Первенец

 (продолжение)
Из книги  «За сверкающими гранями», часть1.

  Об алмазе знали уже  за две с половиной тысячи лет до нашей эры в Индии. Среди многих из них, вошедших в историю — пять индийских. Это алмазы «Надежда», «Орлов», «Кохинур», «Великий Могол» и «Шах». Последние три алмаза принадлежали шаху Джахану, повелевшему построить красивейший мавзолей Тадж-Махал.
   С точки зрения науки ученые дают ему довольно будничное определение: «Алмаз — это минерал, кристаллический углерод кубического строения. Сильное лучепреломление и светорассеивание обусловливают яркий блеск и игру цветов в алмазе. Твердость высшая — 10, удельный вес—3,56. Встречается в природе в россыпях и в коренных породах».
   Масса и ценность алмаза измеряются в каратах. Это название, как считают, пошло от названия каратоина (рожкового дерева), семена (зерна) которого у древних арабов служили мерой веса. Зерна эти отличаются удивительной одинаковостью. Слово «зерно» по-арабски звучит как «кират». В 1907 году  4-я генеральная конференция по мерам и весам в Париже установила единую меру на алмаз — карат, что составляет 0,2 грамма.
  Настоящую же свою красоту алмаз проявляет после его огранки.
  Алмазы не теряют своего цвета и вида никогда — они бессмертны.
  К сожалению нельзя сказать это о людях, стоявших в Советском Союзе у истоков создания синтеза этого удивительнейшего минерала. Это академик Л.Ф.Верещагин, родившийся в г. Херсоне, окончивший Одесский университет им.И.И.Мечникова, работавший в институте физики Одесского университета и создавший институт физики высоких давлений РАН  в Подмосквье.  Это доктор В.Н.Бакуль - директор Института сверхтвёрдых материалов, который теперь носит его имя, создавший институт, как конгломерат науки и производства в Киеве.  Именно ему принадлежала инициатива промышленного выпуска синтетических алмазов в стране.
  В Одессе алмазам дал путёвку в жизнь профессор Преснов Виктор Алексеевич. Человек с удивительной способностью вдохновлять на новое в науке. Прошедший дорогами войны, получивший ранение, потерявший близких в репрессиях, он основал в своё время Институт арсенида галлия и научную школу физики и техники полупроводников в Томске.
  В Одесском университете он основал кафедру физической электроники и лабораторию «ФОЭТ», возглавил проблемную лабораторию топливных элементов, заложил основы квантовой биоэлектроники.  Алмазная тематика была у него на особом счету. Он гордился ею, а алмазники между собой с теплотой называли его  «Пресом».
    ПЕРВЫМ алмазом он пришёл полюбоваться  когда закатный свет всё ещё падал через   пыльные огромные окна «ФОЭТА».
  Когда то А. И. Куприн писал: «Алмаз—это свет солнца, спустившийся в землю и охлажденный временем, он играет всеми цветами радуги, но сам остается прозрачным, словно капля».
  Таким прозрачным, играющим в лучах уходящего солнца, отраженных зеркальцем микроскопа и увидели все желтоватый кристаллик размером около одного миллиметра. Но созданный  умом и умением, он был дороже всех  других. Он был настоящим алмазом.
   В старину старатели говорили об алмазе:
«Алмаз много выше золота, выше всех благородных камней, он царь всех драгоценностей. А цари простым людям радости не приносят, от них одно беспокойство и горе».
  Печально сознавать, но эти слова коснулись всех, кто стоял у сверкающих граней в Одессе. Забыт начисто ФОЭТ, СРЫТО ДО ОСНОВАНИЯ ЗДАНИЕ ведущей, союзного значения, организации - инженерного центра «АЛМАЗ» при Одесском государственном университете, ИСЧЕЗЛИ ФАМИЛИИ ТАЛАНТЛИВЫХ АВТОРОВ изобретений и статей в академических журнальных архивах. Да и сами журналы оказались за гранями.  Дружный научный коллектив «Фоэтян», их называли пресновцами, рассеяли ветра перемен. Кто стал «челноком», кто пенсионером, а кто стареет в Израиле, как  первый, защитившийся аспирант  В.А. Преснова, руководитель алмазной темы.
   Единственной памяткой о славных одесских алмазах да и то для тех, кто знал о них, остаётся лишь барельеф профессора Виктора Алексеевича Преснова на стене у входа на физический факультет ОНУ, который был установлен бывшими сотрудниками его лабораторий и по инициативе сотрудников бывшей его  кафедры.
    А пока, по поводу рождения первенца,  рядом, в огромном почти пустом зале, где в бывшей яме, изучалось свечение одесских таировских  вин, была проведена торжественная научная дегустация. Не зная своих судеб, «пресновцы» живо обсуждали большое  будущее алмазов в лучах уходящего солнца. Через пыльные огромные окна всё ещё падал закатный  свет.   


Рецензии
О происхождении и возрасте алмазов до сих пор нет точных научных данных. А что вы имели бы сказать по этому поводу?

Вадим Бережной   18.11.2018 07:32     Заявить о нарушении