Посадил дед репку. Быль

– Посадил дед репку…, – старательно диктовала семилетняя Наденька своей маме.
– Погоди. Я не успеваю записывать. Ещё раз, помедленнее и отчётливее.
– Посадил дед репку…, – по складам, более медленно и отчётливо проговорила Наденька. – Выросла репка большая-пребольшая… – так же, по складам, медленно и отчётливо диктовала Наденька своей маме.
Читатель в недоумении. Что всё это значит? Что это за репка выросла? Зачем? А дело вот в чём. Недавно я услышала передачу, которую проводила радиостанция «Комсомольская правда». Вёл её Герман Стерлигов и его сын, Сергей. Меня заинтересовало в большей степени не то, что они говорили, а то, как они говорили. Прежде всего, как говорил Сергей. Парень страдает логоневрозом. Чувствуется, что он проходил курс речевой коррекции у логопеда, возможно, не один раз он проходил этот курс. И всё-таки проблемы у него остались. Выходить с такой речью на публику не надо. Это мучительно. Лучше таких страданий избегать. Трудности можно и нужно преодолевать более гуманным и результативным способом. Я пишу об этом так открыто, потому что беда Сергея мне понятна и близка. Я много лет страдала тем же недугом. Всё было: и логопедия, и гимнастика Стрельниковой, и всевозможные упражнения. Помогало, но только отчасти и ненадолго. Печальное про-шлое возвращало меня на исходные позиции. Однако, не было бы счастья, да несчастье помогло. Грянула перестройка. Всё полетело кувырком. Перестали платить зарплату мне и моему мужу. Тогда я уже получала пенсию как инвалид третьей группы по зрению. Так и пенсию постоянно задерживали. Денег не было, а сын-школьник – был (он и сейчас есть, только уже взрослый мужчина и отец двоих детей). Сына надо было кормить и одевать, а на какие деньги? Я была в отчаянии. Что было делать? И тогда мне в голову пришла безумная мысль: а что если заняться корректированием речи людей, заинтересованных в этом? Я ведь знаю, как это делается. Может быть, удастся хоть что-нибудь заработать. Дала объявление в газету. Нашлись клиенты. И началось в моей жизни нечто непредвиденное мною прежде. Очень скоро я заметила, что моя собственная речь избавляется от недостатков, что я сама меняюсь, что исчезает страх речи, исчезает моя зависимость от меня самой. Я стала свободной. Я уже не думала о том, как я говорю, я начала думать о том, что я говорю. Тогда я решила изменить привычную практику работы логопедов, основываясь на моих наблюдениях. Я предлагала своим ученикам взять на себя роль логопеда. Они к этому отнеслись с осторожностью и недоверием, но всё-таки подчинялись. Более охотно они диктовали мне тексты, а я их записывала. Сначала это были стихи. Не скачкообразные, а напевные. Стихи считывались с книги, а потом они диктовались по памяти. От стихов мы переходили к прозе. Я писала под диктовку небольшие рассказы, затем записывала под диктовку пересказы этих рассказов. В довершение к этому они надиктовывали мне рассказы о своей жизни, о своём опыте, о прочитанных книгах, о просмотренных кинофильмах и т.д. И всё это они мне надиктовывали, а я записывала. Писать я не спешила, так что у них была возможность  не торопиться, говорить с толком, сосредоточенно. Один мой подопечный назвал такие уроки уроками «наглости». Пожалуй, это так. Слова: дикция, диктор, диктант, диктатура, диктатор в основе своей родственны, чувствуется связь между ними. Диктаторами мои ученики, надеюсь, не стали. А вот их закрепощенность, закомплексованность исчезли. Представьте себе состояние человека, которому предлагают пройти по узенькой дощечке, лежащей на полу. Пройдёт и не коснётся ногой пола. А поднимите эту дощечку на высоту в десять метров – не справится. А если эту дощечку поднимать постепенно над полом – исчезнет страх высоты, неуверенность, появится положительный опыт и способность находить выход из затруднительных ситуаций. В Японии, я слышала об этом от кого-то, существует способ избавления от закомплексованности таким образом: человек входит в вагон электрички или трамвая и начинает петь гимн Японии. Окружающие уважительно относятся к такому пению.
Но даже при самом благополучном исходе  речевых занятий надо поддерживать себя в хорошей физической и нравственной форме, молчаливым тоже быть не рекомендую. Вдруг из подсознания выскочит призрак прошлого. Надо с ним тут же управиться.
А что было дальше со мной? С речью было всё в порядке, но я попала в поле зрения налоговой инспекции. Меня оштрафовали на 125 тысяч рублей. Деньги были те ещё, с тремя нулями, которые потом упразднили. Мало этого, мне было велено перечислять часть своих доходов на счета пяти организаций. Каких – уже не помню. Мне надо было заполнять пять платёжек и перечислять деньги через сбербанк. От всего этого я поблекла. Лишняя забота, лишняя трата времени, которого и так катастрофически не хватало. Мне ведь надо было работать там, где не платили, управляться с домашними делами, уделять внимание подрастающему сыну, не забывать о муже. К этому прибавилось ещё одно обстоятельство. В какой-то очереди я разговорилась с одним милым человеком, который оказался юристом. Я рассказала ему о своих логопедических делах. Он предупредил меня, что моя практика незаконна, так как у меня нет специального образования, что мне надо оформиться целительницей, и тогда всё будет законно. Это меня доконало. Логопедом мне быть нельзя, а мошенницей можно. Странное у нас законодательство…
К этому времени мой муж наладил отношения с радиорынком, и мы начали зарабатывать средства для существования там. Логопедия осталась в прошлом. Я жалела об этом, мне нравилась эта работа. Мне нравилось наблюдать, как меняются мои подопечные, как поднимает их победа над их бедой.
А рынок? Рынок я не любила. Он многих спас тогда от голода, но он был грязный, жестокий, безнравственный. Там я заполучила туберкулёз лимфатических узлов и бронхит из-за постоянных переохлаждений. Пришлось потом долго лечиться. Когда обстоятельства позволили, я с удовольствием покинула рынок.
Теперь о том, как говорил Герман Стерлигов. Говорил хорошо, правильно, придраться не к чему. Однако, чрезмерная страстность, эмоциональность его речи  обескураживает. Кто-то, не знаю, кто сказал такую фразу: «Юпитер, ты сердишься? Следовательно, ты не прав». А ещё есть романс, а в нём такие слова: «Ямщик, не гони лошадей…». Правдой, как и кувалдой, надо пользоваться осторожно, а то ведь и пришибёшь ненароком не того, кого надо пришибить.
А зачем я всё это написала? Приходится видеть иногда молодых людей, у которых есть проблемы с речью. Для них я написала всё это. Не надо им никуда далеко ехать, чтобы помочь себе, и платить никому не надо. И вообще всё в этом мире не так уж и плохо.


Рецензии
Ирина, благодарю Вас за мудрый и очень нужный людям материал из Вашей жизни, практики. Но самое главное здесь, мне думается, дело в названии. Ведь мало кто догадается, что это путеводитель к общению проблемных людей, как маленьких, так и взрослых.
С уважением,

Лариса Потапова   04.07.2021 13:16     Заявить о нарушении