О настоящем счастье и преданности достойной цели

      Размышления над книгой Сергея Стряпухина «Отблески настоящего счастья».
      На земле только человек может относиться к себе критически, подвергать сомнению свои действия, давать внутреннюю оценку. Он рассуждает, судит и осуждает, либо доволен собой, поощряет. Разум подсказывает ему несовершенство или свидетельствует совершенство. А совесть тоже не молчит. Даёт оценку фактам.
      Для человека естественно хотеть быть лучше и иметь больше возможностей, чем у него есть в действительности.  И он стремится к этому, если хочет этого взаправду. Передо мною роман Сергея «Отблески настоящего счастья», но я уже читала его фантастику, рассказ «Огненный цветок» (ж-л «Фанданго», № 24, 20015 г.), рассказ «Наваждение» в керченском сборнике «Голоса молодых», рассказ «Последний бой» в альманахе «Стремятся к небу обелиски». Альманах «Исповедь у Меотиды -5» представил его работы «Волки», «Монолог о море».
      Сергей проходит становление писателя в Крыму, а родился он в городе Львове. В 2007 году  призван в армию во внутренние войска Украины. После переворота в 2014 году был отправлен в так называемую зону АТО для несения службы на Мариупольском блокпосту, но в боевых действиях не участвовал. Через месяц после отправки в Мариуполь подал рапорт об отставке и, не дожидаясь официального увольнения, переехал с семьёй в Крым. Причиной этого стал отказ воевать с Донбассом. Писательским творчеством занялся в 2007 году, а роман начал писать в 23 года. Жизнь сразу поставила перед молодым человеком нелёгкие задачи: как жить, как поступать, когда тебя заставляют стать убийцей. Действительность и представления о жизни, а тем более мечты – никак не совпадали с тем, что принесли перемены в стране, дикий переворот и не менее дикое беззаконие. В таких условиях мог ли человек просто жить, потому что он человек, быть самим собой, расти, совершенствоваться? Вот на эти вопросы и стремился ответить молодой писатель. Печатать свои произведения на Украине он не мог, так как писал на русском языке. Крым дал такую возможность для встречи с читателем. Итак, роман «Отблески настоящего счастья».
      Герой книги, будущий журналист, студент пятого курса университета Ивана Франко Кирилл Чернов с самого детства понял простую истину, которая и мне близка и понятна: чтобы чего-нибудь в жизни добиться, нужно стремиться к знаниям.
      К достижению цели повела записка, встреча с Емельяновым Михаилом Степановичем и его обстоятельное, проникновенное, лучше сказать, пронизанное любовью и болью повествование. Очень интересно композиционное построение романа: журналист рассказывает, о чём поведал ему генерал милиции в отставке. Это рассказ в рассказе, рассказ в квадрате. (Вспомним, у Лермонтова  есть стихотворение «Сон» – сон в кубе).
Легко читается первая часть романа. Написано образно, убедительно, хорошим языком, веришь повествованию пожилого человека. Его приятно слушать, у него красивая литературная речь, плавные синтаксические конструкции, разнообразный, правильный, разумный лексикон, глубокие логичные  рассуждения, мудрые выводы.
      Погоду, природу, город, горы мы воспринимаем через ощущения молодого героя Сергея. А он не равнодушен к жизни, любовь и упрямство развили в нём способность действовать по внутреннему убеждению: начать бегать, заняться альпинизмом, и попутно бросить курить. Он убеждает себя и Кристину, что это дружба, но время показало, что это чистая, светлая любовь, красивая любовь – Любовь в высоком смысле. Мы видим внутренние переживания героев, жизнь современной молодёжи, ощущаем реальную историческую обстановку, критическое  отражение действительности. Сергей взрослеет, сталкивается с жестокостью. Порой мне хочется поставить знак равенства между Сергеем и Михаилом Степановичем. Почему?  Очень зрелый, правдивый и откровенный посыл идёт к читателю. Сергей рассказывает о зарождении любви, о борьбе за простое внимание девушки, затем о стремлении быть с ней на равных. Любовь. Он трижды рассказывает эту историю. И далее мы прослеживаем, как реалистические картины доходят до натурализма, жестокого и беспощадного.
      Вторую часть книги «Полон боли, ненависти, злости» читать тяжело.
Ещё в первой части книги я ловила себя на мысли, что идёт психологическое раскрытие внутреннего мира героя, что этому способствует  точный и ясный реалистический стиль. А во второй части психологизм доводится до беспощадности, до грубого натурализма. Возникает страшная напряжённость, сосредоточенность на боли, на мести. Ведь и эпиграфом ко второй части взяты слова Фридриха Ницше: «Вера в причину и следствие коренится в сильнейшем из инстинктов – в инстинкте мести».
Далее сюжет строится на желании мести, на реализации её. Во время своих рассказов ладони Сергея сжимаются в кулак и не только. И только один из убийц, истязателей Кристины, только Денис,  услышав рассказ Сергея, испытав муки, вдруг почувствовал другую боль, теперь совесть, душа его терзала больше, чем въевшиеся в тело шипы проволоки.  Сергей слышит:
«Прости… и … убей. Не смею… просить,  потому что сам… этого не сделал… не прекратил боль». Только Денис представил, насколько дорога была девушка Сергею. Только он понял, что заслуживает этой боли.
Любовь Сергея настолько охватила его, жива в нём, а потеря девушки нестерпимо болит, что ему хочется эту боль заглушить криками своих пленников, теперь уже его жертв.
«Ярость с ещё большим напором вспыхнула в глазах … Его переполняло желание слышать крик от боли. «Ты не сильно кричишь,  – говорит он, – тебе недостаточно больно». Ему хотелось вырезать сердце, но он понимал, что спешить не стоит. «Я хочу, чтобы ты чувствовал боль, как чувствовала она».
Далее мы слышим, что Сергей понимает свои действия, но он и объясняет их: «Ты не способен понять, что может любить человек настолько сильно, что готов за него превратиться в сумасшедшего садиста. Я ведь никогда таким не был. Я был счастлив. Она меня сделала счастливым…  Принесла свет в мою серую жизнь… Теперь я обязан делать то, что делаю. Я превратился в монстра, подобного вам. Я растерзаю вас»!
      Вертит нож, смотрит с сарказмом, вспомнил, как наслаждался криками первого насильника. И ему стало хорошо. Ему вновь удалось заглушить до сих пор разъедающую изнутри боль криками своей жертвы. Жертва со страхом смотрит на безумца. Сергей же с размаху отрубает ногу пленнику мачете. Насильник закричал громко, дико. Сергей был весь в крови. Он зверским, ненавидящим взглядом смотрел на корчащегося на крюках пленника и только сильнее сжимал мачете…  Берёт мешочек с солью. Ему надо было продлить муки жертвы, сделать их невыносимыми, адскими.
      Жутко то, что прежде Сергей включал магнитофон, откуда звучала музыка из любимой оперы Кристины. Музыка и орудия пыток – рядом.
Только послушайте. «Он наслаждался звуками какого-то симфонического оркестра». Рядом на цепи висит Женя, он очнулся. На фоне оперной музыки сначала «едва слышится лёгкий звон цепи», «затем сильней и громче», и вот «крик, который пытался перебить звук музыки – ПОУБИВАЮ!»
И далее – жуткая картина! Сергей заговорил с пленников: «Ты ведь слышишь. Сейчас тебе очень больно, но постарайся сосредоточиться и вслушайся. Это опера, но эта опера была её самой любимой». Он подошёл, снял ботинок, крепко схватил ногу, м-е-д-л-е-н-н-о  всунул лезвие ножа в ступню. Застопорило…  Вышло с другой стороны. Женя взвыл. Сергей смотрел на окровавленное лезвие и замер до тех пор, пока крик пленника не превратился в хрип.
Сергей затем говорит «медленно и задумчиво». «Он играл со своей жертвой. У него чесались руки».
Пытки описаны так детально, что становится страшно, чтобы эти страницы не стали инструкцией отморозкам.
Сергей убивает убийц, насильников любимой. Помогло ли это ему? Нет.
Вместо облегчения, пришло бездушие и ясность того, что смертью смерть не изгладишь. Он говорит: «Я чувствую себя ублюдком, но убеждён в своей правоте».
      Михаил Степанович, генерал милиции в отставке, понял, кто творит расправу. Он должен арестовать Сергея, поступить по закону. Но он хорошо знал и очень хотел, чтобы Сергей закончил то, что начал. Никто не догадывался, как  радовался Михаил Степанович, глядя на растерзанные тела ублюдков, убивших его дочь. Как он мечтал, что пожмёт руку тому, кто это сделает с ними. Как скажет, что благодарен. Он всю жизнь оставался честным милиционером, но теперь его честность имела совсем другое значение. Он знал, как должен поступить. 24 часа свободы даны Сергею…
А теперь подумаем вместе над вопросами:
1. Михаил Степанович предал свои принципы?  Он  нарушил святость закона, который привык выполнять неукоснительно?
2. Он хотел отомстить за дочь, а сам мог бы это сделать?                (Так, как отомстил Сергей, он никогда не смог бы отомстить).
3. Что движет Сергеем? Ум, доброта?  (Им движет месть, а в таких случаях ничего, кроме глупостей, наделать нельзя).
4. Когда Сергей прощается с Кристиной?  Почему? Исповедь, стр. 271-272.
5. Как получилось, что имя Сергея не появилось ни в одном отчёте?
6. Генерал уверен, что имя Сергея никогда не всплывёт? (Да, он задействовал все связи!).
7. Мы  с вами на чьей стороне?
8. Какая надпись на могиле Кристины? «Все люди добрые. Просто некоторые об этом забыли».
9. Можем мы здесь говорить о достойной  цели? В чём она?

          Вот доказательства, что в романе есть и философская направленность, мощный посыл раздумий читателю.

         Пытка, кровь, боль – не по душе нам. Хочется стать на сторону Сергея. Но эта крайность, жестокость, даже если она касается подонков, извергов – к ней не хочется прибегать.
Ещё вопрос.
Разве не случаются в семьях насилия, а люди продолжают жить и не мстить. Так  что, в мире любят как - то не по-настоящему?
А если это чувство особенное, настоящее, то оно обязательно заканчивается трагически?
      Роман не оставляет читателя равнодушным, его не просто читаешь, над ним размышляешь, споришь, замолкаешь, ужасаешься и снова читаешь. В романе – жизнь, а она редко бывает ласковой и безоблачной, но прожить её надо достойно, всегда оставаться Человеком.


 Роль поэта
Сонет
Терять любимых тяжело,
И болью тянутся минуты.
Добро перетекает в зло,
Чтоб мстить убийце, страшно, люто.

Но роль поэта высока:
Страницы – не арена горя,
И пусть инструкцией для боли
Не станет быстрая строка.

И душу не купать в крови,
А восхитить гуманным словом:
Строка с Божественной основой
Добавит света и любви

И завершит дела – до глянца,
А жизни миг – в объятьях танца.
                16 ноября 2016г.


Рецензии