Киномеханик

            
              1965 год. Сельский киномеханик Степан Наливайко третий год собирался уходить на заслуженный отдых. Устал не от старости: фронтовые раны часто давали о себе знать. Иногда из-за них приходилось прекращать демонстрацию фильма. А тянул время  потому, что сильно хотелось показать фильм своим односельчанам в новом клубе. Видел его проект: настоящий Дворец культуры. С финансированием строительства дела обстояли не очень важно. Вот и получался «долгострой».
              В старом клубе шёл фильм «Операция «Ы» и другие приключения Шурика». Когда зрители в зале смеялись до слёз, наблюдая, как на экране «Федя» с видом «папуаса» бегал за «Шуриком», Степану Ефимовичу стало плохо. Все услышали его голос: «Прощу прощения, мне стало плохо, придётся вам  фильм досмотреть в следующий раз. Кто-нибудь помогите мне добраться до больницы».  К счастью, среди зрителей оказалась медсестра.              Кинозрители «замерли», а поняв, что случилось, направились к выходу. Вдруг погас свет, и они остановились. Произошло невероятное: на экране уже «Шурик» воспитывал «Федю». Смех появился снова. Ибо не смеяться при просмотре фильмов Гайдая не получалось. После слов «Конец фильма» клуб опустел. Никто из зрителей так и не понял, кому они  обязаны просмотром до конца замечательной комедии. Кроме одной зрительницы.
                После сеанса Светлана, работавшая в селе библиотекарем, сидела в клубе  со своим бывшим одноклассником Алексеем, на днях вернувшимся из рядов Советской Армии. Слева от неё «дремал» в кресле  муж Иван, накануне проводивший друга в армию и никак не отошедший от этих «проводов».  О том, что Алексей в армии служил киномехаником знали в селе немногие: родители, одноклассница Света и Степан Ефимович. «Вот уйду на отдых, займёшь моё место»,- сказал  при первой встрече тот бывшему солдату-киномеханику.  Алексей прекрасно понимал: это событие состоится не раньше сдачи в эксплуатацию новенького клуба в селе. Но вмешался случай, о котором сказано выше.
                ...Света и Лёша учились в школе в одном классе, но друг друга  «не замечали». В пятом классе она влюбилась в десятиклассника Ваню. С ним проводила всё свободное время. Проводив «жениха» в армию, ни с кем больше не встречалась, не дружила, не влюблялась. Хотя подружки-одноклассницы её упрекали: «Зачем тебе будущий муж, старше на пять лет? Что среди наших ребят нет достойных? Взять, например, того же Лёшу». Упрёки подружек положительного результата не давали: Света оставалась влюбленной в Ивана и не верила сказкам, где Иваны выглядели не лучшим образом. По крайней мере, в начале их. Когда вернулся со службы Ваня, а она стала совершеннолетней, вышла замуж за него, считая своим "принцем".
               В девятнадцать у них родился сын Артём. Сразу же «принцесса» заметила, что муж не создан для семейной жизни: ему больше нравятся гулянки и пьянки в «широком поле» и на просторе. А где пьянки,  там и девушки «лёгкого поведения»…
                …Светлана отправила мужа домой, а сама под предлогом посещения магазина вернулась в клуб и  незаметно зашла в комнату с киноаппаратурой. С сыном  дома осталась бабушка, можно не беспокоиться.
          Алексей её не заметил и продолжал перематывать очередную киноленту.
             - Привет, работникам кино, - улыбаясь, произнесла Света.- я сразу поняла, Лёша, кто нам дал возможность досмотреть «Операцию «Ы». Спасибо тебе. Я пришла за обещанием, организовать для меня одной киносеанс.
                - Света, ты меня не правильно поняла: обещал, когда стану киномехаником. Но ведь Степан Ефимович на пенсию ещё не вышел. Придётся подождать.
               - А если я тебя сейчас очень попрошу?
                Не успел тот ничего сказать, как ощутил на своей правой щеке поцелуй. Повернувшись лицом к бывшей однокласснице,  попросил:
         - Не надо, Света, у тебя муж, ребёнок. Иди лучше к ним.
           А сам продолжал перематывать плёнку. Через минуту услышал, как хлопнула дверь. «Обиделась, видимо? - подумал Алексей, - о чём интересно думала, выходя замуж?».
                Выписавшись из больницы, старый киномеханик  написал по рекомендации врачей заявление на увольнение по собственному желанию в связи с уходом на пенсию, передав дела Алексею.
                Побежали месяцы, наступил 1967-й юбилейный год. Накануне торжественно открыли построенный по «последней моде» современный двухэтажный клуб. Больше всего к открытию готовился  молодой киномеханик. Ведь после торжественных речей  сельчане хотели увидеть бесплатно фильм. Им оказалась «Свадьба в Малиновке».
                Демонстрация фильма завершилась, но «народ» в зале не спешил покидать помещение. Алексею ничего не оставалась, как «прокрутить» его повторно. Сначала  подумал, что зрителям просто понравилась кинокомедия. На самом деле, причина состояла в другом: впервые за десятилетия люди смотрели фильм в отапливаемом клубе.
                На этот раз зрители стали расходится по домам. Киномеханик собрался  выключить в зале  свет, но заметил в первом ряду одинокую женщину. Сверху ему показалась, что та спит. Пришлось выйти из своей кабины и подойти. Она не спала, а читала газету. Это была Светлана.
             - Привет, Света, - похлопал её по плечу Алексей, - ты почему не идёшь домой?
             - Можно я здесь сегодня переночую, закрой меня на ночь, а утром откроешь.
             - Я, конечно, шутки с детства люблю, но они бывают разные. Это же   клуб, а не гостиница.
               К этому времени они с мужем проживали отдельно от родителей: колхоз построил им дом с рассрочкой платежа. Желающих на очереди оказалось много, но Светлана, как лучшая доярка, получила жилье вне очереди. Что, разумеется, вызвало зависть у её подруг. Одна из которых «положила глаз» на её мужа. Подруга  развелась со своим мужем и искала  нового. Но, чтобы с жильём. Кажется, нашла.
                Не отвечая, женщина бросила на пол газету и закрыла руками глаза:
            - Лёша, не спрашивай меня сейчас ни о чём. Сделай то, что я тебя прошу. Иван привёл домой любовницу и собирается с ней праздновать 50-ю годовщину Великого Октября. А мне велел приготовить праздничный ужин для их двоих.
               - Ужин без тебя? А тебе куда деваться?
               - Меня отправляет к моей маме, у которой наш Артём.
               - Прости, Света, но ты что-то не договариваешь?
             - Ладно, врать не буду: два дня назад районный суд брак наш расторг по иску мужа. Собирается жениться на моей подруге. Обещал ссуду выплачивать один, чтобы ему остался дом. Я согласилась. Жить мне негде, у родителей проживает ещё брат с женой и ребёнком. Возьми меня временно к себя квартиранткой.
            Когда Лёша со Светой зашли в его дом, на пороге их встретила мама:
             - Ты где, сынок, ходишь? У нас гости.
             - Кто это?
             - Заходи в свою комнату, увидишь. А ты, девушка, подожди его во дворе.
            Свою комнату Алексей не узнал: все разбросанные беспорядочно вещи были аккуратно сложены там, где  им  место. Постель убрана. Комната проветрена, дышалось легко. За столом с книгой  сидела девушка-блондинка. Увлёкшись чтением, не заметила, как в комнате появился её хозяин.
             - Наташа, ты это? – удивился тот.
             - Как видишь, это я, Лёша. Проездом, еду в соседнее село к тёте. Хотя ты от меня тогда и сбежал, но поцелуй на прощание остался за мной. Сейчас я тебе его «отдам» и поеду дальше. Через час подойдёт автобус. Ответить бывший солдат дочери начальника штаба батальона не успел.
            С ней он познакомился во время службы. Жила девушка вместе с родителями в военном городке в таёжной местности. Окончив школу, стала работать  в солдатской библиотеке, где часто бывал Алексей, любитель чтения. Не заметить с первого раза таёжную красавицу, разумеется, не мог. Подружились. Со временем дружба переросла в любовь. Чем ближе подходил конец службы, тем больше они мечтали о будущем. Но на их «дороге» стал стеной её отец:
                - Ты что, дочка, совсем дурочка, выходить замуж за рядового солдата? Не позволю, чтобы у майора зятем оказался простой солдатик? А жениха я тебе подобрал.
                - И кто же это, папа?
                - Молодой лейтенант Осипов, командир взвода. Выйдешь за него замуж, взводным он не будет.
                - Он мне не нравится.
                - Понравится. Не буду от тебя скрывать, но это между нами: он сын генерала. Не всю  жизнь  мне служить майором.
                - Ах вон оно в чём дело! Полковником, папочка, захотел стать? Тогда мне всё понятно. Но только дай мне возможность проводить домой солдатика и поцеловать его на прощание. Тем более, что я ему поцелуй задолжала.
                - Так вы уже и целовались? А случайно не «спали»?
                - Не волнуйся, папа, спать пока нам негде было.
                В ожидаемое время вышел приказ министра обороны (тогда должности президента в стране не существовало) об увольнении солдат, у которых закончился срок службы. В тот же день библиотекаршу пригласили на повышение квалификации в военный округ. О приказе она ещё не знала, а потому ничего  не подозревала. В части обычно «демобилизованных» начинали отправлять спустя неделю. На этот раз сделали исключение: рядового Алексея  уволили в запас на второй день, едва тот успел передать свою киноаппаратуру и фильмы новому киномеханику.
                Вернувшись с учёбы, Наташа узнала, что отец её просто обманул, подстроив  «переподготовку библиотекарей». Простить ему этого не могла. Вскоре, оставив майору заявление на увольнение по собственному желанию и записку, сбежала с военного городка "официально" к своей тёте.
             Светлана не дождалась во дворе Алексея и покинула его, поняв, что эта девушка появилась в селе не совсем случайно. «Да, - подумала она, - теперь мне Лёшу «не видать, как своих ушей». И не ошиблась. Нежданная гостья осталась в этом доме  навсегда. Её отцу ничего не оставалось, как простить непослушную дочь.

14.11.2016 г.

Фото из интернета



            


Рецензии
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.