Один день Игоря Владимировича
За эти годы пришлось сменить немало профессий и орудий труда: метлу, молоток, мастерок (из меня тот ещё «мастер»!), пистолет охранника. И последняя «должность» – как миссия (по крайней мере, так я её воспринимаю) – «метапель», то есть работник по уходу за больными, престарелыми людьми (сам-то я ещё молодой, скоро «всего» 75!).
На судьбу не жалуюсь: был автомобиль, есть своя квартира и всё необходимое, чтобы воплотить в жизнь извечное еврейское пожелание: «До 120!».
В преддверии пенсионного или как его ещё называют оптимисты, «золотого» возраста, начинаешь задумываться о том, чем будешь заниматься в этот непривычный, но неизбежный период. Да и наука с таким пугающим и прежде чуждым для тебя названием – «геронтология» рекомендует пожилым людям (ах, как хочется убежать от такого определения-диагноза!) заниматься активным посильным трудом и обязательно – умственным! То есть решить, как жить дальше? Ну, а сколько ещё осталось – жизнь покажет!
Итак, мой день. С утра отправляюсь на пляж, то бишь, на Средиземное море. Погода почти круглый год «купабельная», ведь «в Израиле три месяца жара, остальное – лето». Стараюсь купаться круглый год, так что с присущим мне юмором называю себя «незамерзающим евреем».
Здесь, на прекрасно оборудованном пляже в прибрежном районе Хадеры, называемом «Гив’ат Ольга» («Холм Ольги»), сложился своеобразный клуб по интересам. Разумеется, более чёткие формы он обретает в межсезонье, когда уже нет множества людей и погода не такая знойная.
В это самое время сюда с утра стекаются пенсионеры обоих полов. В своё время они прибыли из разных городов и весей бывшего Союза («нерушимых и т.д.). Женщины играют в карты, мужчины – в домино, а столики под сенью вечно зелёных деревьев всегда оккупированы заядлыми шахматистами (без ложной скромности замечу, что вхожу в сборную команду города).
Однажды моё внимание привлёк мужчина выше среднего роста с импозантной «шкиперской» седой бородкой, в шляпе с опущенными полями. Он, в полном контрасте со своей внешностью, рыскал по урнам, собирая пустые бутылки. Иногда он подходил к нам, играющим в шахматы, пытался пошутить, что-то рассказать, явно желая завести со мной знакомство.
Поначалу меня останавливало его «хобби», но что-то в нём меня «зацепило». Назовём его Эли, он в прошлом – мастер спорта, да и инженер не на последних должностях на одном из минских заводов. Вскоре мы нашли общий язык, купаясь, гуляя по берегу, рассказывая друг другу откровенные вещи. В шутку я прозвал его хобби «Эли-тарной охотой». Эли оказался тёплым, интеллигентным и ранимым человеком, надломленным неудачной судьбой в Израиле. Так же, как и я, он трудился на неквалифицированных работах, и, как говорится, «из России не уехал, и в Израиль не приехал…».
Вспомнился мне герой незабвенного Шолом-Алейхема Тевье-молочник, тоже сетовавший на судьбу: «За многие годы евреи пришли к выводу, что у судьбы спина – со всех четырёх сторон, потому что она поворачивается к евреям только спиной»…
Но вот незаметно промчались три часа у моря, и пришло время поработать пару часов со своим подопечным Серджо, к которому я послан Службой национального страхования (разумеется, через посредническую компанию). Ему – за восемьдесят, репатриировался из Румынии, в Израиле живёт 45 лет, в прошлом – бухгалтер, ныне владеет (вместе с супругой) небольшим магазинчиком типа «1000 мелочей» в центре Хадеры.
В мои функции метапеля входит небольшая прогулка, беседа на иврите, а также покупка овощей и фруктов на близлежащем рынке. И, конечно, сопровождение в поликлинику. Туда мы едем на такси, хотя преодолеваем расстояние не больше километра. Но у Серджо – болезнь Паркинсона, и она, к сожалению, прогрессирует.
Вот тут-то я и вспоминаю о своих почти ежедневных занятиях кроссвордами, переводами с английского и статьями для СМИ (кстати, на добровольных началах) как о рецепте против этих недугов.
Года четыре назад я увлёкся кроссвордами, при этом не самыми лёгкими, которые решаются с лёта, а теми, что без усилий, в том числе без помощи компьютера, не одолеть. После покупки компьютера я присоединился к Интернету – Всемирной паутине. К счастью, не увяз в ней – помогли сын, друзья. И, хотя сегодня не могу себя считать особо «продвинутым» пользователем, но кое-чего добился. Электронная почта, переписка и переговоры с друзьями и родными по SKYPE (бесплатная программа для телефонных переговоров через Интернет), чтение книг и любой интересующей меня информации — всё это обогатило мою жизнь…
Как я упомянул, всё началось с кроссвордов. Постепенно освоил способы их решения с помощью различных поисковых программ и форумов, которых в Интернете много. А вскоре меня пригласили в сборную Израиля для участия в «Интеркубке» по решению кроссвордов. Команда подобралась воистину интернациональная – поначалу с нами бок о бок был в мозговом штурме Юрий из Благовещенска. Заняли мы, правда, скромное пятое место из девяти. Как видно, одних «еврейских голов» было недостаточно, ведь в Израиле нет такой солидной базы данных, как в России, не говоря уже о Ленинской библиотеке…
Ну что ж, пора с пляжа возвращаться домой. Иду к автобусной остановке, ведь машину давно продал за ненадобностью: раньше работал вдали от дома, ездил в гости и на юг, и на север страны. Но теперь, к несчастью, многие друзья ушли в мир иной… Сажусь в автобус 14-го маршрута (на иврите – «кав арба эсре»). Город наш небольшой, пока лишь по населению, но по площади (вместе с сельхозугодиями) больше Тель-Авива! Сегодня здесь ведётся самое большое строительство в Израиле, и мэр обещает, что через 10 лет население Хадеры достигнет 150 тысяч жителей! Дай-то Б-г!
А пока я еду, вглядываясь в пассажиров и обозревая давно знакомую местность через окно. Наискось от меня сидит соседка Галя. Это маленькая 80-летняя старушка-вдова, бывшая ленинградка. Живёт одна на съёмной квартире, и ей очень не хватает общения и тепла (зимой – в прямом смысле этого слова). Вот она и ездит по круговому маршруту. Тоска…
Между тем, автобус останавливается, и я вижу ещё одну знакомую – тётю Розу. Она – одна из многочисленных уличных торговок, разложивших и развесивших свой товар – бельё, одежду, нехитрую парфюмерию и пр. прямо на стене дома. Иногда их разгоняют безжалостные инспекторы мэрии… Однажды, помню, в ожидании автобуса, я забыл на скамейке пакет с продуктами. Вернувшись через полчаса, направился сразу к тёте Розе, сидевшей неподалёку. «А сколько вы мне за это заплатите?» – предвосхитила она мой вопрос. Сговорились на 10 шекелях. Получив назад свой «провороненный» сыр, поехал восвояси. А спустя три дня сердобольная тётя вернула мне «сдачу» – 3 шекеля. Зря про нас говорят, будто мы – жадные…
За «нахлынувшими» воспоминаниями чуть было не проехал свою остановку – улицу ха Шикма («Смоковница», т.е. инжир). В нашем городе многие улицы носят название растений и деревьев («Лимонная», «Апельсиновая», «Банановая»), так что впору распевать некогда популярную песню Ю.Антонова…
Правда, архитектура Хадеры пока не достигла должного для Святой Земли уровня. На эту тему тоже всплывает одно воспоминание. Как-то, будучи со своей любимой кошкой Муркой у ветеринара, разговорился с ним (точь-в-точь, как с вами сейчас!). Выяснилось, что он приехал на Землю обетованную из Вены. Спрашиваю, как ему после венской архитектуры – хадерская? Хитро улыбнувшись, он привёл близкий ему пример: «Если спросить глиста, каково ему окружение, антураж, так сказать? Тот оглянётся вокруг и скажет: «Привык, всё нормально!».
Пора подвести итоги дня. Хотя и подустал, ещё посижу над любимыми занятиями: кроссвордами, статьями… Ну, и, конечно, над юмористическими стихами. Ведь недаром говорят: «Какую мину ты Израилю состроишь, такой же он тебе и ответит!». И я, как бывший строитель, стараюсь строить Израилю не мину, а улыбку. Недаром два года назад вышел сборник «Израиль улыбается» со стихами и афоризмами 30 юмористов, в том числе Игоря Губермана. И моих, Игоря, тоже!
Свидетельство о публикации №216111501155