Денежный хаос в Индии

 Денежный хаос. 

 Пролог.

 В начале прошлой недели премьер министр Индии объявил об изъятии с оборота  национальных купюр достоинством в пятьсот и тысяча рупий и так же ввод новых купюр достоинством  две тысячи рупий , новые пятьсот и тысяча рупий войдут в ход чуть позже. Эффективность закона входила в силу в двенадцать ночи того же вечера после объявления. Таким образом премьер министр начал борьбу с коррупцией и черным налом. Обмен старых купюр на новые  и снятие новых денег в банкоматах лимитирован : всего четыре тысячи рупий налички можно обменять в банках и на почте , остальные до двести пятьдесят тысяч рупий можно положить на счет в банке , выше этой суммы уже нужно декларировать и объяснять налоговой откуда такая крупная наличка ? При обмене и при депозите на счет нужно заполнять форму и иметь при себе документ личности. Везде в банках установили плюс к имеющимся камеры , которые так же будут фотографировать каждого вкладчика для индефикации и проверки личности и на сколько я поняла доходов.

 Снятие с банкомата только десять тысяч рупий в день и двадцать тысяч рупий в неделю , но судя по статье сегодняшней газеты лимит повысили до 24 тысяч рупий. 

 Банкоматы пока не функционируют коме одного ICICI Bank, остальные пока модифицируют машины из за другого размера новых купюр.

 Все те кто имеет огромное количество черного нала может вложить их в банк , но заплатив  штраф в 200 процентов и плюс официальный налог , ну таких дураков я думаю не найдется.

 Для ясности один доллар США на данный день равен 67.67 Indian Rupee.

 ********
 Ну что сказать ? Конечно же хорошая стратегия государства. В первый день средний класс и ниже радовались как дети :  наконец то богачи пострадают потеряв деньги. Но , как и следовало ожидать страдают именно бедолаги и общество  среднего класса и ниже. У богатых все деньги в швейцарских банках или на Мальдивах ли еще где , или же вложенные в бизнес , земли , недвижимость, в драгоценные металлы и бриллианты , в акции , ну имеется конечно наличка в доме , ну не значительная можно и потерять  не убудет в конце концов. Коррупция будет остановлена ? Да, ладно! Никогда. Была , есть и будет и через пару месяцев бюрократы снова набьют "чулок"с уже новыми купюрами.

 После объявления  о "денежной реформе"  премьер министром мы с мужем пару минут сидели молча , а потом не знали что делать. Я не могу сказать , что мы богатеи , но деньги имеются и я люблю наличку , так как не доверяю банкам , не знаю кому как , но я не пользуюсь пластиковой карточкой вообще , хотя одна у меня имеется в наличии. Мне легче и спокойнее спать имея деньги в наличии , а не в банке . Вот такая я старомодная но этому поводу .Как то несколько лет назад я еще пользовалась карточкой , мне нужно было снять с банкомата наличку в десять тысяч рупий , ну я и вошла в первый попавшийся на глаза банкомат , но не моего банка , деньги со счета сняли , квитанция вышедшая с банкомата это доказала , а вот наличку машина так и не выдала . Я стояла и не знала , что делать. Позвала охранника и объяснила ему , в чем дело , он показав на висячий в углу телефон сказал , чтобы я связалась с банком , что я и сделала , но работник банка , сказал , что я получила деньги , в общем не буду пересказывать , как я ругалась и доказывала , пришлось звонить в свой банк и они меня заверили , что разрулят ситуацию в течении 24 часов. Делать нечего и я поехала домой за надежной наличкой. В течении восьми месяцев два банка спорили друг с другом оповещая меня постоянно , как обстоят дела и только через девять месяцев уже забытые мною десять тысяч вернулись на мой счет. После того злополучного дня я не пользуюсь карточкой совсем. Это хорошо , что я не нуждаюсь , а если бы это были мои последние сбережения ? Сумма то не копеечная , на тот момент это было 250 долларов и в Индии еще не было такой дороговизны , как сейчас.

 Ну так вот , мы после ступора стали обзванивать знакомых и друзей , кто связан с банком и просили о помощи с обменом. Ни кто на помощь не пришел , что и естественно. Мы даже неслись , просто надежда с каждым звонком исчезала. Уже было поздно  мы выглянули в окно и увидели , что у всех соседей горит свет в квартирах ! В нашем комплексе обычно в одиннадцать вечера все ложатся спать и наступает тишина , а тут и свет у всех и машины разъезжают туда-сюда, лифт  без конца работает , у нас даже днем такой суеты в комплексе не наблюдается. Мы с мужем решили тоже выехать сами не знаем куда , но вышли. В подземной парковке ни одной кроме нашей , поверьте ни одной машины не было! Я такого  ни разу не наблюдала , всегда в подземке машины имеются. Ну в общем выехали .
 - Куда едем ? - спросил мой супруг.
 - Не знаю , давай выедем на проезжую дорогу , а там  посмотрим , - ответила , я - Знаешь мы  уже это проходили в 91 году , - сказала , я
 - И как вы вышли из положения ?
 - Ну мы с мамой раньше многих узнали , нас предупредили и мы смогли обменять при минимальных потерях , а вот Лолита ( моя младшая сестренка ) потеряла крупную сумму , она была за границей , тогда сотовых не было и мы не могли предупредить , да и не знали если честно ,что у нее такие накопления были, все что у нее было в квартире я собрала и обменяла , а у нее оказалось был сейф . Она тяжело пережила , была в депрессии , обменяла потом у таджиков , но с большими потерями . У нас тогда все счета в банке заморозили , у нас был только один госбанк Сберкасса.
 - Ясно , у нас тоже менялись купюры , но всегда было все спокойно , их не запрещали , ими можно было пользоваться ока все из оборота не выйдут, ни как сейчас в одну минуту изъяли и все!


 Смотрим все машины едут в одну сторону и мы решили следовать за ними. Через какое то время мы поняли , что дорога ведет в большой супермаркет Gold Souk Mall , где продают ювелирные изделия . Мы с мужем переглянулись .
- Хочешь сказать , что супермаркет открыт в пол второго ночи? - спросил , мой муж.
- Не знаю , но по всей видимости открыт.

 Поверьте супермаркет был открыт и функционировал , народу было много и в каждой лавке ажиотаж, мы тоже присоединились к этому хаосу. Золото  22 карата десять грамм которого стоил 29500 взлетел  до 45 тысяч , но за старые купюры. Люди сгребали с прилавков все , что было.

 Мы с мужем подумали и решили , что не будем брать золото по такой цене , потеря большая. Вернулись домой ни с чем и легли спать. На следующий день после объявления о изъятии старых купюр и введения новых все банки и магазины были закрыты. Но черный рынок не дремал , в первый день утром на черном рынке можно было обменять старые 1000 рупий на 700 мелких купюр, днем уже можно было получить 500 , а к вечеру только 300 , на следующий день только 150.

В обменных пунктах иностранной валюты принимали пару дней старые купюры , но по курсу в два раза больше , иностранцы которым нужно было улетать покупали за два раза больше не имея выхода. В международном аэропорту иностранцем меняли старые купюры на новые , но нужно было показать квитанцию о приобретении индийских рупий за валюту и штамп о прибытии в страну до указа о изъятии с оборота старых купюр. Тоже был лимит , потому что я раскатала губу в первый день , но не тут то было .

 На второй день банки работали при чем объявили , что банки будут работать и в выходные до половины пятого вечера. Я рано шла на тренировки , в шесть тридцать утра  возле банка уже было куча народу ждавшие открытие в десять утра. Обратила внимание , ни одного человека среднего класса и выше , только бедолаги стоят. Возвращаясь с тренировок через два часа народу прибавилось еще больше и невозможно было пройти , мне пришлось вернуться и обойти комплекс с другой стороны , где нет банков .

 - Гиблое дело , - оповестила я мужа по телефону , - там столько народу , не думаю , что за целый рабочий день банк сможет принять столько человек.
 - Ладно у нас есть время до 30 декабря, - как всегда спокойно ответил мой супруг, - обменяем , не переживай.

 Только я не могу спать спокойно , когда мои накопления по-тихоньку превращаются в ненужную бумагу. Тут еще дети оповестили , что у них крупная сумма в рупиях осталась в сумке , они собирались сделатьпокупке при вылете из Индии в duty free , но не успели из за большой очереди на паспортном контроле , так и остались и мы все забыли про эти деньги.
 
 На днях мы с подругой встретились и решили выстоять в очереди , чтобы положить хоть лимитированную сумму  на счет и обменять те же четыре тысячи наличкой. Ни у нее , ни у меня ни копейки денег , только карточки. Увидев очередь мы решили даже не пытаться ее выстоять и снова в очереди только бедолаги . Мы припарковали машину в подземной парковке торгового центра и пошли попить кофейку. За кофе рассчитались карточкой , так что все в порядке , я хотела курить ,  мы решили выйти на улицу  и как водится закон подлости я выронила зажигалку ,которая тут же сломалась. Без проблем, сигареты продают на каждом шагу и там же имеются в продаже зажигалки , я пошла к дороге , где стояла будка сигаретами .
- Зажигалка есть? - спросила, я у продавца .
- Да, Вам какую ?
- Любую , - ответила, я - сколько ?
- Тридцать рупий , - ответил продавец протягивая мне зажигалку.

Я по инерции полезла в карман за деньгами и только уже запустив руку в карман вспомнила , что денег нет . Побежала к подруге , которая меня ждала на скамейке .
- Дай мне тридцать рупий пожалуйста, у меня ни копейки нет наличкой , - попросила, я.
- И у меня нет , - ответила, она и полезла в сумку , проковырялась и нашла мелочью ровно семнадцать рупий , - на , есть только эта мелочь.

Я взяв мелочь побежала к продавцу будучи уверенна, что он войдет в мое положение и простит мне тринадцать рупий . Но продавец в мое положение входить не хотел и предложил мне рассчитаться одним долларом , иностранка же .
 - Нет у меня ,карточкой принимаете ?
 - Нет, только наличкой , - усмехаясь ответил продавец.
 - Спички есть ?
 - Нету
Я прикурила от зажигалки ,привязанной веревкой к его будке для покупателей и вернулась к подруге, пока мы болтали , я бегала прикуривать несколько раз и видимо поднадоела продавцу и он предложил мне купить зажигалку ,которая на веревке за 17 рупий.

 - Ты, что смеешься? Там уже газа нет ,- показала , я на зажигалку ,которая уже работала на "одном дыхании".
 - Ну , как хочешь, - сказал ухмыляясь продавец ,- там еще на пару раз хватит газа.
 - Ладно , давай - казала, я и купила за 17 рупий пустую зажигалку , правда она все еще работает .

 Пообедав мы с подругой решили возвращаться , сели в машину и двинули к выезду из парковки  только доехав до будки , где собирают деньги за парковку мы снова вспомнили , что денег нет .

 Мы умоляли работника поднять шлагбаум и выпустить нас а бесплатно , обещая обязательно вернуть каких то тридцать рупий в следующий раз , давали ему наш номер телефона , но он ни в какую. Такое впечатление , что он кайфовая от этой ситуации , занимая собрались машины и все сигналят , прошло минут десять , а мы ни назад не можем выехать, ни вперед . Парень который сидел в машине прямо за нами не выдержал и подошел к нам.
- В чем дело? Посмотрите какая очередь сзади!
 Мы объяснили ему ситуацию , при чем не было стыдно ни грамма , вся страна сейчас нуждается в нале ,  выслушав нас он повернулся к работнику и вытащив пятьдесят рупий попросил выпустить нас и его с парковки , больше нет . Но работник стоял на своем , парнишка быстро сбегал в машину позади него и вернулся с недостающими десятью рупиями , в конце концов шлагбаум подняли и мы выехали. Мы конечно посмеялись над этим, а вот тем людям , которым не на что купить еды не до смеха.

 Вчера позвонила ко мне одна моя знакомая , которая в данный момент с детьми и мужем индийцем находится на Украине . Ее свекровь в Индии одна , всю жизнь домохозяйка и счета в банке не имеет , плюс ко всему имеет чисто индийскую привычку покупать овощи только на одно приготовление , то есть каждый день покупает свежие овощи и фрукты. У нее на руках имеются деньги ,но старые купюры и она уже несколько дней голодная , так как продуктов и молока в доме нет и купить не может , пыталась выстоять в очереди , чтобы обменять , но не смогла , поднимается давление и она падает .
-Луиз, мы только завтра сможем выслать ей через вестерн юнион изо выходного , но она совсем голодная , помоги!

Меня дважды не надо просить , сказала мужу что надо ехать и выручать бабульку , правда живет далеко , но муж тут же организовал , один его коллега живет по соседству и уже через полчаса старушке передали и продукты и деньги . А сколько таких стариков ? Огромное количество ! Получается , что страдает в данной ситуации обыкновенные люди  а не держатели миллионов черным налом .

 Моя подруга получила инсульт , они с мужем только за один день до указа продали ресторан , сорок процентов от общей суммы были оплачены наличными и сумма не маленькая.

Индия такая страна которая никогда не перейдет на пластиковые деньги , есть такие товары и услуги , которые оплачиваются только наличными , продавцы овощей и фруктов - только наличка , такие продуктовые рынки как INA Market в Дели  там ни одной лавки нет , где бы принимали карту  и банкомат там установили буквально недавно , до этого нужно было ездить в другие места , что бы снять со счета деньги,  вещевой рынок Sarojini Nagar Market в двух из десяти лавок принимают карту , а так наличка  и таких рынков огромное количество по всей Индии .

 Госпитали переполнены людьми с инфарктами и инсультами , три человека в Дели погибли при давке в очереди в банк , люди падают без сознания выстаивая часами очереди и самое обидное , когда подходит очередь банки закрывают из за отсутствия налички и просят людей прийти на следующий день. Выжидают и не идут в банк только такие как мы , слава Богу есть на счету и те же овощи и фрукты мы приобретаем в супермаркетах за безналичный расчет. И даже положить кое какую сумму на счет я смогла обойдя очередь , да стыдно , но кто как может так и выживает , и я поверьте ни одна , богатеи машинами вывозят новые купюры , в то время когда низший слой населения "окочуриваются" выстаивая в очередях с пяти утра до вечера , чтобы обменять каких то четыре тысячи рупий, богатеи на обед в ресторане платят больше.

 Может быть стратегия и хороша , но кого она затронула в большей степени ? Народ , обыкновенный не богатый народ. Те у кого миллионы уже нашли выход из положения с минимальными потерями и после "бурной недели" сейчас отдыхают за границей, а бедолаги в больницах или же пьют пилюли отходя от шока.

P.S. Лично мое мнение государство поспешило с этой стратегией , ничего не подготовленно для обмена старых денег на новые , банкоматы не функционируют , государство заверило народ , что новых купюр номиналом в две тысячи напечатано достаточно , что бы снабдить миллиардное население по минимуму , но забыло о том , что население то огромнейшее да и не во всех уголках страны есть банковская система. Есть в стране деревни , где люди и не знают , что такое банк и как пользоваться карточкой , им это без надобности , как нужно им обменять старые на новые ?! Только выезжать в близлежащие города . Сейчас в Индии начался свадебный сезон и каждый человек знает , что необходима огромная сумма налички . Офисы , предприятия , заводы на прошлой неделе можно сказать не работали из за отсутствия работников , которые выстаивали в очередях . Четыре тысячи на рыло извините за мой французский это неимоверно мало ! Невозможно на эти деньги выжить среднестатистической семье из четырех человек неделю ни как , я из дома не выхожу без минимум пяти тысяч рупий и то это когда тут рядом с домом , а выезжая в город таскаешь пачку в сумке. Нужно было полностью подготовиться , нанять больше работников в банках , открыть в конце концов какие то точки для обмена , чтобы снабдить народ деньгами в короткий срок . Сейчас это просто хаос , люди озлобленные , драки и ругань в очередях  стало обыденным делом , в общем не продуманно совсем. Единственные кого наказали это фальшивомонетчиков  , фальшивых денег действительно крутилось  очень много в стране, да они наказаны на некоторое время , пока не разработают новую систему...


 
 Продолжение:
 http://www.proza.ru/2016/11/18/971

 


Рецензии
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.