Немного о советском воспитании. Из кн. Сквозь годы

        Во времена советской власти большое значение придавалось участию трудящихся в так называемой общественной работе. То есть в выполнении каких-то служебных функций без выплаты вознаграждения. Эта общественная нагрузка обязательно отмечалась в служебных характеристиках и учитывалась при продвижении по службе. Такова была политика. Цены на товары, продовольствие и услуги постоянно снижались, а зарплаты не повышались. Роль же общественной (бесплатной) деятельности постепенно усиливалась.

       Видимо, таков был замысел перехода к коммунизму - все сделать бесплатным: трудящиеся должны были бесплатно работать в силу своих возможностей, и бесплатно же все получать - по потребности. Я так понимаю, что на начальных этапах эти потребности должны были регулироваться государством и обществом, а по мере улучшения материального благосостояния страны могли увеличиваться.

      В то же время возрастала роль воспитательной работы, значение которой заключалось в том, чтобы создать у людей некоторое пренебрежение к материальным ценностям, ограничить стремление к так называемым излишествам. То есть вести скромный образ жизни и не стремиться в материальном смысле слишком "переплюнуть" своих соотечественников. Для того чтобы уменьшить стремление людей к материальным приобретениям (личной наживе), постепенно увеличивалось обеспечение разных потребностей населения за счет общественных учреждений. Люди совершенно бесплатно получали образование (и среднее, и высшее), бесплатно обеспечивались жильем, медицинским обслуживанием, почти бесплатным общественным транспортом, который все больше совершенствовался и развивался ( поездка в трамвае, к примеру, стоила 3 копейки, в троллейбусе - 4 коп., в автобусе и метро - 5 копеек.). Все в большей степени расширялась сеть всевозможных государственных оздоровительных учреждений и других мест для отдыха трудящихся - санаториев, домов отдыха, спортивных сооружений. Особенно государство заботилось о воспитании подрастающего поколения. 

     Детей государство брало под свою опеку еще до момента рождения. Широко была развита сеть женских консультаций, молочных кухонь, детских яслей и садов, детских домов и домов ребенка, домов и дворцов пионера, пионерских лагерей и т.д. Государство беспокоилось не только о здоровье и обучении детей, но и об организации их отдыха. И все это было весьма доступно в материальном смысле. Во многих таких учреждениях плата вообще не взималась (детские дома, дома ребенка, дома  и дворцы пионеров), в других она составляла небольшую сумму: путевка в пионерский лагерь, к примеру, стоила 12 - 20 рублей в месяц, путевка в санаторий для взрослых - 300 - 800 руб. (в зависимости от категории). Кроме того, профсоюзы учитывали материальное благосостояние семьи и некоторым категориям трудящихся предоставляли путевки в эти учреждения бесплатно. Конечно, не все было идеально организовано в этих учреждениях, но постепенно их оснащение совершенствовалось, условия обслуживания людей улучшались. 

     Естественно, что бюрократизм и коррупция существовали и при советской власти. Но тогда все же партийные органы призваны были следить за этим. Однако поскольку и в этих организациях имели место всякие недостатки в этом смысле, то государство предпринимало и другие меры для предотвращения этих явлений.   В частности, был организован так называемый народный контроль, который все же внес определенный вклад в дело борьбы с коррупцией, хотя последняя в те времена и не имела такого широкого распространения, как сейчас.
 
    Я даже вспоминаю, как одно время у нас в институте был внедрен в практику такой метод контроля за работой преподавателей, как выставление им оценок за преподавательскую деятельность самими студентами. Эти оценки затем анализировались деканатами. И хотя многие преподаватели возмущались, я считаю, что этот метод был совсем не плох. Многие студенты весьма объективно оценивали деятельность своих старших коллег.
 
       Похоже, что некоторых результатов в смысле изменения идеологии трудящихся советской власти удалось достигнуть, хотя времени для изменения идеологии было явно недостаточно. Ведь частнособственническая психология людей воспитывалась в течение многих тысячелетий. И все же в конце периода советской власти у большинства людей нашей страны уже преобладало чувство общественного долга и морального удовлетворения над материальной наживой. Коррупционная "благодарность" в советское время у большинства населения ассоциировалась с небольшим вознаграждением типа бутылки водки (коньяка) или коробки конфет.
      
        В последние годы советской власти оплата в наземном городском  транспорте производилась бесконтрольно. То есть кондуктора в автобусе (троллейбусе) не было. Каждый пассажир, входя в автобус, бросал пятикопеечную монету в специальную кассу и сам отрывал билетик. Таким образом государство показывало каждому пассажиру, что оно ему доверяет. Этим, естественно, воспитывались  взаимно доверительные отношения граждан со своим правительством. Конечно, имели место случаи, когда некоторые "несознательные" граждане не оплачивали проезд (чаще всего это молодежь), но все же это случалось не часто, потому что все входящие чувствовали на себе взгляды окружающих, а, кроме того, иногда производили проверку и контролёры.

      Я думаю, что правительство верно рассчитывало обстановку. Количество безбилетных "зайцев" было невелико, поэтому потери от безбилетного проезда не превышали расходов, связанных с оплатой постоянно действующих кондукторов. А воспитательная цель достигалась более успешно. Все постепенно привыкали к необходимости оплаты проезда, хотя оплата эта для каждого гражданина была, по сути, символической. Мне думается, что по мере развития экономики советская власть планировала перейти к внедрению системы бесплатного проезда в общест-венном транспорте. Это было бы логично, потому что в основном люди ехали на работу и с работы, то есть по государственной необходимости.

      Здесь у меня даже возникают такие размышления. Вполне вероятно, что Иосиф Виссарионович (Сталин) тоже задумывался над проблемой воспитания людей в духе социализма (коммунизма). И, возможно, он пришел к заключению, что перевоспитать взрослых людей (со сложившимися характерами) вряд ли удастся, а поэтому с ними нужно поступать жестко. Воспитательную же активность направить на подрастающее поколение. Думаю, что в какой-то степени это ему удалось, потому что люди нашего поколения уже в значительной степени были носителями социалистического сознания. Хотя и для нашего воспитания в социалистическом (а тем более, коммунистическом) духе  тоже было еще маловато времени. Ведь чувство частной собственности воспитывалось в людях в течение многих веков и даже, можно сказать, тысячелетий. А здесь, за несколько десятков лет перевоспитать людей, естественно, было практически невозможно.

        Кстати, среди руководящего состава партии тоже не все члены её были носителями социалистической идеи. А некоторые из них старались даже действовать в противоположном направлении. В качестве примера здесь следует привести, пожалуй, фамилию Александра Яковлева, который в последние годы со-ветской власти был одним из главных её идеологов, но как только советская власть перестала существовать, стал ярым её противником.
      
        К сожалению, таких "перевертышей" в нашей жизни существует немало. Возможно, что такие люди и при советской власти скрытно действовали против неё. В частности, я вот думаю, что организация и работа так называемых Университетов Марксизма-Ленинизма при советской власти тоже происходили в результате деятельности представителей такого рода. В один из периодов своей жизни мне пришлось обучаться в этом так называемом "университете". Преподавание там было организовано таким образом, что вызывало у обучающихся чувство глубокого отвращения. Все понимали, что это обучение - сплошная бутафория, которая необходима "для галочки". А это как раз и было воспитание, но только против советской власти.


Рецензии
Опыт советского государства в попытке воспитать Нового человека - доказал, что это невозможно! Победило всех личное материальное обеспечение. Это можно видеть как рвались к деньгам (а возможно и ускорили распад СССР)граждане Великой страны. Деньги, как способ защищённости...

Надежда Кедрина   18.12.2020 10:40     Заявить о нарушении
Нет, Вы ошибаетесь. Опыт советского государства как раз показал, что это возможно. Но кругом-то было капиталистическое окружение с огромными богатствами, накопленными столетиями. А капиталисты отлично понимали, что советская власть для них СМЕРТЕЛЬНО опасна. Поэтому не жалели средств для ее уничтожения. Покупали в том числе и наших деятелей. А кого невозможно было купить - ликвидировали (Рохлина, Илюхина и др.). Ну, дискутировать на эту тему можно. Спасибо.

Андрей Величко   18.12.2020 22:02   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.