Ищем терпеливых молодых людей с правильной речью

«Ищем терпеливых молодых людей с правильной речью»

В пресс-службе Сбербанка заявили, что ситуация с фактической численностью персонала в кредитной организации обратная той, что указана в отчетности, – в 2015 году в банке произошло не увеличение, а снижение численности сотрудников на 1,7%. Как полагают эксперты информационно-аналитической службы Банки.ру, это может быть связано с разными методиками подсчета. Вероятно, Сбербанк апеллирует к отчетности по МСФО.

В Тинькофф Банке, который расширял штат сотрудников, связывают набор персонала с развитием существующих продуктов и проектов и запуском новых. «Чтобы развивать продукты, мы нанимаем квалифицированных IT-специалистов, мобильных и интернет-разработчиков. Также мы с радостью берем на работу молодых специалистов с аналитическим складом ума и выпускников технических вузов страны. Для поддержки клиентов мы нанимаем сотрудников в контактный центр Тинькофф Банка. Мы ищем доброжелательных и терпеливых молодых людей с правильной речью, способных быстро усваивать большое количество информации», — рассказали в банке.

Говоря о ближайших планах, практически все опрошенные Банки.ру представители кредитных организаций заявили, что в 2016 году существенных шагов по сокращению персонала не будет. Первый заместитель председателя правления Сбербанка России Лев Хасис ранее также заявлял журналистам, что масштабных сокращений в крупнейшем банке страны не ожидается. «Мы будем идти в рамках того тренда, который у нас был, но будем избегать резких движений, будем действовать эволюционно и плавно», — прокомментировал он.

В Росбанке планируемая оптимизация численности персонала в 2016 году составит около 5%, расходы«Ищем терпеливых молодых людей с правильной речью»

В пресс-службе Сбербанка заявили, что ситуация с фактической численностью персонала в кредитной организации обратная той, что указана в отчетности, – в 2015 году в банке произошло не увеличение, а снижение численности сотрудников на 1,7%. Как полагают эксперты информационно-аналитической службы Банки.ру, это может быть связано с разными методиками подсчета. Вероятно, Сбербанк апеллирует к отчетности по МСФО.

В Тинькофф Банке, который расширял штат сотрудников, связывают набор персонала с развитием существующих продуктов и проектов и запуском новых. «Чтобы развивать продукты, мы нанимаем квалифицированных IT-специалистов, мобильных и интернет-разработчиков. Также мы с радостью берем на работу молодых специалистов с аналитическим складом ума и выпускников технических вузов страны. Для поддержки клиентов мы нанимаем сотрудников в контактный центр Тинькофф Банка. Мы ищем доброжелательных и терпеливых молодых людей с правильной речью, способных быстро усваивать большое количество информации», — рассказали в банке.

Говоря о ближайших планах, практически все опрошенные Банки.ру представители кредитных организаций заявили, что в 2016 году существенных шагов по сокращению персонала не будет. Первый заместитель председателя правления Сбербанка России Лев Хасис ранее также заявлял журналистам, что масштабных сокращений в крупнейшем банке страны не ожидается. «Мы будем идти в рамках того тренда, который у нас был, но будем избегать резких движений, будем действовать эволюционно и плавно», — прокомментировал он.

В Росбанке планируемая оптимизация численности персонала в 2016 году составит около 5%, расходы на оплату труда банк сокращать не планирует.

Ждать ли новой волны сокращений?

Набор сотрудников в банковской сфере был более сдержан в течение всего 2015 года, чем в 2014-м, свидетельствует анализ активности работодателей на портале Superjob.ru. Существенный спад активности пришелся на конец I квартала 2015 года – количество вакансий сократилось на 17% по сравнению с началом года. Затем к сентябрю – ноябрю количество вакансий возросло до уровня начала года и стабилизировалось.

Представители HR-отрасли считают, что абсолютные цифры по количеству резюме в банковской сфере сравнивать год к году некорректно. Дело в том, что предложение от того или иного работодателя, размещаемое на рекрутинговых порталах, не говорит о реальном количестве сотрудников, которые будут набраны на данную должность, если речь идет о массовых позициях. К тому же претенденты на массовые позиции легко принимают предложения и в других сферах. Следовательно, неправильно считать их стопроцентными претендентами на вакансию в банке. «Сотрудники с относительно низкой квалификацией, начальных позиций практически не привязаны к банковской отрасли как таковой. Проще говоря, если закрывается конкретное отделение, то сотрудник фронт-офиса, как показывает анализ активности соискателей на Superjob.ru, может рассматривать вакансии и в других сферах. Например, «Административный персонал», «Продажи», «Поддержка клиентов» и другие», — поясняет руководитель направления исследований Superjob.ru Павел Лебедев.

Между тем тенденция к сокращению персонала в течение последних лет наблюдается у всех розничных банков в условиях сжатия рынка потребительского кредитования. По данным ЦБ, за 2015 год кредитование физических лиц российскими банками сократилось на 5,7%. «Русский Стандарт» и «Хоум Кредит» – розничные «монолайнеры», испытывающие самое серьезное давление в связи с падением розничного кредитования. Расходы на персонал в розничных банках традиционно выше, чем у корпоративных банков, поэтому вполне естественно, что в кризис именно розничные банки сильнее всего сокращают персонал», — отмечает директор аналитического департамента Национального рейтингового агентства (НРА) Карина Артемьева.

Директор центра экономических исследований университета «Синергия» Андрей Коптелов напоминает, что активное сокращение персонала банков «Русский Стандарт» и «Хоум Кредит» идет уже достаточно давно и связано с минимизацией убытков розничного бизнеса в связи с падением этого сектора российского рынка.

Как предполагает Андрей Коптелов, несмотря на заявления банкиров, в 2016 году многие кредитные организации продолжат оптимизировать численность своего персонала, поскольку на рынке уже существуют эффективные модели дистанционного банковского обслуживания. «Аналитика результатов перевода взаимодействия с клиентом в онлайн показывает возможность серьезного сокращения затрат. По факту иногда затраты могут сокращаться в десять и более раз по сравнению с классическим подходом к оказанию услуг», — считает эксперт.

Карина Артемьева придерживается другой точки зрения. Она полагает, что новой волны массовой «оптимизации» не будет. «С одной стороны, основная масса сокращений уже прошла, и сейчас банкам необходимо оценить их последствия для клиентского сервиса в части доступности и эффективности предоставления услуг гражданам. С другой стороны, при прохождении определенного порогового значения в той корпоративной структуре, которая сейчас принята в банках, дальнейшее сокращение персонала будет уже серьезно давить на операционную эффективность, репутацию банка у клиентов и увеличивать регуляторные риски, так как повышенная нагрузка на персонал увеличит процент ошибок, неточностей в работе, за которые сейчас регулятор спрашивает очень жестко», — говорит Карина Артемьева. Что касается розничных «монолайнеров», в них сокращения могут прекратиться или серьезно замедлиться, если темпы розничного кредитования покажут положительную динамику.

По мнению аналитиков, в рассматриваемых банках программы по оптимизации персонала не будут однотипными и соразмерными по масштабам. Судьба санируемых банков неясна. Поэтому вполне ожидаемо численность персонала там резко снижается, указывает Артемьева.

Средняя численность сотрудников крупнейших банков по данным ежеквартальных отчетов
 на оплату труда банк сокращать не планирует.

Ждать ли новой волны сокращений?

Набор сотрудников в банковской сфере был более сдержан в течение всего 2015 года, чем в 2014-м, свидетельствует анализ активности работодателей на портале Superjob.ru. Существенный спад активности пришелся на конец I квартала 2015 года – количество вакансий сократилось на 17% по сравнению с началом года. Затем к сентябрю – ноябрю количество вакансий возросло до уровня начала года и стабилизировалось.

Представители HR-отрасли считают, что абсолютные цифры по количеству резюме в банковской сфере сравнивать год к году некорректно. Дело в том, что предложение от того или иного работодателя, размещаемое на рекрутинговых порталах, не говорит о реальном количестве сотрудников, которые будут набраны на данную должность, если речь идет о массовых позициях. К тому же претенденты на массовые позиции легко принимают предложения и в других сферах. Следовательно, неправильно считать их стопроцентными претендентами на вакансию в банке. «Сотрудники с относительно низкой квалификацией, начальных позиций практически не привязаны к банковской отрасли как таковой. Проще говоря, если закрывается конкретное отделение, то сотрудник фронт-офиса, как показывает анализ активности соискателей на Superjob.ru, может рассматривать вакансии и в других сферах. Например, «Административный персонал», «Продажи», «Поддержка клиентов» и другие», — поясняет руководитель направления исследований Superjob.ru Павел Лебедев.

Между тем тенденция к сокращению персонала в течение последних лет наблюдается у всех розничных банков в условиях сжатия рынка потребительского кредитования. По данным ЦБ, за 2015 год кредитование физических лиц российскими банками сократилось на 5,7%. «Русский Стандарт» и «Хоум Кредит» – розничные «монолайнеры», испытывающие самое серьезное давление в связи с падением розничного кредитования. Расходы на персонал в розничных банках традиционно выше, чем у корпоративных банков, поэтому вполне естественно, что в кризис именно розничные банки сильнее всего сокращают персонал», — отмечает директор аналитического департамента Национального рейтингового агентства (НРА) Карина Артемьева.

Директор центра экономических исследований университета «Синергия» Андрей Коптелов напоминает, что активное сокращение персонала банков «Русский Стандарт» и «Хоум Кредит» идет уже достаточно давно и связано с минимизацией убытков розничного бизнеса в связи с падением этого сектора российского рынка.

Как предполагает Андрей Коптелов, несмотря на заявления банкиров, в 2016 году многие кредитные организации продолжат оптимизировать численность своего персонала, поскольку на рынке уже существуют эффективные модели дистанционного банковского обслуживания. «Аналитика результатов перевода взаимодействия с клиентом в онлайн показывает возможность серьезного сокращения затрат. По факту иногда затраты могут сокращаться в десять и более раз по сравнению с классическим подходом к оказанию услуг», — считает эксперт.

Карина Артемьева придерживается другой точки зрения. Она полагает, что новой волны массовой «оптимизации» не будет. «С одной стороны, основная масса сокращений уже прошла, и сейчас банкам необходимо оценить их последствия для клиентского сервиса в части доступности и эффективности предоставления услуг гражданам. С другой стороны, при прохождении определенного порогового значения в той корпоративной структуре, которая сейчас принята в банках, дальнейшее сокращение персонала будет уже серьезно давить на операционную эффективность, репутацию банка у клиентов и увеличивать регуляторные риски, так как повышенная нагрузка на персонал увеличит процент ошибок, неточностей в работе, за которые сейчас регулятор спрашивает очень жестко», — говорит Карина Артемьева. Что касается розничных «монолайнеров», в них сокращения могут прекратиться или серьезно замедлиться, если темпы розничного кредитования покажут положительную динамику.

По мнению аналитиков, в рассматриваемых банках программы по оптимизации персонала не будут однотипными и соразмерными по масштабам. Судьба санируемых банков неясна. Поэтому вполне ожидаемо численность персонала там резко снижается, указывает Артемьева.

Средняя численность сотрудников крупнейших банков по данным ежеквартальных отчетов


Рецензии