Сокрушительная платоническая любовь Бала-маскарада
Замечательный был сегодня (14 ноября) «Бал-маскарад» Верди в Мариинском театре! Так и хочется перефразировать знаменитое высказывание А.П.Чехова («В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли»), говоря об этом спектакле. Великолепно пели, хорошо играли, меня радовали костюмы и декорации, очень помогала проникнуться трагической историей любви и ревности сценография и режиссура. Все это вместе создавало на сцене захватывающую, динамичную, очень понятную и вызывающую сочувствие и размышления человеческую драму, да еще в такой прекрасной музыкальной «обертке», что ее хотелось слушать и слушать. Верди в своей поразительной красоты опере «Бал-маскарад» доносит до нас события пьесы Эжена Скрибы «Густав III Шведский», но переносит действие Соединенные Штаты Америки XVIII века, еще до их превращения из колонии Великобритании в свободную страну. Сходные события действительно имели место в жизни. Но трогают они зрителей и слушателей оперы, прежде всего, потому, что эта вечная тема борьбы любви и долга, верности и измены, ревности и мести, воплощена в гениальной музыке лучшего оперного композитора всех времен и народов. А если опера еще и достойно поставлена, если постановка не отвлекает во время спектакля на ненужные внутренние споры с режиссером, трагедию любовного треугольника Амелия – Ренато – Ричард воспринимаешь, как собственную.
Амелия в исполнении Татьяны Сержан была одновременно и решительной, и трогательной, ее голос, как всегда такой красивый, сильный и выразительный, «рисовал» все переживания своей героини и не требовал больших внешних драматических дополнений. Для меня она сегодня была центром притяжения всего спектакля. Ренато, впечатляюще спетый Алексеем Марковым, был, как мне кажется, слишком надменным и деспотичным. Поэтому скорее понимаешь, почему Амелия обратила внимание, а потом влюбилась в более мягкого по натуре Ричарда, чем почему она так легко простила мужа в финале, хотя тот убил своего ни в чем не повинного друга, которого она любила, пусть и платонически, третировал и унижал понапрасну ее саму, хотел лишить жизни, садистски заставил тянуть жребий, кому убивать дорогого ей Ричарда, даже сына без всякой причины предложил в заложники заговорщикам. Я ненароком подумала, что такого мужа любить трудно, хотя XVIII век – время долга, а не выбора своей пары по любви. Ричард в исполнении Дмитрия Воропаева (прекрасный дебют!) очаровал своей душевной щедростью, доброжелательность и великодушием. Правитель XVIII века в далекой Новой Англии, обладающий обостренным чувством чести, и по отношению к другу, и к полюбившейся ему женщине, – редкая птица. В целом, очень проникновенно и красиво звучал голос певца, давая зрителям почувствовать переживания, сомнения и терзания персонажа. Очень было его жаль, ни за что убитого, преданного другом, а в итоге – и любимой женщиной, которая рыдает не около него, а в объятиях мужа, его убийцы.
Прекрасно звучала музыка, такая особенная в этой опере, оркестр под управлением Карена Дургаряна был на высоте. Великолепна была колдунья Ульрика (Екатерина Крапивина, тоже замечательный дебют!). Хотя ее не превратили в негритянку, как задумано в либретто, она была очень колоритной предсказательницей судьбы. Хороши были и заговорщики (Илья Банник и Михаил Колелишвили), и Оскар, легкомысленный паж графа (Марина Алешонкова). Хотя в партии Оскара хотелось бы услышать певицу с более сильным голосом, поскольку ему Верди доверяет петь самые веселые и красивые мелодии в опере. Я слышала Суми Ио (Sumi Jo) в этой партии в видеозаписи оперы, подготовленной Гербертом фон Караяном, а реализованной Георгом Солти (1990), и это поистине блистательные фрагменты. После этого трудно примириться с неплохим, но не достаточно звучным исполнением.
Финал оперы берет за душу, хотя этот вечный сюжет любви и необоснованной ревности нашел отражение у многих великих писателей, поэтов, композиторов. Пьеса и оперы «Отелло» Шекспира, Россини, Верди. Драма «Маскарад» Лермонтова. Но и у почти современников есть что-то похожее. Достаточно вспомнить роман Джека Лондона «Маленькая хозяйка большого дома», где героиня в один прекрасный день понимает, что одновременно любит мужа и его друга, оба достойные люди, оба отвечают ей взаимностью (друг все-таки платонически), и она не может сделать выбор, мучается от невозможности разрубить этот гордиев узел и стреляет в себя из охотничьего ружья мужа к ужасному горю обоих мужчин…
У Верди в «Бале-маскараде» эта коллизия дается бесхитростно, и поэтому очень трогательно и выпукло. А не отвлекающая от сюжета, музыка и пения постановка ярко высвечивает волнующую каждого историю. Муж любит жену, она его – тоже, но что-то (обычно это какой-то пробел во взаимоотношениях, нехватка чего-то – тепла, эмоций, внимания) заставляет ее обратить внимание на друга мужа и влюбиться в него. Но из чувства долга она пытается избавиться от предосудительного влечения, любой ценой. Однако «благими намерениями выстлана дорога в ад». Ее тайна случайно становится известной Ричарду, объекту влюбленности Амелии, и соблазн реализации взаимности чувств ввергает героев в драму, завершившуюся убийством соперника из ревности. Фактически в сюжете оперы показаны несколько типов любви, которые и сегодня никуда не делись, ведь человеческая психология – одно из самых консервативных проявлений людей. Истинная любовь, эгоистическая любовь, жертвенная любовь, платоническая любовь… Опера невольно заставляет задуматься, что в любви главное – свой эгоистический интерес, благополучие любимого человека, выполнение долга? Что считать неверностью, изменой? Влюбленность как возникшее чувство, платоническая любовь – это измена или нет? А измена в мыслях? И какова плата за нее? Все эти вопросы нередко в разное время встают перед многими людьми в реальной жизни. И ответ на них зависит от обстоятельств, от взглядов людей, от их характеров. И каждый разрешает коллизию по-своему. Сегодня мы уже не поставлены в жесткие рамки законов, традиций, общественного мнения, предрассудков и осуждения. Такие проблемы можно успешно разрешить бескровно. Что, собственно, и хотел сделать склонный к миролюбию Ричард. Он решил расстаться и с другом, и с его женой навсегда, отправив их в Англию и отделив любимую от себя океаном. Но многие по опыту знают, что нереализованная любовь, нередко оказывается самой сильной, самой устойчивой и сокрушительной, самой долговечной. И платоническая любовь часто вызывает не меньшую ревность, чем вполне земная. И, наверное, не случайно. Потому что большинство, видимо, интуитивно чувствует, что сильная любовь – это настоящая броня, она делает невозможными не только измены, но даже мысли о них. А если такие желания и помыслы возникают, значит, любовь либо совсем ушла, либо начала уходить, иногда не без причины. И мудрое решение, которое принял Ричард (он хотел добра той, кого любил, а не себе), – разъехаться, иногда ничего не решает, а просто делает несчастными всех участников любовного треугольника. Сегодня такие вопросы все-таки юридически решаемы, но в XVIII веке, увы, – нет. Но какая мука жить после этого!
Когда я слушала в финале оперы последние слова умирающего Ричарда, который простил всех участников своего убийства и помиловал их своей властью губернатора, то подумала: «Бедная Амелия (ведь она спасала мужа от смерти, когда открыла свое лицо и позволила себя узнать заговорщикам, а он этого не оценил)! Даже, если на словах муж ее простит (за мысли!), то не забудет! И превратит ее жизнь в ад, поскольку будет попрекать ее при каждом удобном случае. Как же она все это вынесет?»
В Михайловском театре, где прошлой весной я впервые слушала эту оперу в «декаденской» постановке бывшего директора Латвийской оперы Андрейса Жагарса, спектакль заканчивается, вопреки либретто и логике, самоубийством Ренато. Но это психологически кажется совершенно неправдоподобным – иначе, зачем убивать соперника? И воспринимается уж совсем эгоистичным и безответственным – на кого же жену с сыном бросил?
Поэтому, когда опустился занавес в Мариинском театре, я еще раз порадовалась такой красивой, психологически и исторически выдержанной постановке этой оперы на основе итальянских версий, осуществленной Андреем Кончаловским. И решила, что обязательно пойду на нее еще не один раз, тем более, что моя мечта пока не осуществилась. Я с лета хочу услышать в партии Ренато Владислава Сулимского, потому что мне нравится слушать этого прекрасного певца в операх Верди вместе с Татьяной Сержан. А кроме того меня восхитила запись арии Ренато, выложенная на странице официальной группы певца ВКонтакте, но она такая короткая. Может быть следующий «Бал-маскарад» в этом сезоне пройдет с участием Владислава Сулимского? Как было бы хорошо!
Свидетельство о публикации №216111500324