца Петра Великого, государство Российское значительно расширило свои границы, и Зарайск, как и его сосед – Коломна со своим огромным кремлём, потерял военное значение. После того как во второй половине позапрошлого века был проложен Астраханский тракт, именуемый теперь Рязанским шоссе, а затем и железная дорога (Казанское направление), оказавшийся в стороне купеческо-промышленный Зарайск превратился в глухой провинциальный городок, каковым, не в обиду его жителям и градоначальникам, является и поныне. По здравому рассуждению – может быть, так сложилось и к лучшему… Ведь скорее благодаря этому, а не вопреки, и кремль зарайский уцелел практически в первозданном виде, и природа здесь особо не тронута прогрессом, и в реку Осётр, как тайком признаются матёрые рыболовы, вернулись даже настоящие осетры, которые однажды так понравились самому Ивану Грозному. А дело было так. Впрочем, это уже совсем другая история…

Очерк опубликован в журнале "Чудеса и приключения", №11/2016, стр.82-87
На фото: Автор (слева) и замечательный коломенский поэт и писатель Роман Гацко-Славацкий, основоположник "Коломенского текста" как литературного феномена.


Рецензии
Спасибо Алекс за репортаж! В каждом городе России, в малом и большом свой славный героический путь. К сожалению мало мы об этом знаем. С теплом и уважением Виталий.

Виталий Агафонов   08.12.2016 15:02     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.