Вот и дружи с писателем...

Людмила Корина 
Годы без Леонида Бородина( 14.4.38-25.11.11)
На фото Людмила с итальянской девочкой в Риме по приезде в Италию в 1977м

Женщина-овн  пристально всматривается в своего героя, пытается понять, решает писателя как кроссворд, шараду. А он никому не давал себя прочесть, на каждого из окружавших смотрел как на потенциального мемуариста. Это чувствуется в его проговорах последнего интервью. Выработал сложную, последовательную систему самозащиты.

Ведь что значит — понять человека (а писатель — тоже человек до некоторой степени)?Это невозможно, если не угадать или не подслушать, что сам этот человек думает о себе. Узду самоконтроля он ослабил в нескольких интервью в конце жизни.
Стало быть, самое главное — никому никогда ни за что не проронить про это ни слова. Никому не дать прочесть себя. Его стратегия казалась безукоризненной. Он должен остаться  не персонажем, а литературным героем содержательных  литературных текстов и достоверных документов, из каких обычно состоят качественные сборники воспоминаний.

При всем своем интересе к людям, ощущал своё одиночество. Потому ли, что изначально не верил в любые другие способы глубокого общения с людьми, кроме как через искусство?  Потому ли, что униженность, испытанная им в  скитаниях по тюрьмам искривила его доверие к другим и к себе? Отучила от прямоты? Об этом открыто пишет в мемуарах “Без выбора”, сравнивая  себя, свою мнительность подпольщика, с крысой, которая всё время настороже.

Этот мученик был всегда осторожен. Но случались и проговоры.
В последнем интервью Веронике Васильевой он ”пооткрывался тайнами”: три жены, каждую возил на заветную скалу Маритуя  на Байкале (Шукшин каждую из невест возил к матери в Сростки). Приводя в пример любопытство потомков к личной жизни Пушкина(!), уничтожил всю переписку с жёнами.”О личной жизни я ничего не выдам. Фиг кто докопается, что у меня было на самом деле».

Но ведь его письма у них остались. Почему он думает, что его личная жизнь так уж интересна? Для этого надо в истории литературы своё место занять. Его уровень – Распутина, Белова и т.д.А их личная жизнь никого не интересует. Тут он имеет в виду  судьбу Шукшина, под него подстраивается. Куда ему! Тот  в отношениях с жёнами буйствовал, пил, матерился, топором грозил, бросал - вот это народный Стенька!

А Бородин был примерный мужичок, в  него влюблялись романтические особы, стихи писали и песни пели. Он изловчился одной из них не позвонить даже по делу.
“Вот Чехов был первейшей сволочью, а изображал себя интеллигентом, на набережной Ялты видел одни свиные рыла(а так и было), о жене писал  нелестно”(она про себя знала, что так и есть)»Пьянеть от помоев» это ведь Чехов сказал.Это я к  теме «Шукшин и его женщины» подверстала.

Вот-те и дружи с писателем!
И сейчас при внимательном прочтении и в воспоминании чётко обозначены цитаты Л.И.
из Чехова. В нашем с ним интервью  27.6.95 он горько пошутил фразой из "Трёх сестёр" относившейся к Кулыгину," И вообще я весёлый человек". Кулыгин:"Я веселый человек, я заражаю всех своим настроением».
 А на встрече в Останкино 92го на вопрос о жене, сказал:"Что говорить- жена есть жена" . Это фраза Андрея о Наташе  из той же пьесы.

В моих прочтениях прозы Бородина на радио  текст подобен пьесе в чтении -  "литературным произведением, когда при сценической интерпретации выступает то, что не было видно,а теперь ярко, рельефно"(Критик Лавров, 1901.)Пьесы Чехова подобны рассказам на сцене.А лирическая проза Бородина на радио звучит как пьеса.

Бородин по здоровью  к Чехову подравнялся – тот тоже был тяжело болен в последние годы, раздражался, и вообще люди в конце жизни прозревают относительно своего окружения.  Л.И. действительно отпустил вожжи, но свои главные мысли проговорил в этом интервью чётко и внятно.
“Год чуда и печали”- философия для взрослых, а содержание для детей. Но ведь ему давно подсказал Бондаренко, что это “Маленький принц”.

Да, уловила его Капитолина Кокшенева, которой сейчас нет в редакции. Она примкнула к молодой журналистке Веронике Васильевой, опубликовав последнее интервью Бородина 16.4.12 в газете “Завтра”,”День литературы” , уже после его смерти. Новое руководство журнала во главе с Вячеславом Артёмовым К.К. называет “хозяйчиками”. Книгу рассказов “Киднепинг по-советски” они выпустили.Слово сдержали.Теперь  7-томник писателя готовят к публикации.(Издали.Учредили литературную премию его имени).

Разделились– там где Кокшенева и дочь Бородина Елена,- устроители  вечера памяти 17го  апреля 12г в Доме литератора. Новая редакция и жена не присутствовали и думают организовать вечер в годовщину смерти  писателя осенью. Кокшенева публикует последнее интерью 16.4.12 , не завизированное им.Лена за то, чтобы издавать наследие отдельными книгами,  жена –собранием сочинений.

В интервью Васильевой Бородин пишет о своих “университетах” во Владимирском централе, что перечитал всего Хоггарта, по-польски 12 томов Крашевского, всего Хэмингуэя по-английски(раньше писал, что читал Диккенса в оригинале, половину Фолкнера).”Я настолько начитанный человек, что ничего не читаю”.Как-то нескромно получается –это заявление и 12 томов на польской латинице, а Фолкнер и по-русски читается с трудом.

“Вы считаете    себя непрофессиональным писателем – это вас превозносит над ними?”-спрашивает Вероника.(Хоть кто бы сказал ему, наконец, кончай выпендриваться! -Л.К,).
 “Профи могут только писать. А я могу всё, что угодно, если подучусь”.(И всё-таки писал прозу и стихи получше, чем сцеплял вагоны).Вёл семинары молодых прозаиков, с 2003 преподавал в Литинституте, пока сил хватало – и всё непрофессионал? Да, не печатали, за нечитанные произведения в тюрьме гноили- но это был его выбор.

В благости посещения музея Перми в мае 2011го Л.И. заново продумывал свой путь на Голгофу, где хлебнул сверх меры, о журнале  говорил как о несостоявшемся проекте.
Сообщает, что был женат три раза. Первую, Веру, мать дочери Лены(60-64) он представил в мемуарах фотографией с бабочкой в кудрях. Свидетельством о браке и разводе.Она была русской.

С Ларисой Евсеевной Симонович 40г.р.они вместе с 73го. Куда же поместил вторую – в те 2-3 года перед первым арестом?Или просто пускает копателей по ложному следу? Сказал, что уничтожил все письма от жён, чтобы не копались, как у Пушкина!Буквально:”Фиг вам, ни до чего не докопаетесь!

”Солженицын, оттягивая присуждение своей премии и разделив  пополам с Панариным, наградив, но и место в литературе определив. Л.Бородин в ряду, но не выше Распутина(тому премия отдельно).
 
Л.И. всё-таки под известность Шукшина подвёрстывается, чей миф  в основном кинематографом раскручен. А здесь, с одной стороны полная закрытость, с другой –ищите меня и мои следы повсюду. Найдут  - всё на поверхности. Сам стал писать о двуотцовстве ещё в “Норильском дневнике”.

Из интернета о родных можно узнать только то, что писатель поведал – нет фамилии и отчества жены Симонович Ларисы Евсеевны, её даже в некрологе называют Евгеньевна, в другом опроснике - Алексеевна. Под фотографией  в мемуарах опускает фамилию отца матери Валентины Иосифовны, называя белорусом и только. Шеметас Феликс Казимирович - отец погибший в 39м, литовец. -”В лагере я был единственным русским”.

Ему для посмертной раскрутки как раз личной жизни нехватает, которую он таит. Стерильный –это не для нашего народонаселения. Капитолина Антоновна Кокшенева, в журнале с 93го, уже  объявила о книге воспоминаний. В видео кадрах последних лет работы редакции  потухший и больной Бородин силится вести журнал, она сидит  развалившись в кресле. А в своём блоге после перечисления всех возможных академических регалий предстаёт реально, как в мечтах – в роскошных апартаментах вологодского пансионата,  на кровати, покрытой шкурой  чего-то рыжего и мохнатого. С лапками. Затем у зеркала, накинув шкурку барса. Интерьер её выбора с роскошной мебелью  выдаёт её как мещанку новорусского толка. Причём здесь аскетизм нищего журнала?

На фотографии этого интервью хорошее фото Л.И., где прямой свет сглаживает морщины. Его комнатка-келья, где я побывала, но детали:занавеска, экран компьютера, комодик -  другие.”Полмира объездил”, премии получал почти ежегодно –на жизнь хватало. Жаль, что западные гонорары  быстро спустил, а то бы купил не  скромную дачку, а  дом - мемориал.
Он испугался моего прихода не только из-за выглянувшей из-за двери соседки(и это тоже),  и потому, что привык скрываться и скрывать свою норку, келью. На подвесной полке (с его западными публикациями за стеклом) стояли иконы в ризах.

Вся редакция о его чувствах ко мне знала, и некоторые сопереживали ему – он о своих страданиях рассказал в “Юности” “Как он мог…” По наивности я пять экземпляров своей книжки с пластинками подарила руководству журнала. Мой портрет  с пластинки "Любовь до встречи" в те времена стоял на его рабочем столе.
 
А теперь послушаем как он опять сел на своего любимого конька современной эстрады.“Современные ритмы – бетономешалки.В нашей эстраде первой диверсией была Пугачёва. Она начала кричать и кончилось всё визгом Долиной.
Тексты Гребенщикова – бред страшный. У нас была песенная культура, теперь она уничтожена. Нарушен биоритм души – уже ничто не поможет.Оратории Свиридова для меня трудны, их не понимаю ”.

Преподавал в Литинституте с 2003го (видимо недолго – и семинары в Липках с молодыми прекратил, и из Общественного Совета вышел в 2008. Где сил взять?

Русские премии: Премия Москвы вместе с Георгием Свиридовым в самом начале 90х, когда нуждался и на дорогах “бомбил”. Профукал денежки западных премий, как Егор Прокудин – позвал всю труппу театра  с пьесой о лагере в ресторан.90й

“Царица смуты” –Пушкинская премия 1996го года
Литературная премия им. Платонова 1997(возможно за “Трики”)

Премия Солженицына 2002
Орден Преподобного Сергия Радонежского   третьей степени 2008

Большая литературная премия Союза писателей России за мемуары “Без выбора”                2004
Премия Ясная Поляна за “Год чуда и печали”   2007
Телеграмма Президента к юбилею 70летия      2008

Ладил с государственниками (Сурковым, Леонтьевым), но правительственных премий не получал. В начале 90х от одной западной премии отказался. Здесь он подражал Солженицыну. Заморочил ему Вл.Бондаренко голову своей раскруткой. Стал себя “под великими чистить”.Потому  ещё чистил свою личную жизнь, что не хотел сохранять  второй план –быт. Была одна женщина, что вознесла его в стихах и песнях до небес, и дружила до конца его дней - её  туда же – к замолчаным.

“Безупречный витязь Росиии” – здесь он идёт вровень с Клыковым. Тот ещё прославился как  антисемит, Бородин с Шафаревичем –теорией “малого народа”, мало хорошего принесшего большому русскому брату. Главный постулат Бородина, пронесённый  через всю жизнь -  ТРИ ХА – христианизация политики, культуры и экономики.Здесь он впереди планеты всей.

Вероника Васильева едва выговорила “православизация”, я -  “оправославливание”. Если она брала у него интервью и фотографировала в его комнатке, надо было эту милую девушку обнять и приласкать. Текст записан, на мемуары он не потянет, чего бояться? Так бы он комплекс  невстречи со мной  изжил.Но жизнь уже истончилась предельно.24.4.12

Бородин умер через 20 лет после нашей встречи.Похоронен невдалеке от своего сельского дома в Сергиевом Посаде (Загорске) у дороги.Последнее пристанище на сельском кладбище – и там покой, - писала я  в “Счастливом конце”(1995).В  песне “Наша невстреча”:“В Загорске заутренний звон отзовётся. У дальнего моря тобою поётся …”

На фотографиях Елены Сальниковой похорон Бородина впервые увидела его жену Ларису Евсеевну - милая, седеющая.Рядом дочка Оля. Галчонок поникший.
Внук Вася, сын старшей дочери Елены, высокий молодой мужчина. Он нёс гроб с другими мужчинами. Стоял без шапки в морозный промозглый день. Деревянный крест с фотографией и венками. Могила в живых цветах.

До свидания,дорогой Леонид Иванович! Танечки Синицыной уже нет два года.Она вас любила и понимала, как никто.

Хмуриться перестаньте!
Цифры ваших лет переставьте!
И не представимое - вы и я вместе-
В это мгновение представьте.

Этимология "счастье" -от слов
Со-частие  и се-частие. Значит сие
жизни миг и часть её
В любви и соучастии. лето 1991

В прозрачности Генуэзской
День печалью отсвечен.
Он позвонил мне вера вечером.
Не поняла вчера,так сегодня пойму -
Потому мне грустно,
Что о тебе я скучаю -не по нему 28.5.91 Генуя


http://radioteatr.su.swtest.ru/Files/sbck.mp3
Стихи Леонида Бородина (Читает Л. Корина, музыкальное сопровождение гитариста Вадима Ефимова. Музыкальный антракт: композиция Вадима Ефимова “Байкал” и вариация для гитары Владимира Дубовицкого “Не пробуждай воспоминанья” в исполнении Вадима Ефимова.)

http://radioteatr.su.swtest.ru/Files/ynb.mp3
 «Я не боюсь моря» (Интервью с Леонидом Бородиным. Звучат отрывки из его произведений в исполнении Л. Кориной, эфир радио 1 Останкино 27.06.1995)5.12.17

Людмила Корина читает свои стихи прозвучавшие в эфире в записях ДЗЗ в 1993-1995 годах.Радиотеатр Людмилы Кориной ПОЭЗИЯ
Вариации "Не пробуждай" В.М. Дубовицкого играет Вадим Ефимов

Людмила Корина 15.11.16  Генуя


Рецензии