А где, бишь, наш рассказ несвязный?

 Однажды довелось услышать громкий разговор двух  молодых людей лет четырнадцати. Она: «Ой, нам на лето задали так много читать: «Евгений Онегин», еще чего-то там…». Он: «Да чего там! Я щас тебе все расскажу: «В общем: он в деревню приехал. Она тут же в него влюбилась, письмо накатала, а он, ну, Онегин и говорит – больно надо-то!

А потом через год, что ли, он увидел ее на балу, а она там вся из себя « в малиновом берете с послом испанским говорит». Она: «Кто она-то?». «Ну, Татьяна эта деревенская. Короче, теперь он уже в нее влюбился». Она: «Кто это он-то?». «Ну, кто, Онегин этот, лишний, в общем, он человек, потому что она ему сказала: «Нет, я другому отдана и буду век ему верна». Вот тебе и весь «Евгений Онегин», можешь и не читать».
 
Да… Как бы ни было смешно или грустно это слышать, но, по сути, мальчик не так уж и не прав. Каждое настоящее произведение искусства должно быть исполнено читателем, как симфония или соната. Или как песня. Или как песенка. Или как «тру-ля-ля». Или как «ля». А что, ведь «ля», по крайней мере, в каждой сонате есть. И мальчик не соврал. А что остального не воспринял, ТАК РАЗВЕ ПУШКИН ВИНОВАТ?

Каждый год мы начинаем юбилейные или междуюбилейные славословия. Ох, уж сам Пушкин поиздевался бы над этим! Все знают, какой он был озорник, как боялись его острот, метких, как выстрелы.

А ведь этот непостижимый человек может и сегодня посмеяться над нами. Ну, вот, к примеру, сколько раз мы с вами читали «Евгения Онегина» (не берем профессионалов)?  Два? Три? Кто-то четыре? «А зачем? – спросят некоторые и, наверное, среди них будет тот мальчик, о котором мы рассказали вначале. Конечно, если нет потребности, то и не надо.

Но многие, многие люди, «пройдя» в школе «Евгения Онегина», со временем интуитивно чувствуют, что только лишь коснулись чего-то загадочного и огромного. Многие и перечитывали роман, и убеждались, что в каждом возрасте они находили для себя в нем что-то новое и неожиданное. «Магический кристалл»,  через который поэт увидел «даль свободного романа», всегда помогает внимательному читателю попасть в многомерный, бездонный мир «Евгения Онегина».

 Анна Ахматова так написала:
«И было сердцу ничего не надо,
Когда пила я этот зной…
«Онегина» воздушная громада,
Как облако, стояла предо мной…»
«Воздушная громада» и «облако» - лёгкие и бесконечные, как воздух, как горние пространства.

 Как часто, читая Пушкина, мы то и дело буквально спотыкаемся: ровному чтению словно «мешают» множество обращений автора к лицам, имена которых зачастую нам неизвестны, следуют многочисленные ссылки, упоминается множество исторических событий. Не всегда мы знаем, о чем  пишет Пушкин, и при этом явно многое теряем в понимании произведения.

Абсолютное большинство сегодняшних и вчерашних учеников говорят, что любят Пушкина. Но ведь когда любишь, то естественно хотеть понять глубже предмет своих симпатий.
Неторопливым оком, вдумчивым чтением можно попытаться понять хотя бы некоторые из пушкинских примет.

Вот, например, описание кабинета Евгения:
Янтарь на трубках Цареграда
………………………………
Духи в граненом хрустале.(I,24)
Казалось бы, о чем говорит последняя фраза? Ну, да, модник Онегин, душится. Но дело в том, что в граненом хрустале могут быть только жидкие духи, а в начале XIX века они были «писком» моды, поскольку до этого были популярны твердые духи. (Пыляев М.И. Старое житье. Очерки и рассказы. СПб. 1892). Следовательно, перед нами сверхфрант, и это особо подчеркнуто данной деталью.

Как часто летнею порою,
Когда прозрачно и светло
Ночное небо над Невою,
И вод веселое стекло
Не отражает лик Дианы…
О чем последняя строка? Причем здесь Диана? А Диана (древнеримск.) здесь – богиня Луны. Просто в Петербурге белые ночи…

Театр уж полон, ложи блещут,
Партер и кресла – все кипит;
……………………………...
Толпою нимф окружена,
Стоит Истомина; …(v,14)

Кто эта Истомина? Это реальное лицо, знаменитая балерина: Авдотья Ильинична, предмет воздыханий многих современников Пушкина. Из-за нее стрелялись на дуэли Шереметев и Завадовский, а секундантом был А.С.Грибоедов.

«Пади, пади!» - раздался крик… - «Пади!» - крик форейтора, разгоняющего пешеходов. Быстрота езды по людным улицам была признаком щегольства. Для хорошего тона или для шика требовалось, чтобы форейтор был маленький мальчик, обладавший высоким голосом и издававшим звук «И!» как сокращённое «пади!», он должен был издавать его без умолку и тянуть как можно дольше, например, от Адмиралтейства до Казанского моста. Между мальчиками-форейторами завязалось благородное соревнование, кто кого перекричит…» (Пржецлавский О.А. Воспоминания // Помещичья Россия…с.67).

«Уж барабаном пробуждён…»(I, 35) Сигналы утреней побудки и вечернего сбора в казармах подавались в начале 19 века барабанной дробью. Казармы гвардейских полков были расположены в разных концах города, и барабанная дробь, разносясь в утренней тишине по пустынным улицам, будила трудовое население города.

 Лобзать уста младых Армид… (I, 33) Кто такие Армиды? Армида – главная героиня поэмы Торквато Тассо (1544-1595) «Освобождённый Иерусалим», здесь: волшебница.
Эти примеры поясняют только малую часть и только первой главы поэмы, но даже эти штрихи словно стирают границы романа, делая его многомерным и красочным, наполненным биением живой жизни.

 У великих писателей и поэтов не бывает ни лишних слов, ни случайных созвучий. Просто мы не всегда готовы воспринять всю полноту симфонического многоголосия…
Увлекательно вместе с учениками понемногу вспоминать, что означают устаревшие слова, которые встречаются в лирике поэта; кто такие мифологические герои, упоминаемые в тексте; на что намекает или на какого реального современника указывает Пушкин.

Это раздвигает рамки романа до тех пределов, до каких мы способны быть любознательными. Пожалуй, это повернет  к нам «магический кристалл» новыми оживающими ярким светом гранями. Как знать, может, за этот, пусть небольшой, труд, Пушкин улыбнется нам не насмешливой, а ободряющей улыбкой, ведь мы вместе трудимся над романом, как композитор и исполнители его произведения.

Кстати, не будем же мы и ныне утверждать, что Пушкин пропускал строки, строфы в «Евгении Онегине» якобы для того, чтобы скрыть нечто о декабристских тайнах…
А для чего же? Как думают дети?

(заголовок должен быть в кавычках, но они слетают)
               


Рецензии