Агрофирма Целина - бренд в сельском хозяйстве стра
-Виктор Васильевич, сегодня ООО «Агрофирма Целина» - одно из ста самых крупных и успешно работающих сельхозпредприятий России. Наверняка путь к успеху был тернистым?
- Да, именно так и было. Восемь лет назад основу фирмы составили хозяйства - банкроты. Мы взяли в аренду землю, купили часть их имущества. А уже через три года объединили девять хозяйств, общая площадь которых - 45 000 гектаров. В сельском хозяйстве успех зависит от вложений в землю, недаром в народе говорят: « Как потопаешь, так и полопаешь». Поэтому чтобы иметь возможность развиваться, мы взяли в кредит 120миллионов рублей, купили новую технику, добавив ее к уже имеющейся и стали работать, стараясь соблюдать современные технологии землепользования. Вся техника была отечественного производства и производства стран СНГ. На тот момент она давала возможность работать рентабельно и получать прибыль. Впоследствии мы увидели, что техника, которая нас устраивала на начальных этапах работы, не позволяет повышать производительность труда. Другую у нас в России, к сожалению, не выпускают. Это энергонасыщенная техника, производимая на Западе. Она стоит немалых денег, и уж если выбирать, то, конечно же, лучшую. Мы очень много изучали заочно, сравнивали, приценивались, ездили в Америку, Англию, Германию. В конце концов, остановились на известных мировых брендах «John Deere» и «CASE». В течение трех лет был полностью обновлен весь сельскохозяйственный арсенал. И вот уже два года ведем работы на импортных новейших агрегатах. Вся техника энерго насыщенная, позволяющая организовать круглосуточную работу, что очень важно, когда погода не позволяет расслабляться, и в сжатые сроки нужно управиться с большим объемом работы. К примеру, за одним трактором закреплено три тракториста и один легковой автомобиль. Трактор работает круглосуточно. Трактористы сменяются, автомобиль подвозит их месту работы. Трактор оснащен всем необходимым для комфортной работы: кондиционером, звукоизоляцией, GPS-навигатором (трактористу нужно только развернуть трактор в конце поля, остальной путь умная машина пройдет самостоятельно, используя навигатор). А вот уборка пока производится на нашей российской технике, потому что здесь соотношение цена — качество на сегодня в пользу наших ростсельмашевских комбайнов.
-Технический прогресс на селе вступает в конфликт с человеком: приоритет новейшей техники лишает селян рабочих мест. Как в Агрофирме «Целина» разрешается эта проблема?
-По моему мнению, деятельность хозяйства должна оцениваться, исходя из финансовой прибыли и уровня заработной платы. Вот и мы поставили целью получение прибыли, чтобы на ее основе развиваться. Что же касается конфликта, вызванного техническим прогрессом, то он не только в том, о чем вы спросили, но и, как мне представляется, в большей мере имеет психологическую подоплеку. В коллективе остались прежние специалисты и рабочие, новым был только руководитель. Пришлось очень много работать именно с кадрами, чтобы, в первую очередь, изменить само отношение к труду, повысить ответственность, вернуть людям доверие к руководству. Оказалось, что самое сложное — это изменить психологию сотрудников, научить их работать честно, с полной отдачей, одновременно вернув им веру в адекватную оценку их труда, веру в то, что их не обманут. На сегодняшний день у сотрудников агрофирмы нет вопросов, которые бы не решались. Работой все дорожат, поэтому нет проблем с дисциплиной труда. Фирма получает прибыль, соответственно которой увеличивается заработная плата рабочих. Приведу такие цифры, которые скажут больше любых слов. Если в начале деятельности в Агрофирме была тысяча человек с производительностью труда 400тысяч рублей, то сегодня у нас работает 560 человек с производительностью труда 1700 тысяч рублей. Замечу, что штат не сокращался. Уменьшение количества работающих обусловлено естественной текучкой кадров.
-Объемы производства Агрофирмы впечатляют настолько, что хочется сказать: этого не может быть!
- В год Агрофирма собирает 110-120 тысяч тонн зерна, выращивает так же подсолнечник, кукурузу, сахарную свеклу, другие культуры. Реализация составляет 800 миллионов рублей в год, из них 300 миллионов - чистой прибыли. По итогам прошлого года «Агрофирме «Целина» присвоен высший рейтинг финансовой надежности «ААА». По данным английской фирмы «PLIMSOLL» в рейтинге наиболее выгодных экономических партнеров «Агрофирма «Целина» значится на 4-м месте. Клуб «Подсолнечник-100» - Агрофирма на 2 месте. Клуб «Зерно-100» — на 10 месте. Разве все это не свидетельствует о том, что ООО «Агрофирма «Целина»- стабильное, прибыльное предприятие, надежный партнер? В том, что название нашего предприятия стало известным в России брендом, заслуга всего коллектива. За прошедшие 8 лет сделано очень много благодаря людям и их добросовестному труду...
- Как вы подбираете людей в команду? Кому отдаете приоритет:молодым или людям постарше, опытным?
-Я глубоко убежден: нет плохих солдат, есть плохие генералы. Основные качества, которыми должен обладать руководитель для достижения успеха — компетентность, желание что-либо делать и воля. Это и есть основные критерии для подбора кадров. На сегодняшний день нет проблем с кадрами вообще, поскольку заработная плата и условия труда привлекают работников. Что касается молодежи — берем их с удовольствием, так как научить, как надо работать, легче, чем переучивать и перевоспитывать. Сотрудникам Агрофирмы предоставляется полный соцпакет , гарантированный государством, бесплатное медицинское обследование, только белая зарплата. Более 30 человек в год отдыхает в санаториях. Стараемся обеспечить работников жильем. В этом году построили пять домов и бесплатно выделили это жилье специалистам
. -Есть ли, на Ваш взгляд, какие –то особенности в агропромышленном бизнесе?
Сельхозбизнес связан с живыми организмами. Это работа, в которой допущенный сегодня брак можно устранить только через год. Поэтому надо свести к минимуму человеческий фактор. В этом помогает техника, которую мы сегодня используем. Я бы назвал этот бизнес высоковенчурным( очень рискованным): он не прощает ошибок, требует трезвых расчетов, постоянного анализа всей производственной деятельности, технического обновления и компетентных специалистов. Еще один риск земледелия в линейке независящих от земледельца факторов — это диспаритет цен себестоимости и закупки. Та же самая цена на энергоносители постоянно возрастает, а закупочная цена на хлеб остается прежней.
- Генеральный директор ООО «Агрофирма «Целина» Виктор Бородаев даже с Президентом Дмитрием Медведевым обсуждал эту проблему два года назад…
_-Да, было такое. Я тогда говорил не только о ценовой политике, о государственных закупках зерна, но ио законе о страховании,обо всем, что наболело, что мешает развиваться… -Как руководитель успешного предприятия, Вы довольны тем, что многого достигли и каковы ваши планы на будущее? -Довольствоваться тем, что есть, нельзя. Надо развиваться дальше. Несмотря на все успехи, мы все равно остаемся поставщиками сырья. В целях увеличения прибыли мы планируем заняться его переработкой. Сейчас уже строим завод по производству крупы. Пока запущенна первая его очередь. Весь завод будет производить 50 тонн крупы в сутки. Следующий этап — это создание торговой сети для продажи своей продукции. Уже зарегистрирована торговая марка «Поле-прилавок». М ы создали дочернюю фирму, чтобы торговать тем, что сами же и производим. Это даст нам возможность получать большую прибыль от производимой нами продукции, а покупателям – возможность приобретать более дешевый товар. Еще одно направление развития — это расщирение, т. е. увеличение количества обрабатываемых земель. К нам идут собственники паев, фермеры с предложениями взять землю в аренду.
- В кабинете директора более двух десятков кубков — это призы, выигранные лошадьми…
-ООО «Агрофирма «Целина» разводит племенных лошадей буденовской породы для классических видов конного спорта и скачек. Для этого использованы линии Рауфбольда, через внука 15 кратного чемпиона СССР, чемпиона ХХ Олимпийских игр - жеребца Рейс, чемпиона СССР и ХХ Олимпийских игр по троеборью, жеребца Пинцет, «Прыгающая» линия Кодекса-Кипариса, внуки жеребца Набат чистокровной верховой породы и др. Для развития этой отрасли имеются конюшни, шпрингартен, выпаса. Пока у нас 50 конематок, с которыми работают по улучшению породы селекционеры, тренируют тренеры. Эти призы — результаты их работы. Это не коневодство в классическом понимании отрасли, это, скажем так-для души, поскольку само содержание лошадок убыточно.
-Виктор Васильевич, спасибо за интересную информацию о вашей Агрофирме. Нам стало известно о том, что 26 августа Вы будете праздновать свой юбилей. Хотелось бы пожелать Вам здоровья, оптимизма, претворения в жизнь всех планов и задумок, а «Агрофирме «Целина» – дальнейшего процветания!
Интервью к печати подготовила Надежда Перепелица.Газета "Консультант по-ростовски" №8 октябрь 2012.
Свидетельство о публикации №216111501896