2. Это был другой Борис Годунов

НА СНИМКЕ: Русский писатель, поэт, драматург Алексей Константинович Толстой (1817-1875)


Это был уже совершенно другой «Борис Годунов». Теперь только половина его осталась пушкинской, вторая половина была из драмы А.К. Толстого «Царь Борис». Начиная с 4-го действия «Царя Бориса», весь текст драмы Толстого стал второй половиной постановки. Так что, когда на афише и в программке публика читала А.С. Пушкин «Борис Годунов», она обманывалась. Но, вероятно, режиссёр посчитал, что публика не заметит подмены. К слову сказать, я не слышал, что кто-либо предъявлял по этому поводу какие-нибудь претензии.

Замечу, что пушкинский «Борис Годунов» насчитывает довольно много провальных постановок, даже на сценах лучших театров, в то время, как толстовский спектакль неизменно шел с триумфом. Когда его впервые поставили в 1870 г. на сцене императорского театра, желающих увидеть спектакль было так много, что его играли чуть ли не каждый день, и сотый спектакль наступил очень быстро.

Но вот соединить две разные пьесы, двух разных авторов, взять первую половину у Александра Сергеевича Пушкина и вторую – у Алексея Константиновича Толстого, этого, пожалуй, никто до Арнольда Пономаренко не делал. Как эта мысль пришла ему в голову, я не знаю, но вот же пришла! И спектакль получился! Единство действия нарушено не было. По крайней мере, никто этого не заметил.

А вот выигрышных моментов стало много. У Толстого акцент делается на личной трагедии Бориса, достигшего высшей власти, но ставшего ненавидимым народом, убийцей законного наследника престола царевича Дмитрия.

Самозванец и поляки во второй половине спектакля не появляются, хотя и незримо присутствуют. Такие женские персонажи, как Мария Нагая (Марфа), мать царевича Дмитрия, царица Мария Григорьевна, жена Бориса Годунова и дочь Малюты Скуратова, дочь Бориса Годунова Ксения, существенно обогатили спектакль, придали ему высший трагедийный смысл, рельефно оттенили душевные страдания Бориса Годунова, заставили задуматься над судьбой, казалось бы, неколебимого властителя.

Продолжение следует: http://www.proza.ru/2016/11/14/489


Рецензии